В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 27, 2008

Плоские бронзовые привески Сибирского клада

Автор 17:31. Рубрика Славянские боги

Плоские бронзовые привески Сибирского клада

В.А. Чудинов

О бронзовых привесках Сибирского клада я писал в статье «Бронзовые привески с изображением ведических богов», опубликованной на моём сайте 7 июля 2008 года. Там я рассмотрел 4 изображения Мары (одно - не богини, а ее мимы) и одно изображение маски мима Яра. При обсуждении данного материала я отметил, что находки этого Сибирского клада являются одним из весьма крупных событий в истории славистики, и что их вполне можно сопоставить с находками в германском поселке Прильвиц, где были обнаружены литые бронзовые фигурки славянских богов, а также карикатуры на них. Во всяком случае, Сибирский клад позволяет внести определенные коррективы в понимание этих находок в Прильвице, которые в своё время (то есть, в конце XVIII и первой половине XIX века) широко обсуждались не только учёными, но и многочисленными любителями древностей в газетах тех лет.

Вообще говоря, Сибирский клад весьма позитивно вплетается в ряд событий, которые начались еще в XVII веке, и о которых я частично рассказал в моей книге «Правда о сокровищах Ретры». Благодаря книгам Маша, Потоцкого, Суровецкого, Жунковича и других исследователей, мы теперь имеем представление о двух коллекциях Прильвицкого клада; о Прильвицких камнях, о Микоржинских камнях и о коллекции брактеатов (хотя обычно упоминается только Краковский), а также о святовиде реки Збруч. Таким образом, к началу ХХ века существовали шесть независимых коллекций и одна четырёхгранная стела. Теперь к ним добавилась седьмая коллекция - Сибирский клад, наиболее молодой по времени находки и наиболее древний из всех по времени изготовления. Но он же и наиболее интересный. Он позволяет по-новому относиться ко всем перечисленным выше кладам, реабилитируя их подлинность.

priveski19.jpg
Рис. 1. Привеска со многими дырочками

Привеска со многими дырочками. Она показана на рис. 1. На первый взгляд - перед нами какое-то странное животное, которое бежит влево. Но что это за существо? Если бы не было нижней челюсти, его можно было бы принять за оленя, и тогда атрибутировать как весьма редкий зооморфный лик Яра. Но если посчитать нижнюю челюсть за деталь морды кабана, то перед нами - лик Велеса. Словом, пока атрибутировать данную находку сложно.

Весьма впечатляет и задняя часть, которая имеет две округлые дырочки вверху, напоминая глаза, и овальную горизонтальную дурочку внизу, напоминая рот. А в целом этот фрагмент привески весьма напоминает маску мима Яра из рассмотренной прежде части клада. Отсюда можно предположить, что и вся данная привеска имеет какое-то отношение к миму то ли Яра, то ли его постоянной спутницы, Мары.

Наконец, дырочки средней части привески напоминают знаки слогового письма, руницы. Так что более детальную информацию о данной привеске можно получить только тогда, когда на ней будут прочитаны надписи.

priveski21.jpg
Рис. 2. Чтение надписей на фрагменте привески и чтение центральных прорезей

Моё чтение надписей. На рис. 2. я сначала читаю надписи на бронзовой поверхности головы и шеи изображенного на ней животного. На верхнем отростке (это то ли рог, то ли очень длинное ухо) на выделенном фрагменте можно прочитать общую надпись ЯРА МИР. Чуть ниже, на фрагменте, обведенном белой рамочкой, я читаю слова ХРАМ ЯРА. Правее на маленьком фрагменте можно прочитать слово ЯРА, а чуть ниже - МАРА. Тем самым, частные подписи дают однозначную атрибуцию находки - перед нами - изображение Яровой Мары из храма Яра.

Подтверждение мы находим, во-первых, на фрагменте, обведенном черной рамочкой и расположенном над дыркой - тут написано МАРА ЯРА. Затем левее, на крупном прямоугольном горизонтальном фрагменте также можно прочитать словосочетание МАРА ЯРА. Еще ниже, в небольшом фрагменте внутри белой рамочки читается слово ЯРА. И, Наконец, между двумя этими обведенными фрагментами располагается область, внутри которой еще раз написано ЯРА МАРА. Так что сомнений в данной атрибуции не возникает никаких.

На рис. 2 можно выделить и вторичные лики. Они как раз расположены на том промежутке, где были прочитаны два последних слова. Слева мы видим лик Мары в ¾, развернутый влево; причем справа вверху на этом же лике изображен уже третичный лик бородатого бога, видимо, Яра. На лике Мары на правой щеке и на лбу как раз и написано МАРА.

Справа от лика Мары находится лик Яра. Он изображен коротконосым, с опущенными глазами и почти прямыми бровями, с открытым ртом и пухлыми губами, с небольшими усиками и бородкой, едва заметными. На глазах написано слово ЯР.

Нижняя челюсть зооморфной Мары содержат надпись МАСТЕРСКАЯ со всё уменьшающимися вправо буквами, и заканчивается эта надпись слово ЯРА, которое я читаю в обращенном цвете. Таким образом, привеска была изготовлена не в мастерской Мары, а в мастерской Яра.

Наконец, осталось прочитать надпись в виде прорезей. В левой надписи я принимаю за начало центральный знак из силлабографа ВЕ, снизу от которого начертан знак ПЪ, а выше - РЬ. Вместе они образуют слово ВЕПРЬ, которое нами на такого рода изделиях встречено впервые. Правее прорези образуют слово ЯРА. Таким образом, Мара приняла зооморфный облик ВЕПРЯ ЯРА.

priveski31.jpg
Рис. 3. Чтение надписей на правой стороне привески

На правой стороне привески я выделяю фрагмент вблизи центрального отверстия, обращаю его в цвете, и внизу читаю надпись ЛИК МАРЫ. А над маской мима, на фрагменте, очерченном прямоугольной чёрной рамочкой, читаю слова ХРАМ ЯРА, ЯРА РУСЬ. Эти слова нам уже встречались. Наконец, между глазом и ртом на маске Яра данной привески можно прочитать в белой прямоугольно рамочке слова ЯРА МИМА ХРАМ. Тем самым, в храме Яра, видимо, был небольшой уголок мима, где и располагалась данная привеска.

В целом данная привеска, конечно же, весьма своеобразна и в таком виде прежде нам никогда не встречалась.

priveski41.jpg
Рис. 4. Привеска с 5 дырочками и моё чтение надписей

Привеска с пятью дырочками. Эта привеска напоминает маску мима в своей нижней части. Что же касается двух дополнительных глаз, то такое тоже возможно, если вспомнить, что поверх маски мог располагаться головной убор, тоже изображающий лик какого-либо бога, так что в результате получалась «двухэтажная» маска мима.

Проверить правильность данной атрибуции можно только читая надписи. На этот раз попробуем читать сначала нижние строки, постепенно продвигаясь всё выше. Самый нижний фрагмент, очерченный чёрной горизонтальной прямоугольной рамочкой в обращенном цвете содержит надпись: МАСКА ЯРА. МАСКИ МИМА, которая сразу же даёт ответ на наш вопрос. Перед нами - одна из масок мима, в данном случае маска Яра. Если в предыдущей статье по поводу бронзовых подвесок Сибирского клада нам встретилась так же безносая маска мима Яра, но с двумя прорезями для глаз, то тут их четыре и даже имеется намек на более высокую пару глаз, пятый и шестой глаза (правда, прорези очень узкие, щелевидные). Так что это - вторая маска Яра Сибирского клада.

Чуть выше, на уровне носа, мы выделяем другой фрагмент, почти квадратный, обводя его белой рамочкой. Внутри мы читаем слова: ХРАМА МАКОЖИ МИМ ЯРОВ. Из это надписи следует, что в Яровой Руси мим Яра в каждом храме был свой, и у каждого была своя маска. Вероятно, маска мима Яра в храме Яра содержала две прорези для глаз, тогда как для такого же мима в храме Макоши - уже 4 прорези. Более того, первая привеска, где справа также изображена маска мима Яра, имеет продолжение влево и являет нам маску мима Яра, изображающего Мару. Иными словами, предыдущая маска принадлежит не миме Мары, но миму Яра, напоминающему о Маре.

Третий фрагмент на уровне переносицы верхних глазниц обводим чёрной рамочкой и читаем слова внутри нее: тут крупными буквами написано ЯРА МИМ. А на четвёртом фрагменте под верхним правым глазом в прямом и обращенном цвете можно прочитать чуть иные слова, ЯРА МИМА МАСКИ, что подтверждает чтение на нижнем фрагменте. Наконец, на пятом фрагменте на левой то ли брови, то ли прорези для третьей пары глаз, читается общая надпись РУСЬ ЯРА. Таким образом, надписи на этой привеске полностью канонические, и они раскрывают ее назначение.

priveski51.jpg
Рис. 5. Привеска в виде геральдического щита

Щитовидная привеска. Она весьма напоминает средневековый геральдический щит, вытянутый по ширине, слегка округлый внизу, и состоит внутри как бы из трёх хоругвей, окаймленных толстой рамой. Каждая их хоругвей, в свою очередь, содержит какие-то лики, расположенные по вертикали. Такого рода привеску я вижу впервые. Ее смысл, видимо, прояснится после вычленения ликов и чтения надписей на них.

Моё чтение надписей. Наверху центральной хоругви на щите можно видеть два слова: МИМ ЯРА. Полагаю, что это - владельческая надпись, которая объясняет, что данная привеска является собственностью мима Яра. Возможно, она носилась примерно так, как позже носили бляху дворники. Далее я вычленяю лики, который, чтобы не запутаться, перенумеровываю.

Лик № 1 можно видеть на центральной хоругви вверху, прямо под только что прочитанной надписью. Он представляет собой рельефный бронзовый зооморфный лик льва, смотрящий анфас. Рот закрыт, большие глаза открыты. Львиный лик принадлежит Яру, и в глазах, как обычно, читается слово ЯР.

Лик № 2 находится ниже и выполнен из более светлой бронзы, что и позволяет сразу выделить его из фона. На нем изображено мужское лицо пожилого человека анфас с окладистой бородой, небольшими глазами, прямым носом и невысокой прической. Правый глаз содержит букву Р, левый - буквы О и Д одна под другой. Таким образом, перед нами - РОД. По бокам его бороды находятся вторичные лики, расположенные в профиль. На правой стороне можно видеть лик льва с раскрытой пастью, на левой - лик старушки. Вероятно, это - Яр и Мара.

Лик № 3 из более темной бронзы расположен справа от лика Рода. Изображено анфас с небольшим разворотом влево узкое мужское лицо с большими усами и маленькой клиновидной бородой, прямым носом, большими глазами и в головном уборе шута (с как бы собачьими ушами). Надпись по всему лицу, начиная со лба и кончая ртом, гласит: ЯРА МИМА МАСКА. Здесь впервые столь отчётливо подчеркивается связь между мимом и средневековым шутом. Из этого можно предположить, что амплуа средневекового шута выросло из амплуа мима, который был «божьим человеком» и которому, следовательно, было многое позволено. Вместе с тем, если данная привеска имеет тот же возраст, что и остальные, датировку всего клада придётся существенно омолодить, признав клад средневековым.

Лик № 4 из тёмной бронзы помещён в самом низу центральной хоругви и представляет собой человеческое лицо неопределенного пола, расположенное анфас с небольшим разворотом влево; видны белки полуприкрытых глаз, кончик носа и чуть открытый рот с прямыми губами. Брови светлые, правая ниже, левая выше. Надпись по всему лицу гласит: МИМА ЯРА МАРЫ. У этой мимы наверху - также отогнутые ушки средневекового шута. Но о том, что шуты бывают и женщинами, я узнаю впервые.

Лик № 5, весьма вытянутый по вертикали анфас, из светлой бронзы, можно видеть в центре левой хоругви. Глазки на разном уровне, как бы обведенные сурьмой, нос пуговкой, светлые усы обвисают по бокам, бородка - маленькой лопаткой. Наверху возможны ушки шута. Подпись гласит: МИМ ЯРА.

Лик № 6 расположен там же, но правее, и представляет собой несколько перекошенное мужское лицо анфас с окладистой бородой, опущенными глазами и чуть открытым ртом. Надпись на глазах гласит: ЯР. Лик бога отличается от маски или лица мима тем, что борода обычно крупнее, усы и глаза - мельче, сам лик - гораздо шире и, разумеется, никаких собачьих или шутовских ушей на лике нет.

Лик № 7 из более тёмной бронзы сдвинут вниз под лик Яра и представляет собой женское лицо, развёрнутое влево, в профиль. У женщины большие глаза (правый выше левого), нос сапожком, рот полуоткрыт. На глазах и ниже можно прочитать надпись ЯРА МАРА. Здесь она изображена довольно пожилой и некрасивой.

Лик № 8 с правой стороной из более светлой бронзы является зооморфным львиным ликом Яра анфас, где голова завалена вправо. Глаза большие, рот закрыт, его складки чуть опущены. На уровне глаз - надпись МАСКА, на уровне рта - ЯРА. Уши льва - примерно такие же, как и на шутовских изображениях мимов (не львиные ли уши поначалу привешивались к маскам мимов?)

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.02MB | MySQL:11 | 0.264sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

управление:

. ..



20 запросов. 0.414 секунд