В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 15, 2007

Опыт шестилетнего чтения графики палеолита

Автор 22:11. Рубрика Дешифровка новых видов письма

Опыт шестилетнего чтения графики палеолита

В.А. Чудинов

О палеолитическом памятнике Каменная Могила я узнал от археолога Ю.А. Шилова и 3 июня 1994 года взял монографию В.Н. Даниленко [1] в Государственной Исторической библиотеке для простого ознакомления. К этому времени я уже два года читал слоговые надписи славян и был несказанно удивлен, увидев привычные начертания этой письменности на палеолитических рисунках, например, на плитке из пещеры «Скиния», рис. 1-1 [1, с. 111, рис. 64]. По всем признакам на этом рисунке был изображен мамонт на горе. Но к тому времени я уже знал, что рисунки могут быть разложены на слоговые знаки и прочитаны, так что проделать подобную операцию для данного случай не составило труда. Текст гласил: ВЪ НОВОЛУНО, рис. 1-2, то есть, В НОВОЛУНИЕ.

Первый прочитанный мной рисунок палеолита
Рис. 1. Первый прочитанный мной рисунок палеолита

Что именно произошло в новолуние, можно было прочитать на обороте, и позже я это прочитал, но 3 июня я был поражен тремя вещами: 1) что можно читать текст, относящийся к палеолиту; 2) что, следовательно, письменность была известна уже с палеолита, а не с неолита, как считается в настоящее время и 3) что текст написан по-русски или, по крайней мере, на праславянском языке, очень похожем на русский. Каждое из этих утверждений казалось несусветной чушью, которую, как представлялось поначалу, было очень несложно опровергнуть. Для этого было достаточно прочитать другие надписи того же источника, которые мне бы заведомо прочитать не удалось, что я и поспешил сделать. Я постарался прочитать надписи из разных пещер данного археологического комплекса, но пришел к прямо противоположному результату и к концу лета насчитывал порядка 40 дешифровок, выполненных, где безупречно, где весьма приблизительно, но подтвердивших все три моих странных предположения.

Этой проверки мне показалось мало, я решил продолжать наблюдения, однако 16 апреля 1996 года присутствовал на выступлении А.Г. Кифишина на семинаре сектора неолита и бронзы Института археологии РАН, где он датировал ряд рисунков Каменной Могилы 14-м тысячелетием до н.э. и прочитал их на протошумерском языке. Самое интересное состояло в том, что рисунки, которые читал он, было совершенно невозможно разложить на славянские слоговые знаки. Поскольку датировка Кифишина приходилась как раз на верхний палеолит, первое и второе предположения уже не казались столь сомнительными. Но, разумеется, третье предположение выглядело невозможным.

Первое публичное выступление. Институт Археологии РАН пригласил меня на первую Международную конференцию по археоастрономии, состоявшуюся там 15-18 октября 1996 года, где я и сделал свое сообщение о дешифровках. Помимо чтения лицевой стороны плитки я предложил чтение и оборотной стороны как СЬВЪЖЕЯ КЪРОВЬ БОГИНЕ ТЕКЪЛА. НАЧАЛА И ВЪКОНЧАСЯ, то есть КРОВЬ БОГИНИ ТЕКЛА. НАЧАЛА И ЗАКОНЧИЛАСЬ. В опубликованных к конференции тезисах я писал: «очевидно, речь шла о символической течке богини, начавшейся и закончившейся точно в новолуние. Судя по тому, что на пиктограмме дважды изображен мамонт, один раз в виде головы с хоботом (на обороте), другой раз в полный рост, богиней является мамонтица» [2, с. 138]. Я полагал, что коллеги при благосклонном отношении отметят неточности в интерпретации отдельных знаков; при более критическом отношении усомнятся в общем полученном смысле, а то и вовсе в возможности читать рисунки как текст, и я подготовился дать необходимые пояснения. Действительность, однако, оказалась гораздо более критичной, чем я себе рисовал: возможность существования письменности в палеолите была отвергнута с порога, причем не археологами, а востоковедами. И аргумент был психологическим: человек палеолита не имел настолько развитого мозга, чтобы писать и читать. Это меня удивило: палеолитические рисунки часто не уступают современным, так что субдоминантное полушарие мозга было у наших предков превосходно развитым, а вот доминантное полушарие почему-то должно было сильно отставать от него в развитии. Эту мысль я высказал тут же, но она не была услышана моими оппонентами. К сожалению, к тому времени у меня была опубликована всего одна статья о славянской письменности вообще, к тому же в популярной газете, так что со слоговой письменностью в средневековой Руси научная общественность еще знакома не была. Мне же стало ясно, что пример одного памятника, а именно Каменной Могилы, вряд ли может быть достаточно доказательным, необходимо исследовать и другие памятники, возможно даже других стран. Теперь, когда число моих статей и заметок по слоговой письменности средневековой Руси перевалило за сотню, отпала необходимость убеждать людей в том, что в недалеком прошлом такой вид письма действительно существовал, и притом довольно широко.

Рисунок из Шулерлоха. В 1998 году я воспроизвел рисунок горного козла периода позднего мадлена, обнаруженный в немецкой пещере Шулерлох в 1937 году [3, с. 57-58, рис. 1 и 2], рис. 2-1. Две подписи внизу и справа, рис. 2-2 и 2-3 я прочитал как СИЛЪКИ, рис. 2-4 и ТЯНИ!, рис. 2-5 [4, с. 131, рис. 1].

Мое чтение надписей Шулерлоха
Рис. 2. Мое чтение надписей Шулерлоха

«Чтение справа налево и сверху вниз подтверждено изображением козла, уже пойманного охотником в ловчую сеть... Речь идет об охотничьей магии поимки козла» [4, с. 131]. Тем самым, речь шла о примерно том же доказательстве, что и в первом дешифрованном рисунке ¾ совпадении семантики рисунка с семантикой надписи. Правда, из осторожности я не стал читать надпись верхнего рисунка, где в овале (сети) видна голова второго козла, повернутая влево, так что оставшееся тело образует спираль; на уровне шеи видны два передних копыта, сбоку торчит копыто задней ноги. Рога образуют надпись, из которой хорошо читается верхний знак НЕ, стоящий отдельно; два нижних знака, слитых в лигатуру, можно прочитать по-разному, в зависимости от разложения вязи. Наиболее удачным мне кажется разложение на знаки V и Λ, что дает чтение ВАЛИ. Тем самым, третья надпись гласит НЕ ВАЛИ! Она означает, что на животное надлежит охотиться бережно, и брать его не только живьем, но и не поврежденного во время перетаскивания в силках. Эта надпись согласуется с предыдущей, давая еще одно подтверждение чтению.

Вместе с тем, возникает вопрос, каким образом предки славян могли оказаться на западе, на территории нынешней Германии. Для периода бронзы у меня на это есть ответ: праславянами были, вероятно, венеты, жившие на этой территории. Но неужели праславянами являлись и жители верхнего палеолита? По сути дела, я опять повторил свой третий вопрос.

Как бы там ни было, но данные надписи явились первыми, не связанными с Каменной Могилой. Они показали, что в палеолите могли писать слоговым славянским письмом и вне территории Восточной Европы, в Западной Европе, хотя всё это продолжало выглядеть чистой фантастикой.

Рисунок пещеры Марсулас. В Западной Европе уже Артур Эванс обращает внимание на фигуру быка в пещере Марсулас в Испании в статье под названием «Европейская подготовка письменного рисунка и ее значение для происхождения письменности» [5]. В ней публикуются мысли, созвучные моим, хотя, разумеется, надпись на боку быка, рис. 3-1 [6, с. 53] не читается. Позже эту мысль повторяет историк письма К. Вейлэ, который писал: «В Марсуласской пещере были найдены алфавитообразные знаки, намалеванные на теле зубра» [6, с. 53]. Пройти мимо такой надписи я не мог, и

постарался ее прочитать. «Поскольку у нас уже есть опыт чтения надписей палеолитического периода пещер отечественного памятника Каменная Могила, мы решили проверить, насколько в принципе возможно чтение данной надписи, прекрасно понимая, что славян в палеолите и на юго-западе Европы не было. Тем не менее, попытка чтения привела к осмысленному тексту», рис. 3-2 [7, с.277]. Она гласила: СЬМОЖЕМ ЖИТИ (контуры спины зубра и верхняя часть гребенки) 5 (число зубов гребенки, и ее нижняя часть) ДЬНЕЙ (тонкие линии правее гребенки), ПОБЕДИВЪШИ (отдельный знак ПО, полукружье над глазом, рога, глаз, линии двойного контура над глазом) КЪРЮКОМЪ (трезубец с отростками, прочитанный справа налево). «Общий смысл надписи СЬМОЖЕМЪ ЖИТИ ПЯТЬ ДНЕЙ, ПОБЕДИВЪШИ КЪРЮКОМЪ, вполне понятен: это ¾ призыв к охоте, если угодно, реклама времен палеолита. Чтение дано впервые. Пока в наших умах не укладывается само существование надписей в мадлене, а тем более ¾ понятных современным русским без перевода» [7, с. 278].

Мое чтение надписи-рисунка пещеры Марсуласа
Рис. 3. Мое чтение надписи-рисунка пещеры Марсуласа

Возможно, что последнее слово можно читать не КРЮКОМЪ, а КЪРУГОМЪ, ибо третий слоговой знак в нем развернут в другую сторону, но это не меняет общего смысла надписи. В любом случае, появилось еще одно свидетельства письма в палеолите, к тому же подтвержденное предположениями такого авторитетного археолога, как сэр Артур Эванс, который подарил миру первые известия о крито-микенской культуре.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.22MB | MySQL:11 | 0.376sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.559 секунд