В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 2, 2007

Новые чтения на христианских иконах

Автор 22:01. Рубрика Новые исторические объекты

Таков весь текст фрески; как всегда, остается небольшая вероятность того, что что-то ускользнуло от внимания, а что-то прочитано не совсем так. Как и прежде, попытаемся организовать текст в связный рассказ.

ИСУС, СЫН ПЕРУНА, ВЬНУКЪ ЖИВЫ, БОГОЧЕЛОВЕКЪ СЬВЯТЫЙ, МАРИИ ЧАДО, СЬЛАВЯНИНЪ СЬ КАПИЩА. ВЕЛИКИЙ СЕНЪКА. Я — ЧЕЛОВЕКЪ. МАРИИ ПОЛЪ. НАЧЬЛО ВОЦЕРЬКОВЪЛЕНИЯ ЖЕНЪЩИНЬ. ЧЬЛОВЕКИ. ЛИКЪ. ЛОТ. ДЬЩЕРЬ. РУСЬ. РУНА СЬ НЕБЕСЬ. РУНА НЕБА. ЖИВЫ ТЕ РУНЬЦЫ. МОЛЮ. СЬЛОВЬСЕ. ЛИКИ. О. АГИОС НА ИКОНАХЪ. ГЪРЕШНА ПОЛОВИНА РАЯ ЗЕЛО ГОТОВА ПОЙТИ. А БОТЬСЯ. СЬВЯТЫМЪ ГЪРЕШЬНО ВЫНЪСЬТИ ПОСЬЛА ОТ ЖИВЫ. ВЕРУЮ ВЪ ЖИВУ РУСИ НОВОЙ. БОГЪ НАШЬ ТЪВОРЕТЬСЬ! ТВОИ РАБЫ ПОДЧИНЯТС! — В современной орфографии это можно передать так: ИИСУС, СЫН ПЕРУНА, ВНУК ЖИВЫ, БОГОЧЕЛОВЕК СВЯТОЙ, ДИТЯ МАРИИ, СЛАВЯНИН С КАПИЩА. ВЕЛИКИЙ СЕНЕКА. Я — ЧЕЛОВЕК. МАРИИ ПОЛ. НАЧАЛО ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ ЖЕНЩИН. ЛЮДИ. ЛИК. ЛОТ. ДОЧЬ. РУСЬ. НАДПИСИ С НЕБЕС. НАДПИСИ НЕБА. ТЕ ЗНАЧКИ — ЖИВЫ. МОЛЮ! СЛОВА. ЛИКИ. СВЯТЫЕ НА ИКОНАХ. ГРЕШНАЯ ПОЛОВИНА РАЯ ВЕСЬМА ГОТОВА ПОЙТИ. НО БОЯТСЯ. СВЯТЫМ ГРЕШНО ВЫНЕСТИ ПОСЛА ОТ ЖИВЫ. ВЕРУЮ В (БОГИНЮ) ЖИВУ НОВОЙ РУСИ. БОГ НАШ, ТВОРЕЦ! ТВОИ РАБЫ ПОДЧИНЯТСЯ!

Итак, перед нами текст в 65 слов, что примерно в 1,5 раза меньше, чем предыдущий. Но и это все-таки достаточно много. Помимо обозначения действующих лиц, как это было на мозаике Константинополя Х века, тут уже даны некоторые пояснения, например, что Иисус оказывается не просто внуком Живы, но и сыном Перуна, и славянином, и что он имел отношение к капищам Живы. Кроме того, здесь помещен римский философ Сенека с его изречением о человечности, но это, видимо не поощрялось церковью, поскольку он назван святым-грешником. Грешницами, хотя и святыми, считались женщины, чье воцерковление только начиналось. В отличие от греческой иконы здесь дается психологическая мотивировка поведения грешников: они готовы последовать за Иисусом в рай, но боятся Христа именно как посланца от Живы (а вовсе не от Отца небесного). Молитва “Верую” содержит не слова “во единого Бога-отца, вседержителя-творца”, а “в Живу новой Руси”. Под “новой Русью”, как я понимаю, подразумевается средневековая Киевская Русь, расположенная в ином месте, чем Живина, Балканская Русь. Безгрешным оказывается Лот с дочерью. Истинно христианскими выглядят два последних предложения насчет Бога-творца и насчет подчинения ему его рабов.

Сравнение с греческим текстом показывает, что разница между ними не качественная, а чисто количественная. Сюжетная канва та же, Христос считается внуком Живы; новым моментом оказывается то, что он не сын Иеговы, а сын Перуна. Но как соотносятся между собой Иегова и Перун — не уточняется; возможно, что это одно лицо. Новой является и психологическая мотивировка поступков изображенных на фреске персонажей. В остальном же различие состоит просто в иных персонажах и ином моменте новозаветной истории. Так что фреску Софийского собора по характеру надписей вполне можно поставить в один ряд с греческими прототипами.

Дополнения к чтению надписей на московской миниатюре. Напомню, что речь идет об изображении святого Глеба из Тульского словаря “Держава Рюриковичей” (7-8), где, правда, написано “Святой Борис” и иллюстрируется этим рисунком статья именно о Борисе Владимировиче. Но на самой иконе кириллицей написано ГЛЕБ. И помимо слов, написанных буквами кириллицы, на ней весьма много и слов, начертанных руницей.

Автор данной карикатуры был очень недоволен тем, что на Московский престол был возведен слабоумный князь. В этом мы убедились, читая надписи в предыдущей статье. Теперь продолжим чтение. Воротник приносит другие слова: слева – ЛИК СВЯТОГО, справа, после обращения в цвете – УСТЮЖАНИНА. Итак, малого того, что на московском престоле сидит представитель Великого Устюга, он еще и слабый князь. Ниже, между воротником и рукой можно прочитать слова КВАСНОЙ ПОКРОЙ МОСКВЫ, правее – У РУСИ, на руке и под ней – ЛИКЪ СЛАБОГО СЛАВЯНСКАГО МОСКОВИТА ТРУСОВАТОВА, а если прочитать далее, повернув изображение справа (вместе с рукой) на 900 вправо, то можно прочитать слово ПРАВОСЛАВНОГА.

Мое чтение среднего фрагмента миниатюры святого Глеба

Рис. 7. Мое чтение среднего фрагмента миниатюры святого Глеба

Получается, что вместо сильного и умного правителя Москва получила хотя и набожного, но весьма слабого и трусливого. Эти подробности расходятся со «Сказанием о Борисе и Глебе», где говорится о том, что Борис получил княжение в Ростове, а Глеб – в Муроме. В «Сказании» говорится также, что Борис и Глеб появились у Владимира от жены-болгарки, но не сообщается о том, что братья родились в Великом Устюге. И хотя Москва тогда еще не стала столицей, она, видимо, претендовала уже тогда на особый высокий статус, и потому отрицательно восприняла княжение слабого Глеба, который, к тому же, считался провинциалом, (принес с собой «квасной покрой Москвы»). Его православие ставится ему в укор. При нормальном положении этого же фрагмента надписи читаются слова ЛИКЪ ТРУСА.

Мое чтение нижнего фрагмента миниатюры Глеба

Рис. 8. Мое чтение нижнего фрагмента миниатюры Глеба

На нижнем фрагменте на узорах облачения Глеба можно прочитать слова ОН ВОР, ВОР, а также СПЕСИВ И СТРОГ; чуть ниже и правее – БЕЗЬ ЯИЦ (намек на то, что он вообще не мужчина) и БАЛБЕС; еще ниже – СОН ОТСУТСТВОВАЛ – ОТСТУПИЛ, СНИК. Таким образом, все характеристики Глеба – отнюдь не лестные. Еще ниже на облачении читаются слова СКЛОЧНИК И СКВЕРНЫЙ, а если повернуть нижнюю кайму облачения на 1800, можно прочитать слова ЛИКА СЛАВЯН С МИДИИ И КИПРОСА. Эта часть обличения Глеба не вполне понятна, поскольку неясно, каков был характер таких славян. Наконец, над кирилловской надписью БОРИС И ГЛЕБ можно прочитать слово КОМИК. Похоже, что перед ним начертаны слова ИПОХОНДРИК И, однако утверждать это наверняка, оснований нет. Но даже если этот маленький фрагмент прочитан верно, слово ИПОХОНДРИК должно было бы относиться к Борису, тогда как слово КОМИК - к Глебу.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.153sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.320 секунд