Открыта скифская и антская письменность
В.А. Чудинов
В античные времена скифы занимали южнорусские степи. Существовала ли у них письменность? На этот вопрос у исследователей ответа нет. Напрасно мы искали бы его в книгах нашего известного скифолога Д.С. Раевского (1) или (2). Само понятие о скифах как об «ираноязычном народе», выступающее подзаголовком книги 1, наталкивает на мысль о том, что если у такого народа и существовала письменность, то она была, скорее всего, ираноязычная. Однако пока таковая не обнаружена.
Более точную справку о скифах дает краткая статья в словаре Г.Н.Матюшина: «Культура степей к северу от Черного моря и Каспия, VII-III вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных города Северного Причерноморья и других местах… Это были ираноязычные кочевники» (3, с. 230-231). Возникает вопрос: как можно утверждать нечто о языке скифов, например, об их иранском языке, если никто и никогда не упоминал о чтении их надписей? Получается, что мы доверяем случайным сведениям, попавшим в руки античных авторов.
Таким образом, чтобы судить о языке народа, например, скифского, необходимо прочитать его надписи. Но о них никто их исследователей ничего не писал.
Надписи на скифской керамике. Нельзя сказать, что о скифских надписях археологи умалчивали. Периодически публиковались сосуды скифского времени, на которых было изображено нечто, похожее на знаки. Но что именно, сказать было трудно.
Рис. 1. Знаки на скифском сосуде и моя попытка прочитать надписи
Так, например, в статье Н.О. Гаврилюка (4, с. 21, рис. 2-9) приводится как общий вид сосуда, рис. 1-1, так и надпись на нем, рис. 1-2. Надпись можно предположить выполненной смешанным рунично-протокирилловским письмом, где руницей начертано слово ТО, а протокириллицей – слово РОД, к тому же выполненное в виде лигатуры. Таково мое чтение, рис. 1-3, которое, однако, не дает ответ на вопрос о существовании самобытных скифских надписей, ибо перед нами – типичная русская надпись на культовом сосуде.
Рис. 2. Знаки на скифской вазе и моя попытка прочитать надпись
Надпись на чаше. Еще одна скифская надпись имелась на чернолаковой керамической чаше из города Днепрорудного Запорожской области Украины, рис. 2 (5, с. 61, рис. 4-1). Надпись в виде 1-2 знаков была нанесена на донце чаши, рис. 2-2. Наиболее крупным из них был знак в виде буквы А, с которой, видимо, и начиналось чтение. Предположив, что затем следует расположить буквы по ходу часовой стрелки, и развернув последнюю разложенную на буквы К и I лигатуру, я получил строчную надпись, рис. 2-3. Однако последняя буква К находилась при этом в зеркальном расположении, тогда как все остальные буквы были симметричными, то есть, у них прямое и зеркальное написание совпадали. Это заставило меня предположить, что и вся надпись имеет зеркальное написание, так что я восстановил прямое написание, переставив букву А в начало, рис. 2-4. Тогда получилось слово АКИНИ, что можно считать родительным падежом от имени АКИНЯ. Полагаю, что АКИНЯ есть уменьшительно-ласкательная форма от имени АКИМ. Таким образом, если моя дешифровка верна, на данной скифской надписи отражено имя владельца, известное у русских, а именно, АКИМ, причем сама надпись читается в направлении справа налево.
И опять о чем-то специфически скифском сказать весьма трудно.
Надпись на жертвеннике. Следующую надпись можно найти на жертвеннике VII-VI вв. до н.э. из украинского села Жаботин, рис. 3 (6, с. 81, рис. 7). На рисунке мы видим сам светильник, рис. 3-1, где в одном октанте имеется надпись, рис. 3-2. Полагая, что, как и в предыдущем случае, ее следует читать справа налево, а также учесть знак в центре жертвенника, получаю такой текст: ЛОЖИТЬ (правый столбец крупными знаками руницы, учитывая и знак в центре жертвенника), ДЕТЕЙ (мелкие знаки руницы по внешнему краю с учетом нижней черты) ТУТ (левый столбец из букв протокириллицы). Это означает: ПОЛОЖИТЬ ДЕТЕЙ ТУТ. Речь идет, как я понимаю, не о ритуальном убийстве детей, а, напротив, о принесении каких-то жертв во их здравие. Обычно за здоровье отвечала богиня Макошь или богиня Дева (Жива), а жертва представляла собой полевые цветы и пахучие травы. Вот они-то и занимали оставшиеся 7/8 поверхности жертвенника. Иными словами, детишки лежали в цветнике.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.480 секунд