Надписи на куклах. В Мезине было найдено несколько фигурок, которые понимались поначалу как птички. «Сейчас споры о предметной принадлежности этих скульптур почти прекратились, и исследователи пришли к заключению, что фаллические фигурки и птички ¾ изображения женщин, переданные в условной манере, в различной степени стилизации. Однако некоторые фигурки могут воплощать в себе двуединый образ женщины-птицы» [24, с. 23]. При этом верхнюю часть фигурок А.Д. Столяр понимает как изображение грудной клетки в качестве «вместилища души» [30, с. 202-220], тогда как Я.А. Шаповал предлагает дешифровать этот комплекс начертаний как сильно стилизованные изображения людей, одетых в плотные меховые капюшоны [29]. С.Н. Бибиков высказывается вполне определенно, что «независимо от объяснения содержания изображений на сужающихся частях статуэток и на их лицевых частях, ясно одно, что начертания не являются декором, то есть элементом простого украшательства фигурок» [24, с. 28], а на подрисуночных подписях называет фигурки с четко выраженной рамкой в верхней половине «личинами» [24, с. 31]. Из этого следует, что Шаповал и Бибиков считают рамки чем-то вроде фигурных отверстий для лица (которое не изображается), а весь декор выше принимают за меховой капюшон, тогда как Столяр то же самое считает изображением грудной клетки. Я присоединяюсь к его толкованию. Однако в таком случае верхняя вертикальная полоса остается необъясненной; я полагаю, что это ¾ весьма стилизованное изображение головы. Лишь в этом случае треугольник, символизирующий женский лобок, оказывается под животом, где ему и положено быть; если же трактовать рамку как лицо, то лобок оказывается под шеей, что фантастично. Более того, на первой фигурке, рис. 30-1, штрихи вокруг «рамки» можно трактовать как руки, воздетые вверх, тогда как на второй фигурке они вроде бы упираются в бедра. Наконец, фигурки до некоторой степени напоминают крест, где перекладина образована утолщениями бедер.
Рис. 30. Чтение косых штрихов на фигурках из Мезина
Двойные косые штрихи, начертанные вверху и внизу «рамок», можно прочитать, и я читаю их ЛЕЛЯ или ЛЯЛЯ, рис. 30-23 и 30-4. Подобные штрихи напоминают мне надписи на глиняной статуэтке из Щербатовки, относящейся к среднему Триполью, примерно ко второму тысячелетию до н.э., рис. 31 [32, с. 62, рис. 13-13]. Я принял ее за крест, предназначенный для ношения на груди (на боковых сторонах имеются отверстия для веревки или нитки), и прочитал надписи на лицевой стороне как ЛЕЛЯ, БОЖЕ (что означает призыв богини любви, рис. 31-1, а слово БОЖЕ есть к тому же признак оберега), но так читается только внутренний контур вокруг грудей статуэтки. Внешний контур я читаю как ЛЮБОВЬ. На спине фигурки-креста нанесено изображение «троицы» того времени, рис. 31-3, имена трех богинь: ЖИВЫ, богини жизни, ЛЕЛИ, богини любви, и КУБЕЛЫ, рис. 31-4 (славянского варианта греческой богини фригийского, то есть праславянского происхождения), богини плодородия, деторождения [33, с. 58].
Рис. 31. Мое чтение надписи на трипольской фигурке
Сравнивая палеолитическую фигурку с трипольской, можно понять, что «рамка» действительно очерчивает область груди, только в палеолите вырез был с боков прямолинейным, а в Триполье ¾ угловатым. В этот вырез, своеобразное декольте, были видны молочные железы; подобный покрой платья просуществовал до крито-микенского периода. Особенно похожа на палеолитический покрой одежды верхняя часть рамки с двойным контуром и тупым углом. Сравнение двух фигурок разных эпох позволяет понять, что на спине у трипольской фигурке начертано имя богини (в центре), то есть ЛЕЛЯ, тогда как на груди обозначен тип фигурки, кукла, и, следовательно, надо читать ЛЯЛЯ. Но тогда и у палеолитической фигурки из двух вариантов чтения остается лишь один ¾ ЛЯЛЯ. А из покроя платья следует, что 20 тысяч лет назад в Мезине (вероятно, летом) было так же жарко, как 4 тысячи лет назад на Крите. Схематичность фигурок очень сходная: голова представлена пеньком, рук и ног нет, только есть утолщения, причем в палеолите в районе бедер, а в трипольской культуре ¾ вместо рук.
Рис. 32. Голова фигурки из грота Брассемпуи и мое чтение надписи
Фигурка из Брассемпуи. В гроте Брассемпуи (Ланды, Франция) была найдена головка, вырезанная из бивня мамонта, на которой были хорошо различимы глазницы, нос и подбородок, рис. 32-1. Из-за длинных волос на голове фигурка была атрибутирована как женская статуэтка, хотя все так называемые «палеолитические Венеры» имели короткие волосы, а лицо никогда не моделировалось. Если же посмотреть на данный объект в профиль, то при большом увеличении на правой щеке можно заметить ряд знаков, рис. 32-2 [18, с. 21, рис. 7]. Если прочитать верхние знаки, получим слово ВОИНЬ, рис. 32-3, а при прочтении нижних получается слово ВОДИЛО, то есть ВОЖДЬ, рис. 32-4. Так что перед нами ¾ скульптурный символ ВОИНА-ВОЖДЯ. Тем самым, мы видим иной класс предметов, по сравнению с лялями, а именно ¾ жезл вождя, вручаемый ему вместе с его должностью.
Наскальные надписи Мгвимеви. Интересен ряд астрономических надписей из Мгвимеви (Грузия); их принадлежность к верхнему палеолиту установлена Замятниным на основе анализа находящихся в пещере каменных орудий (которые, вообще говоря, могут быть старше надписей). Всего опубликовано 4 надписи, А, B, C, D, рис. 33 [34, с. 71, рис. 9], найденные под навесом в пещере.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
gazonu.ru отзывы
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.358 секунд