В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 16, 2007

Об иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ

Автор 12:17. Рубрика Славянские боги


Замена утки на курицу. Утка в славянской мифологии упоминается редко; известно, однако, что на море-окияне, на острове Буяне растет дуб, на нем - сундук, в сундуке - заяц, в зайце - утка, а в утке - яйцо (мировое). «Заяц и Утка - это звери Кащея. Впервые, при Сотворении Мира, Чернобог явился в виде Утки. Согласно Провещанию, в Яйце заключена смерть Кащея» [16, с. 65]. На мой взгляд, слово УТКА является эвфемизмом на некогда табуированное слово, ибо оно построено как У-ТКА, от слова У-ТОК, что означает "снасть, предназначенная для ТКАчества". Понятно, что "ткать" означает ТЫКАТЬ, то есть "продевать" (нитку через основу); это никак не связано с образом утки. Следовательно, на водоплавающую птицу перенесли понятие домашнего обихода, а не наоборот; если утка - существо Кащея, то ее первоначальное имя могли запретить, а затем и забыть. Впрочем, мифология сохранила название птицы с очень похожими функциями - откладыванием яиц. Имя ее - Алконост. На первый взгляд имя производит впечатление неславянского. Однако с моей точки зрения это имя дошло до нас в фонетически искаженном виде; первоначально оно звучало как АЙКОНОС, то есть ЯЙЦЕНОС. Видимо, этим объясняется очень большое отличие в наименовании самца утки - СЕЛЕЗЕНЬ (сравни: ЛИСА-ЛИС, ВОЛК-ВОЛЧИЦА, МЕДВЕДЬ-МЕДВЕДИЦА). Но и слово СЕЛЕЗЕНЬ может быть понято как фонетическая трансформация слова СЪЕЙЙЕСЕНЬ, то есть СО-ЙАЙ-ЕСТЕНЬ, "сосуществующий с яйцом", "страж яйца". Позже, однако, всё мифотворчество, связанное с уткой прекратилось, но появилось иное, связанное с курицей. Так, «от болезней волхвы и ведуньи лечили ... освященной водой, которую брали на празднике Водосвятия Первого просиньца (20-го января), которую капали на определенные места человеческого тела человека через камень с дырочкой (этот талисман назывался "куричим богом")» [16, с. 109]. Ясно, что курица никак не связана с водой, с ней связана утка, а капелька воды, падающая из отверстия, напоминает выпадение мирового яйца из утки. О мировом Золотом яйце говорит и известный сказочный сюжет о курочке Рябе, которая снесла яичко не простое, а Золотое (то есть "мировое") - это тоже прерогатива Утки, а не Курицы. Следовательно, курица заместила утку.

Заключение. Исследование славянской мифологии - дело весьма сложное, ибо приходится считаться с иконографической трансформацией изображений, фонетической трансформацией слов, заменой одних зооморфных или антропоморфных ипостасей на другие, заменой водной стихии на земную и огненную. Однако славянская мифология, как ни одна другая, сохранила множество архаических черт, которые дают возможность понять не только праславянскую, но и общеиндоевропейскую и даже более раннюю фазы развития мифологии Европы. И в этом отношении неоценимую помощь играет наличие на изображениях надписей, выполненных одной из древнейших в мире письменностей - славянским (а также праславянским) слоговым письмом.

Литература

1. Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963

2. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993

3. Михайлов Б.Д. Петроглифы Каменной Могилы на Украине. Запорожье, 1994

4. Реšić R. Vinčansko pismo i drugi gramatološki ogledi. Beograd, 1995

5. Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, 1983

6. Зиньковская Н.Б. Антропоморфная пластика раннетрипольского поселения Александровка // Материалы по археологии Северного Причерноморья, вып. 8. Одесса, 1976

7. Рудинський М.Я. Кам'яна Могила. Киiїв, 1961

8. Даниленко В.М. Кам'яна Могила. Киiїв, 1986

9. Бадер О.Н. Древние изображения на потолке гротов в Приазовье // МИА, № 2, М.-Л., 1941

10. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., МГУ, 1982

11. Грушко Е, Медведев Ю. Боровик (боровой); навьи // Словарь славянской мифологии, Нижний Новгород, 1996

12. Leciejewski Jan, dr. Runy i runiczne pomniki słowiańskie. Lwów-Warszawa, 1906

13. Leśny J. W sprawie kultu pogańskiego na ostrowie Lednickim we wczesnym średniowieczu // Slavia antiqua, t. XXI, Warszawa-Poznań, 1974

14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 томах. Òîì 1, 3. Ì., 1996

15. Трубачев О.Н. (ред.) Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып.2, М., 1975; вып. 5, М., 1978

16. Барашков А.И. Календарь ведической Руси // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 1. М., 1995

17. Чудинов В.А. Об иконографии и этимологии имени славянских мифологических существ // Вестник славянских культур. Научный и литературно-художественный альманах Государственной академии славянской культуры. М., 2000, № 2, с. 31-38

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.203sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.354 секунд