В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 2, 2007

Пирамиды как формы славянского зодчества

Автор 22:10. Рубрика Новые исторические объекты

Меня заинтересовало, можно ли найти следы этих пирамидальных храмов в современном Владимире. Для этой цели я просмотрел ряд изображений владимирских церквей: «Пирамиды кажутся очень высокими. Однако, если принять высоту этажа за два человеческих роста, то размер пирамид составит всего 3-этажное здание, что, вообще говоря, составляет обычную высоту современного христианского храма без куполов. О такого рода языческих или каких-либо иных постройках во Владимире мне ничего известно не было; так что независимого подтверждения существования храмов подобной странной формы вроде бы нет. Но так было до тех пор, пока мне на глаза не попалось изображение христианского собора Успения Божьей Матери во Владимире, сооруженного князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Изображение этого храма показано на рис. 100» [2, с. 187]. Изображение этого собора я взял из работы [3, с. 272]. Мне показалось, что данный собор как раз включает в себя рассмотренные выше постройки. Поэтому я написал: «Эта гравюра удивительна. Судя по качеству исполнения, она создана в XIX веке. На ней собор изображен не только во всех подробностях с мельчайшими штрихами, но ряд надписей есть даже на изображении облаков. Меня, прежде всего, заинтересовали две кирпичных кладки на переднем плане. Если левую треугольную часть стены еще можно принять за контрфорс или еще нечто, относящееся к собору, то изображенная справа башня как раз является пирамидой со срезанной вершиной (срезана примерно треть башни). Неужели это те самые храмы-пирамиды? Однако на правом храме мы видим два окна, на уровне полуподвала и первого этажа, чего не было на предыдущем рисунке. Следовательно, данный храм показан не со стороны фасада, а в профиль. Если так, то правый храм — это храм Макоши-Марии, слева от нас — храм Христа, а в глубине собора должен находиться храм Живы, ставший мастерской Михаила Архангела. Как видим, Андрей Боголюбский приказал вписать существующий собор в комплекс языческих храмов, и, видимо, уже позже верх храма Макоши сняли, чтобы этот храм был ниже апсид собора, а храм Христа был уменьшен не только в верхней части, но и уполовинен по вертикали. Заметим, что если христиане молятся на восток, куда обычно церковь развернута алтарем, а вход расположен с западной стороны, то вход языческого храма направлен, как можно видеть по этой картинке, на север; очевидно, там была страна Макоши» [2, с. 187].

Таким образом, вполне возможно, что мне удалось найти современный (или, точнее, XIX века) вид той постройки, которая включила в себя нереальные на первый взгляд славянские пирамиды. Конечно, необходимо проявлять осторожность и пока, до исследования надписей, не считать, что отождествление двух видов построек (один из которых представляет совершенно фантастический облик трех пирамидальных башен, стоящих на крутом холме, а другой – детали современной церкви) уже состоялось. Однако, предвкушение подобной возможности заставляло сердце ускорить свой ритм; ведь на данных кирпичных контрфорсах могли находиться надписи, которые могли подтвердить языческое происхождение подобных архитектурных сооружении!

Собор Успения Божьей Матери во Владимире

Рис. 3. Собор Успения Божьей Матери во Владимире

Продолжу цитирование: «Конечно, данное изображение подтверждает мои предположения, но не может ли оказаться так, что я принимаю желаемое за действительное и остатки каких-то средневековых строений (жилых домов, постоялых дворов, крепостных сооружений) выдаю за остатки языческих храмов? Для решения подобных вопросов у меня всегда есть наготове действенное средство — чтение надписей. На рис. 101 я показал слева на врезке основной храм и стал читать его надписи. Надписи в четырех рамочках (а на храме надписей значительно больше) гласят: МАКОШИ, МАКОШИ ХРАМ, ХРАМЫ МАРИИ. Таким образом, мои предположения полностью подтвердились. А на врезке справа показан храм Христа. Четыре надписи в рамочках тут, прочитанные так же сверху вниз, дают такие тексты: ХРАМ МАКАШИ, РОД, РОДА. Из этого следует, что до того, как храм стал церковью Иисуса Христа, он был языческим храмом Рода. Но все три храма в христианское время были комплексом храмов Марии. Наконец, на участке неба над храмом Рода, при повороте надписи на 900 влево и обращении цвета можно прочитать слова ДВОР РОДА, а пониже, возле креста — РОД, ХРАМ. Справа вверху невооруженным глазом я читаю надпись ДВОР МАРИИ и РУНЕ, но при очень малой плотности штриховки такую надпись очень сложно показать на рисунке — получится совершенно неконтрастное изображение черных букв на очень темном фоне. Таким образом, на зданиях и на гравюре отражено то назначение храмов, которое было первоначально, когда храм Макоши уже стал храмом Марии, а храм Рода еще не стал храмом Христа» [2, с. 187-188]. Но он уже не был и храмом Дыя.

Мое чтение надписей на изображении собора Успенья Божьей Матери

Рис. 4. Мое чтение надписей на изображении собора Успенья Божьей Матери

Продолжу цитирование: «Заметим также, что двор Макоши находился перед ее храмом, тогда как двор Рода — за его храмом. Также ясно, что мужской храм Рода стал храмом мужского божества у христиан, тогда как храм Макоши — женским храмом Богоматери. Так что данная гравюра нам ценна сразу в нескольких отношениях: она подтверждает существование языческих храмов не только остатками их стен, но и сохранившимися надписями, а также позволяет выяснить расположение этих храмов по странам света. Заметим, что на фотографии храма Рода в Столпах солнце падает из-за спины, а тень короткая, то есть съемка производилась близко к полудню со стороны юга, и там была входная дверь, так что башня пристройки располагалась с запада. А вот входа в храм Макоши там не видно, он, вероятно, располагался с севера. Следовательно, при данном расположении собора мы видим его восточную сторону, а вход в храм Рода должен располагаться с южной стороны, нам не видимой. Собор здесь, на гравюре, освещен с востока, стало быть, гравюра запечатлела раннее утро. — Итак, Владимирский комплекс действительно существовал и остатки его храмов видны и поныне. При этом языческие храмы не стали христианскими, а оказались частью христианского собора, простыми стенами в качестве мемориала. Интересно отметить, что если город Владимир был заложен в 1108 году, а Успенский собор был сооружен в 1158 году, значит, храм Макоши и другие языческие храмы на этом месте существовали не более полувека. Если учесть, что строительство как языческих, так и христианских храмов тоже могло занять лет десять, получится, что языческие храмы функционировали лет тридцать. Но, несмотря на то, что христианство к моменту закладки Владимира существовало на Руси уже порядка 120 лет, первые храмы в новом городе строились все-таки языческие» [2, с. 188].

Самое любопытное в нашем исследовании в рамках процитированной монографии заключалось в том, что более нам не попалось ни одного изображения языческого храма в форме пирамиды. Это удивительно: ведь архитектурные формы любых священных построек оказываются каноническими, в том числе и языческих. В данном случае мы видим явно неканонические постройки, созданные, видимо, одновременно с закладкой города, который основал Владимир Мономах. Наше удивление возрастает оттого, что этот князь был сыном дочери византийского императора Константина Мономаха, а Византия к тому времени являлась одним из важнейших оплотов православного христианства, поэтому языческим фантазиям данного князя вроде бы неоткуда было взяться. С другой стороны, построив столь необычные сооружения, в виде пирамид, Владимир мог бы избежать упреков в потакании язычеству, поскольку не всякий посторонний зритель имел бы возможность понять, что именно представляли собой данные постройки. Это было бы некоторым оправданием Владимира в глазах христиан (дескать, он построил хотя и не христианские храмы, но и не языческие, а бог весть какие), но не могло бы служить оправданием в глазах язычников (отправлять религиозные потребности в неканонических постройках они не стали бы, и вся дорогостоящая и весьма осуждаемая со стороны христиан затея с треском бы провалилась). Поэтому приходится принять другое допущение: форма пирамид являлась одной из канонических форм языческих храмов, но очень древней. В таком случае, постройка пирамидальных языческих храмов во Владимире оказалось бы исключительно ценным подарком язычникам, своеобразным русским Новым Египтом, подобно тому, как много веков позже был основан подмосковный Новый Иерусалим с его очень своеобразным храмом как особо ценным подарком христианам. Однако для обоснования подобной версии необходимо показать, что египетские пирамиды имели какое-то отношение к славянскому язычеству, что на первый взгляд кажется совершеннейшей фантазией. Именно так я и полагал, когда писал свою монографию [2]. Однако, уже в конце книги, совершенно не имея в виду пирамиды Владимира, я вдруг обратил внимание на изображение пирамиды Хеопса и проанализировал его.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:12 | 0.179sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



21 запросов. 0.371 секунд