О названии славянских слоговых знаков
В.А. Чудинов
Как известно, знаки алфавита или азбуки называются буквами. А как назывались слоговые знаки докирилловской слоговой письменности? Об этом никаких сведений в русских летописях или иных исторических свидетельствах не сохранилось. Но зато сохранилось несколько надписей самими слоговыми знаками, которые позволяют нам прочитать эти названия.
Начнем с надписи, опубликованной в болгарском журнале «Археология» Павлиной Петровой и скопированной с камня, найденного в селе Крива-река [1, с.47, рис. 3], рис.1:
Рис. 1. Мое чтение надписи села Крива-река
Как видим, надпись смешанная, и читается она нами РУНАМИ ЛИЛИ, то есть ПИСАЛА РУНАМИ ЛИЛИ (ЛИЛИ – популярное и по сей день в Болгарии женское имя). Следовательно, в Болгарии слоговые письменные знаки назывались рунами. А в России?
Для ответа на этот вопрос рассмотрим надпись на пряслице из Рязани [2, с.299, табл. 71, рис. 12], рис. 2:
Рис. 2. Мое чтение надписи на пряслице из Рязани
Здесь надпись уже несколько иная, ПОПАДИ, РУНЪВА ПЪРЯДЬ, то есть ПОПАДИ, РУНОВА ПРЯДЬ! Нам кажется, что ее смысл состоит в пожелании пряхи, чтобы нитка попадала на веретено; нитка настолько перекручивается при сучении, что ложится петлями, напоминающими руны. Так что перед нами не только надпись ХII-XIII века, но еще и заклинание крестьянки. Еще более интересна надпись на височном кольце, точнее на формочке для его отливки из древнерусского города Серенска ХII-XIII вв., рис. 3 [3, с. 142, рис. 48-8].
В центре показан общий вид формочки, слева – увеличенное изображение рисунка на височном кольце, справа – то же изображение, но зеркальное (ибо на отливке изображение будет зеркальным), в центре крупно – наше деление лигатур на отдельные знаки и их чтение, дающее текст: РУСЬ. РУНОВИ ЖЕСЬТЬКИ, то есть РУСЬ. РУНИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ (СЕРЕЖКИ).
Еще более интересна надпись на можжевеловой палке из Новгорода, которую приняли за эталон локтя, отнеся к ХI-XII вв. и считая символы за знаки собственности, рис. 4 [4, с. 264, рис. 2]:
Рис. 3. Мое чтение надписей на литейной формочке
С нашей точки зрения, каждый узор в виде веточек с листьями есть лигатура слоговых знаков; тем самым все 5 надписей на стержне читаются: 3 раза РУНОВЬ и 2 – РУНОВЬ КОЛЪ, то есть КОЛ, ПОКРЫТЫЙ РУНАМИ. Скорее всего, перед нами жреческий магический жезл.
Рис. 4. Мое чтение надписей на жреческом жезле
.
Еще пример касается надписи, принимаемой за средневековую хазарскую, на стене пещеры в комплексе «Каменная Могила» (в 18 км под Мелитополем, на берегу р. Молочной, у Азовского моря). На стенах различных залов, а также на камнях находятся «руны» (слоговые надписи), которые кто-то хочет собрать воедино, рис. 5 [5, с. 75, рис. 26]:
Рис.5. Мое чтение надписи из Бог-горы (Каменной Могилы)
А вот пример очень красивой надписи МУЖСКИЕ РУННЫЕ БРАСЛЕТЫ [6, с. 85, рис. 2-1]:
Рис. 6. Мое чтение надписей на мужских браслетах
Приведенные 6 примеров показывают, что и в Болгарии, и в России слоговые знаки назывались РУНАМИ. Вместе с тем, нам не встретилось ни одной надписи слоговыми знаками, где говорилось бы о БУКВАХ или о СЛОГАХ. Между тем в лингвистике под РУНИЧЕСКИМ ПИСЬМОМ понимается «алфавит, применявшийся у германцев со 2-3 вв. до позднего средневековья... Термин «руническое письмо» применяется по отношению и к другим письменностям (см. Древнетюркское руническое письмо)» [7, с. 424-425]. Теперь мы видим еще один смысл: не просто знаки славянского письма, но знаки слогового письма.
Заключение. Это наталкивает на вывод о том, что все знаки, как в древности, так и в средние века назывались у германцев и славян РУНАМИ независимо от того, были ли они алфавитными или слоговыми. А это означает, что в древности и в средние века использовались магические свойства рун, для чего их и наносили на различные предметы; позже стали особо подчеркивать рунический характер надписей, что мы и видим в названиях рунических сережек или рунического кола. Так что часть представленных здесь предметов является не только памятниками слогового письма, но и примером магических орудий.
Литература
1. Петрова П. Старобългарска петроглифна летопис // Археология, 1992, книга 4
2. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995
3. Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIIIвв. М., 1981
4. Орлов С.Н. К вопросу о древнерусской метрологии // Советская археология, 1957 № 4
5. Даниленко В.М. Кам’яна Могила. Київ, 1986
6. Монгайт А.Л. Салтыковский курган // Материалы по археологии Москвы, Т.1. Материалы и исследования по археологии № 7, М., 1947
7. Смирницкая О.А. Руническое письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
8. Чудинов В.А. О названии славянских слоговых знаков // Третьи культурологические чтения. ИППК МГУ, М., 1998, с. 118-121
Статья была опубликована в работе [8].
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.359 секунд