В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 27, 2008

Плоские бронзовые привески Сибирского клада

Автор 17:31. Рубрика Славянские боги


Лик № 9 находится на правой хоругви вверху, примыкая к центральному изображению посоха. Он изображает женское лицо, развернутое влево, в профиль. На нем можно прочитать слова МАРА ЯРА.

Изображение посоха занимает центральную часть правой хоругви, и имеет массу сучков, которые по вертикали образуют как знаки руницы, так и буквы протокириллицы. Руницей написано слово ПОСУХЪ, то есть ПОСОХ. Читая ниже, получаем слова МИМА ЯРА. Посох изображен толстым и весьма сучковатым. Само помещение его на данный щит указывает на то, что он также являлся предметом почитания, как и маски мима.

Лик № 10 размещается на обрамлении рамки в ее верхнем левом углу. Изображение очень тёмное, однако можно видеть рельеф мужского лица анфас с небольшими опущенными вниз глазами, прямым носом, большими наклонными усами и небольшой бородой - достаточно реалистичный. На глазах можно прочитать надпись - ЯР.

Лик № 11, столь же тёмный, расположен ниже и на нём мало что можно различить. Видно только, что нос мужского лица анфас приплюснут и его кончик касается высоко расположенного рта. Надпись утверждает, что перед нами - ЯРА МИМ.

Лик № 12 можно видеть на правом верхнем углу рамки. Здесь мужское бородатое лицо расположено в профиль, развернутыё вправо. При очень высоком черепе (явная водянка головы) приплюснутый ос почти касается губы высоко расположенного рта с улыбкой; лицо завершается внизу бородкой клинышком. Ожидаемая надпись подтверждает, что перед нами - ЯРА МИМ.

Лик № 13 напоминает то ли лисью, то ли волчью морду анфас. Он расположен на правой рамке ниже предыдущего лика. Над правой бровью видна большая буква М, на левой - столь же большая буква С. А в целом надпись утверждает, что это - МАСКА ЯРА. Правда, Яра с зооморфной маской волка мне приходится видеть впервые.

Лик № 14, как и последующие, все довольно мелкие, помещен в самой нижней части обрамления. Именно этот лик оказывается самым правым и представляет собой мужское лицо с большими усами, бородой клинышком, приплюснутым носом и широко расставленными глазами - словом, утрированные черты лица. Поэтому неудивительно узреть соответствующую надпись - МАСКА ЯРА.

Лик № 15 я обнаружил позже в самом низу правой хоругви. Это - какое-то странное лицо с носом в виде водопроводного крана и открытым ртом с одним зубом сверху и снизу. Словом, явная карикатура. Круглые глаза смотрят куда-то вправо, причем сдвинут весьма сильно. Надпись поясняет, что перед нами - ЯРА МАСКА.

Лик № 16 находится слева от лика № 14, и я сначала принял его за лицо женщины. Он развернут влево в ¾ и имеет какой-то вдавленный в лицо нос, приплюснутый, но возвышающийся над светлыми усами. На переносице - складка. Надпись утверждает, что перед нами - МИМ ЯРА.

Лик № 17 размещен еще левее. Хотя лицо расположено анфас, вид на него дан немного сверху. Нос дан картошкой, глаза расположены высоковато, губы сложены в виде буквы М. Подпись поясняет, что перед нами - ЯРА МАСКА.

Лик № 18 находится над ликом № 16. Он представляет собой мелкое безусое и безбородое мужское лицо, развернутое влево в ¾. Особенностью является большой чуб, вздыбившийся вверх и влево. А надпись говорит, что это - ЯРА МИМ.

Вполне возможно, что на этой привеске мною выявлены далеко не все изображения.

priveski61.jpg
Рис. 6. Привеска со спиралями

Привеска со спиралями. Последняя привеска тоже весьма интересна. В ее центре помещена спираль, вокруг которой имеется тоже несколько спиралей, чередующихся с мордашками обезьян. Из всех славянских богов зооморфный лик обезьян был присущ только Маре, так что предварительно данную привеску можно атрибутировать как привеску Мары. Об этом же говоря и три странных лика на выступах. А спирали похожи на свернутых в клубок змей.

priveski71.jpg
Рис. 7. Моё чтение надписей на привеске со спиралями

Моё чтение надписей. На верхней части змеи в самом центре композиции можно прочитать слово МАСКИ, чуть ниже слова МАРА ЯРА, а еще ниже - слово МИМА. Таким образом, наше предположение подтвердилось, и мы имеем перед собой привеску мимы Мары, на которой изображена совокупность масок Мары. А на том же фрагменте в обращенном цвете можно прочитать слова МИМА ЯРА, МАРА ЯРА и МАСКИ, то есть тот же набор слов, хотя и в других местах. Это подтверждает первое чтение.

На верхней спирали можно прочитать слова РУСЬ ЯРА и МАСКА МАРЫ. А заканчивается данная змейка достаточно красивым женским лицом Мары. Вообще говоря, весь набор нужной информации нами здесь получен, так что осталось выделить только наиболее интересные изображения.

Так, справа не в фокусе изображено женское лицо, на котором можно прочитать МИМА МАРЫ, но буквы весьма расплывчаты. То же самое можно прочитать и на изображении обезьянки под ней.

Не вполне в фокусе находится изображение слева. На выделенным из него белой рамочкой фрагменте можно прочитать слова МАРЫ. Понятно, что и все остальные фрагменты представляют сбой различного вида лики Мары, маски Мары или лики мимы Мары, то есть, тем или иным образом связаны с Марой.

Обсуждение. Рассмотренные четыре привески служат существенным дополнением к тем пяти, которые были рассмотрены в предыдущей статье. Они принадлежат двум существам, двум обладателям - миму Яра и миме Мары.

Прежде было неизвестно в точности, что принадлежало к реквизиту мима. Самым первым предметом этого реквизита мне встретилась железная маска Перуна, и мне было трудно понять, является она принадлежностью жертвы, палача или жреца. Я предположил, что ее носила жертва, и, вероятно, ошибся, поскольку, скорее всего, это был атрибут мима. Позже я понял, что в состав реквизита входят перстни, и даже вычленил перстни жрецов Перуна, имевших специальную ёмкость для хранения яда. Наконец, мне попались значки в виде топориков, которые тоже относились к Перуну. Попался также РУНОВ КОЛ из Новгорода, который, как я понял, был вовсе не мерным инструментом, как его атрибутировали археологи, а жреческим посохом. Однако общих выводов из этих разрозненных находок сделать было невозможно.

Существенное продвижение произошло после рассмотрения каменных привесок неолитического времени из Каргополья, которые назывались ВЕСЕЛЬЕ (с ударением на первом слоге). Они были весьма разнообразными и, вероятно, развешивались на деревьях. Встретился мне и мезолитический посох мимы Мары, ошибочно атрибутированный археологами как деревянный топор с каменным жалом.

Сибирский клад показал нам, что в более позднее время существовали бронзовые привески самого разного вида и назначения. Среди рассмотренных в данной статье обращают на себя внимание две последних. Они служили чем-то вроде баджика и удостоверяли их обладателя в качестве мима. Если для мима Перуна был характерен топорик, то для мима Яра - щит с тремя хоругвями в центре и толстым обрамлением, где размещались маски богов, изображения мимов и редкие лики самих богов. А для мимы Мары - круг с выпирающими из него с боков ликами, со спиралями и изображениями обезьянок. Иными словами, здесь также передавались лики богов, маски и лики мимов. Пока у нас нет других изображений, примем эти в качестве архетипических.

Что касается двух первых привесок, а также привески с маской Яра из предыдущей статьи, то это - привески масок, то есть, некоторая сакрализация масок, но не мимов. Возможно, эти привески обозначали места хранения масок. Они нам интересны тем, что передают уже не лики богов или мимов, и не портретные маски, а маски абстрактные, содержащие только прорези для глаз и рта, а иногда и совокупность таких масок.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.210sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.384 секунд