В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 15, 2013

О современном гуманитарном образовании

Автор 02:05. Рубрика Xроника научной жизни

В последнее время министерство образования перешло к политике прямой дискредитации гуманитарных вузов и объявило «неэффективными» РГГУ, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, МАРХИ, опираясь на анекдотически неадекватные «критерии» оценки «эффективности» вузов, разработанные ВШЭ8. В самое последнее время, согласно сообщениям СМИ, два вуза исключены из списка - Литинститут и МАРХИ, но, во-первых, их репутации нанесен серьезный урон, во-вторых же, вновь неизбежно возникает вопрос о качестве «экспертизы»: если признается, что она дает неверные результаты в одних случаях, то откуда уверенность в том, что в других случаях она адекватна?

Понимая свою ответственность перед обществом, нижеподписавшиеся заявляют о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования. О недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют. О целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба. О необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения».

ГОТОВЫ ПОДПИСАТЬСЯ. Газета «БИЗНЕС Online» спросила у представителей педагогической общественности Татарстана, разделяют ли они мнение московских коллег.

Николай Удалов - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии филиала КФУ в Набережных Челнах:

- «Я во многом согласен с московскими филологами, проблема, поднятая ими, не нова. Как уже где-то писалось, если мы в техническом образовании отстали лет на 50 - 60, то в гуманитарном - практически навсегда. То, что этот вопрос поднят на уровне МГУ, что заявление инициировано госпожой Ремневой - это знаковое событие. Оно подтверждает тот факт, что мы находимся в некой критической точке, с которой уже некуда отступать.

Филологические круги к действию, подобному заявлению филфака МГУ, шли давно. Их письмо выстрадано гуманитариями нашей системы образования, среди которых, я думаю, несогласных с текстом заявления вы найдете очень немного.

В Татарстане ЕГЭ по русскому языку показал сравнительно высокий процент, но мы прекрасно знаем, что многие регионы еле дотягивают до нормативов, и всем понятны причины этих показателей.

Действительно, количество мест на гуманитарных факультетах резко сокращается. Когда я работал в пединституте, у нас набор доходил до 75 человек, сейчас набирается 15. В филиале КФУ сейчас вообще нет бюджетных мест, а на платной основе на филологические факультеты набрать абитуриентов в принципе невозможно. Только благодаря нашему руководству нам удалось подготовить несколько групп.

Резонанс от выступления научного совета филфака МГУ уже налицо. Задача этого выступления - напомнить о том, что гуманитарная составляющая - это не вещь в себе. И речь идет не только о филологии, но и об истории, философии, и многих других дисциплинах, дающих общую культурную подготовку студента. Надо понимать, что нынешняя тенденция ведет к отрыву от корней, и на этой почве мы уже никогда не сможем взрастить новых побегов».

Мой комментарий. Весьма рад тому, что речь идёт также об истории и философии. Сейчас уровень знания этих дисциплин таков, что даже мои оппоненты из ЖЖ Чудинологии уже не понимают, зачем нужна философия, и пишут фразы вроде такой: «Это, так сказать, филосовский взгляд на все эти ваши физики и прочие науки».

Продолжаю цитирование. Александр Салагаев - доктор социологических наук:

- Я считаю, что филологи правильно ставят вопрос, гуманитарное образование в России сворачивается. Ежегодно уменьшается количество мест на гуманитарные дисциплины - филологию, историю, политологию и прочие. По ним сокращение идет в первую очередь, и это - роковая ошибка. Я бы подписался под этим заявлением. Возможно, благодаря своей резкости оно даст эффект и привлечет внимание к проблеме.

Оптимизация в Татарстане стоит на повестке дня.  Ольга Несмелова - профессор кафедры филологии и теории коммуникации, завкафедрой зарубежной литературы КФУ:

- Текст этого заявления я прочитала в письме от моих московских коллег. И «да», я готова под ним подписаться. Собственно, я и подписалась под подобным заявлением о сохранении филологического образования в стране - несколько раньше, когда получила известия о решении Санкт-петербургского университета сократить прием на гуманитарные факультеты. Тот факт стал одним из толчков для обращения, которое сделали московские филологи. Критической же точкой для профессуры стало циничное заявление министра образования Ливанова о том, что «если преподаватель вуза получает меньше 30 тысяч рублей, то это плохой преподаватель».

Ученый совет филфака МГУ ставит вопрос глобально - об уничтожении гуманитарного образования в стране. Абсолютно точно. Недавнее рейтингование не прошли именно ведущие гуманитарные вузы - РГГУ, МАРХИ, НГПУ. Одним из критериев рейтинга, кстати, также явился уровень зарплат преподавателей. Как такое возможно? Мы же не в частной лавочке работаем. Мы получаем зарплату по тарифной сетке. Моя зарплата завкафедры и профессора тоже не 30 тысяч. Что уж говорить о молодых ассистентах - они хотят послать министру копии своих квитков о зарплате. Надо отметить, что с этими таинственными международными рейтингами и на западе далеко не все вузы согласны. И сам факт того, что замахнулись на университеты уровня РГГУ - это очень тревожный симптом.

Могу пояснить, что зарплата доктора наук, профессора, со стороны государства составляет 6400 рублей, что примерно на 10 тысяч рублей меньше зарплаты уборщицы. Правда, кое-что доплачивает вуз, если у него имеются на это средства.

У нас - и в республике, и в Казанском университете до таких жестких мер ликвидации образования пока не дошли. Хотя слово «оптимизация», которое давно стало эвфемизмом процесса уничтожения, у нас тоже стоит на повестке дня. Сокращение бюджетных мест не миновало и нас.

Тенденция слияния вузов, на мой взгляд, несет негативный эффект. Мы в ней живем и вынуждены ее принять - нас никто не спрашивает. Но создание глобального федерального университета, в котором развиваются все направления - теперь еще и инженерное, с присоединением ИНЭКА - это конец классического университета. У нас теперь федеральный университет создает отделения медицины и фармакологии - зачем? Это просто привлечение денег. Гуманитарии обходятся гораздо дешевле, но и на них денег не сделаешь. Таким образом, выдавливаются специальности, которые не несут экономической выгоды.

Словом, складывается примерно такая же ситуация, как в Министерстве обороны при Сердюкове. Вместо решения задачи улучшения качества образования Минвуз увеличивает собственные доходы.

Я думаю, заявление московских филологов заставит российское Минобразования пересмотреть свои позиции. Надо понимать, что люди, наделенные властью, не могут выступать с подобными заявлениями, даже если они разделяют его точку зрения. Хотелось бы верить, что и со стороны государственной власти, президента последует реакция. Хотя сегодня я читала интервью с Медведевым - он называет свою команду министров командой единомышленников, но об образовании не говорит ни слова. Это печально.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.292sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.461 секунд