В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 15, 2013

О современном гуманитарном образовании

Автор 02:05. Рубрика Xроника научной жизни

О современном гуманитарном образовании

Чудинов В.А.

Понятно, что новые шаги Минвуза не остались незамеченными педагогической общественностью. Недавно с большим трудом удалось отстоять ГУУ от слияния с другими экономическими вузами, причем пока неясно, насколько долго. Инициатором слияния вузов стало родное Министерство. Похожие трудности переживают и другие вузы страны. Я хотел бы процитировать некоторые документы и дать свои комментарии по этому поводу.

Открытое письмо преподавателей МГУ.

Ректору СПбГУ профессору Н.М. Кропачеву
Проректору по направлениям востоковедение,
африканистика, искусства и филология СПбГУ д. ф. н. С. И. Богданову

Открытое письмо преподавателей филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в защиту филологического факультета Санкт-Петербургского университета против резкого сокращения бюджетных мест18 ноября 2012 года.

Глубокоуважаемый ректор профессор Н. М. Кропачев, глубокоуважаемый проректор доктор С. И. Богданов! Странное и, как нам представляется, неоправданное сокращение бюджетных мест ряда отделений факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета не может игнорироваться гуманитарным сообществом. Мы, во всяком случае, не видим никаких серьезных оснований этой акции, поскольку любое сокращение приема на бюджетные места отделений русского языка и литературы, классической филологии, славянской филологии неизбежно отражается на уровне грамотности, как языковой, так и литературной и исторической, населения Российской Федерации, а вместе с тем и на перспективах развития в стране филологической науки и, шире, гуманитарного образования как такового.

Вся тяжесть ошибки, уже практически совершенной реформаторами образования в отношении преподавания и статуса филологической науки в СПбГУ, усугубляется отсутствием даже намека на какой-либо исторический прецедент, который продемонстрировал бы необходимость ограничения доступа талантливых, мотивированных, но не очень обеспеченных финансово выпускников к фундаментальному университетскому образованию. А ведь подобного рода ограничение и становится закономерным результатом политики сокращения бюджетных мест, а при сохранении нынешней тенденции - вплоть до полного их упразднения.

Древние языки и литературы, античная история и классические древности, латинское красноречие - основа европейской культурной традиции. Именно поэтому классическая филология во все времена пользовалась несомненным приоритетом в системе филологических дисциплин. Более того, историю российского гуманитарного образования невозможно представить, отделив от нее вклад квалифицированных специалистов в области чтения и перевода древних текстов на латинском и древнегреческом языках.

Просто немыслимым выглядит ограничение возможности обучаться классическим языкам и древностям в Петербургском университете, с которым связаны важнейшие этапы становления русской науки об античности, в Санкт-Петербурге, наполненном классицистической архитектурой, столь широко использовавшей именно античные формы и образцы.

Но Петербург принадлежит и истории русской литературы имперского периода, и столь же немыслимым выглядит в городе Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Ахматовой сокращение бесплатного приема на бакалавриат русского отделения в два раза - с пятидесяти до двадцати пяти человек (насколько нам известно, происходящее «на фоне» уже состоявшегося закрытия вечернего и заочного отделений филологического факультета).

Сделаны «разъяснения», согласно которым речь идет об одном из «плановых» мероприятий «модернизационного» характера. Но разве может казаться приемлемой «модернизация», оборачивающая свертыванием именно тех дисциплин, которые, казалось бы, должны оставаться в привилегированном положении? Мы полагаем, не может: речь идет, в частности, о свертывании русистики в одном из старейших российских университетов.

Мы призываем руководство факультета и университета вернуться к обсуждению проблемы и пересмотреть свое решение. С уважением, коллектив филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Утверждено на заседании Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 22 ноября 2012 г.

Ученые МГУ восстали против Минобраза и ЕГЭ. 01.12.2012.  ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» ГОТОВЫ ПОДПИСАТЬСЯ ПОД СЛОВАМИ СВОИХ КОЛЛЕГ О КАТАСТРОФЕ КАК ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВООБЩЕ, ТАК И В ЕГО ГУМАНИТАРНОМ СЕГМЕНТЕ В ЧАСТНОСТИ

Одно из самых резонансных событий уходящей недели - открытое письмо ученого совета филфака МГУ под названием «О реформе образования, ее итогах и перспективах». В нем крайне жестко критикуется политика руководства российской системы образования. Как сказано, политика эта направлена на уничтожение фундаментального образования в России с целью беспрепятственного управления общественным сознанием.

О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕЕ ИТОГАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ - ЗАЯВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ

Под опубликованным в минувший четверг открытым письмом московских филологов подписались 34 научных сотрудника - весь состав филфака МГУ, включая декана Марину Ремневу. Речь в документе идет о планомерной ликвидации гуманитарных дисциплин в России. Таковое, по коллективному убеждению авторов, приведет к тотальной безграмотности, что позволит управлять массами в любом желаемом власти ключе, а также снимет с государства обязанность финансировать образование. Анализируя итоги реформы, авторы выражают недоверие чиновникам всех уровней, занятых в разработке и реализации действующей образовательной политики. Газета «БИЗНЕС Online» приводит заявление ученого совета филфака МГУ с сокращениями.

«Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации».

Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовем некоторые, наиболее очевидные. Во-первых, это стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературой - резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты. Во-вторых, у власти есть понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования.

Основные результаты, достигнутые реформой. Первое - в результате введения ЕГЭ, резкого сокращения часов на преподавание литературы в школе, а в последнее время и упразднения самого предмета «русская литература» (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет «русский язык и литература») резко, на порядок упал уровень преподавания русской литературы. Кроме того, с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя, «управляемой массы». Второе - созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками. Третье - резко вырос уровень коррупции.

Общественное противостояние разгрому образования в России незначительно, по крайней мере, в том отношении, что власть может себе позволить его игнорировать.

Ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования усугубляется массовым закрытием школ в российской провинции и резким сокращением числа бюджетных мест, выделяемых филологическим факультетам вузов, а вместе с тем политикой слияния и закрытия самих вузов. Фактически это означает, что в самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы, а вместе с тем будут окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы. Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции.

Университеты столкнулись с рядом сложностей, связанных с необходимостью повышения гуманитарных знаний студентов, сдавших ЕГЭ и испытывающих огромные трудности с выражением своих мыслей на письме, а подчас откровенно неграмотных (одна из симптоматических попыток преодоления продолжающей ухудшаться ситуации - введение в МГУ курса «Русский язык и культура речи» на негуманитарных факультетах). В ближайшей перспективе, если тенденция сохранится, организация курсов ликвидации неграмотности по образцу тех, что создавались в СССР на заре «всеобуча».

Неспособность внятно формулировать мысли - внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить: потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет осуществить ее экспертизу, а значит, и оказать сколько-нибудь существенное воздействие на информационное пространство.

В данной ситуации министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию филологического (и, шире, гуманитарного) образования в вузах.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.330sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.485 секунд