В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 30, 2016

Моё посещение историко-краеведческого областного музея Оренбурга

Автор 13:36. Рубрика Чтения новых текстов

Моё посещение историко-краеведческого областного музея Оренбурга

Чудинов В.А.

23 января 2016 года я посетил областной историко-краеведческий музей Оренбурга. Времени для посещения было в обрез хотя мне очень хотелось бы постоять около многих экспонатов. Разумеется, меня интересовало далёкое прошлое этого края.

orenburg19.jpg

Рис. 1. Я вхожу в одно из помещений музея

В тот же день мне подарили книгу [1]. В ней, в частности, говорится: «Оренбургский областной историко-краеведческий музей, основанный в 1830 году, расположен в старинном особняке XIX веке на углу Пушкинской и Советской улиц» [1:4].

Меня провели в некий отдел храма, где были представлены артефакты сарматов. «Потомки савроматов продолжали жить в степных просторах Южного Приуралья. С IV века до н.э. греческие и римские историки называют их уже не савроматами, а сарматами» [1:20]. «С расширением территории обитания ираноязычных сарматских племен их культура испытывает влияние не только со стороны соседних племен и народов, но и ведущих культурных центров Средиземноморья» [1:21].

О том, что сарматские племена были ираноязычными, я сомневаюсь, ибо родственники сарматов, скифы, которых тоже считали ираноязычными, на деле писали на русском языке, что я показывал в нескольких статьях.

orenburg21.jpg

Рис. 2. Я рассматриваю золотой артефакт

Первый золотой артефакт. Когда мы вошли в один из залов, я оценил любезность людей, пригласивших меня в Оренбург, ибо для меня одного была заказана женщина-экскурсовод. Правда, тут интересы музея и мои личные интересы эпиграфиста несколько разошлись: музей должен был показать любому посетителю высокий уровень культуры сарматов, тогда как меня интересовало, какие русские надписи можно найти на том или ином артефакте.

И пока экскурсовод с увлечением рассказывала о том, какими интересными были сарматы и их изделия, мой взгляд упёрся в небольшой золотой тазик, лежащий кверху дном. Приглядевшись, я невольно воскликнул: «Да здесь имеются надписи!». Это весьма удивило экскурсовода, и она на какое-то время замолкла, не зная, как реагировать.

Правда, читать на блестящей поверхности очень трудно, а когда в распоряжении оказывается не более пяти секунд - и вообще невозможно. Поэтому я попросил сфотографировать данный артефакт, чтобы затем исследовать его дома. Так и поступили.

orenburg31.jpg

Рис. 3. Первый увиденный мною золотой артефакт

В дальнейшем так получилось, что экскурсовод уже давала мало информации, а в основном кое-какие надписи читал я. Кое-что, если буквы были крупными, прочитать удалось, но, разумеется, очень немного. Это похоже на игру в шахматы в блиц. Как известно, далеко не все шахматисты, которые хорошо играют в блиц, способны выдержать многочасовые матчи. И наоборот. Так что стремления поставить какой-либо рекорд по быстроте чтения новых надписей в незнакомом музее я перед собой не ставил. Тем не менее, я прочитал то, что не было известно сотрудникам музея.

orenburg41.jpg

Рис. 4. Моё чтение надписей на золотом артефакте

Теперь я дома, и могу усилить контраст фотографии и прочитать на данном золотом артефакте то, что там написано. И первое, что я выделяю, это лик мужчины с повернутым влево на ¾ лицом, полуоткрытым ртом и торчащими снизу зубами-клыками. Этот лик расположен чуть левее и выше белой рамочки. У лика имеются небольшие усы и бородка, а на его голове можно прочитать подпись: РЮРИКА ВАРЯГИ ЯРА, то есть, ВАРЯГИ РЮРИКА ЯРА. Как известно, варяги являлись воинами Рюрика Яра.

Кроме данного лика рядом можно выявить еще несколько, как минимум, три. Так что на культуру сарматов наложилась более поздняя культура воинов Рюрика.

Белой рамочкой я обвёл цифры датировки, правда, только первые. Вторые цифры находились справа от выделенного фрагмента, а подпись - под ним. В результате я прочитал датировку: 82-95 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 938-951 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, или спустя 57-70 лет после смерти Рюрика. Так что воины Рюрика стояли под будущим Оренбургом в течение 15 лет. Замечу, что обычная точность датировки археологии (без учета хронологических сдвигов) составляет примерно полвека, что можно считать обычной ошибкой метода.  Так что заметить на фоне такой ошибки 13 лет, то есть, величину, вчетверо меньшую самой ошибки, нереально. И потому середину Х века н.э. археологи спокойно поместили в зал с древностями VI-IV веков до н. э. Ибо, согласно Википедии, «Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) - кочевой скотоводческий ираноязычный народ конца раннего Железного века (VI-IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана)».

Однако эпоха Рюрика - это в данный момент мой любимый конёк, и потому я читаю дальше: слева от выделенного белой рамочкой фрагмента можно видеть слова: СВЯТАЯ РУСЬ РЮРИКА. Так что воины Рюрика спустя 57-70 лет после его кончины и провозглашения данной мировой державы расширяли ее владения в том числе и в области нынешнего Оренбурга.

Левее и ниже я читаю слова, какому городу принадлежал воинский гарнизон. И получаю ответ: 33 АРКОНЫ ЯРА. Иначе говоря, он прибыл из ЛАДОГИ-ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО. Наконец, можно узнать, как называлась в то время данная территория: КРАЙ МАРЫ, то есть, азиатская часть Евразии. И, разумеется, кому принадлежал данный артефакт. Ибо ниже только что прочитанной надписи следует владельческая подпись: ХРАМ МАРЫ. Как я полагаю, ВОИНСКИЙ. - Таков первый артефакт, на который я обратил внимание в музее.

В книге я обнаружил его на рис. 25 [1:37] с подписью: «Комплекс предметов из кургана № 4 (погребение 2)». В книге говорится: «Заключительный раздел экспозиции освещает историю поздних кочевников в эпоху Средневековья (IX-XVIII вв.)» [1:23]. Что ж, воины-варяги последователей Рюрика в каком-то смысле можно считать «кочевниками», ибо они появляются то здесь, то там. Правда, размах их кочевий какой-то несуразный - по всему миру.

orenburg51.jpg

Рис. 5. Два золотых браслета якобы сарматов и моё чтение надписей

Два золотых браслета. Далее можно видеть два изумительных золотых браслета, представляющие свитых в спираль змеек. Левый браслет показан снизу, правый - сбоку.

На левом браслете я обращаю внимание на более близкую к нам золотую змейку. За его головой я читаю слова: ЯРА МИР. К сожалению, тут трудно найти другие надписи, а одну надпись такого типа комментировать нет смысла.

Зато на втором браслете на верхней спирали можно прочитать слова: ЯРА РЮРИКА ХРАМА. А на нижней спирали я читаю более крупными буквами написанную часть этой надписи: ЯРА РЮРИКА.

Иными словами, речь опять идёт о, видимо, воинах Яра Рюрика, а вовсе не о достижениях средневековых кочевников. Однако прочитанных слов всё-таки мало, чтобы составить себе более или менее полное впечатление о данном артефакте.

Поэтому я рассматриваю еще одну фотографию второго браслета, рис. 6.

orenburg61.jpg

Рис. 6. Другой ракурс второго браслета и моё чтение надписей

На этом ракурсе можно лучше разглядеть спираль в виде змейки, ее голову. Прямо за головой можно прочитать слова: 35 АРКОНА ЯРА. В современном прочтении речь идёт о ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. А далее, если идти по хребты позвоночника змеи, можно прочитать слова: МАРЫ ХРАМ. Иначе говоря, речь идёт о том, что в таком браслете хоронили покойника.

Еще правее можно прочитать датировку: 30 ЯРА ГОД. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 886 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, 5 лет после смерти Яра Рюрика.

Теперь всё встало на место: браслет создан в великом Новгороде, культурной столице Руси эпохи Рюрика, и, возможно, украшал руку жены военачальника, который позже оказался в данной местности.

orenburg71.jpg

Рис. 7. Золотое кольцо и амфора, и моё чтение надписей

Золотое кольцо и керамическая амфора. Далее я читаю надписи на золотом (или позолоченном) кольце. На его верхней части я читаю слова: МОСКВА МАРЫ. Иначе говоря, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. А правее я читаю слова: ХРАМ 35 ЯРА АРКОНЫ. Иначе говоря, номер тут относится к храму, а не к Арконе, что безразлично с точки зрения смысла, но говорит о ранних годах Рюрика.

Еще правее надписи уже выглядят вертикальными, и мне пришлось повернуть данный фрагмент вправо (против хода часовой стрелки) на 90 градусов. Тут я читаю слова СТОЛИТСА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, в это время обозначение ХРАМ 35 АРКОНЫ было еще непонятно, и потому появляется пояснение, что это - СТОЛИЦА РУСИ МАРЫ.

Однако если повернуть эту правую часть кольца на тот же угол влево, то тут можно прочитать датировку: 5 ГОД ЯРА РЮРИКА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это приводит к дате: 861 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Последняя надпись на оставшейся части кольца гласит: 5 ВОИНОВ И 5 ЯРА РУСИ МИМОВ РЮРИКА СОЕДИНЯЮТСЯ КОЛЬТСАМИ. Иными словами, ПЯТЬ ВОИНОВ И 5 ЖРЕЦОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ РЮРИКА СОЕДИНЯЮТСЯ КОЛЬЦАМИ. Это можно понять и в прямом, и в переносном смысле. В прямом смысле приводится кольцо, с помощью которого соединяется в некую воинскую единицу 10 человек. В переносном смысле это означает, что так обозначена наименьшая воинская единица - взвод. Ибо «Численность личного состава взвода колеблется от 9 до 50 человек в зависимости от государства, вооружённых сил, рода войск и функционального назначения взвода. Входит структурной единицей в роту (изредка может существовать и самостоятельно)» (Википедия).

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:12 | 0.283sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



22 запросов. 0.437 секунд