Царские печати. Прогресс в изучении памятников критской иероглифики налицо. Но все-таки продвижение вперед идет здесь еще слишком медленно. Основная причина этого заключается в краткости известных ныне иероглифических текстов. В подавляющем большинстве случаев они содержат не более десятка знаков9. Поэтому особого внимания заслуживают наиболее длинные тексты.
Мои комментарии. Глава 3 из книги А.А. Молчанова дана в небольшом сокращении (9, с. 23-24, 27-33). В ней описывается очень странный вид иероглифического письма, насчитывающий всего 40 иероглифов, что сопоставимо с буквами иных алфавитов, рис. 2 (9, с. 58, рис. 18). Название подзаголовков (кроме последнего) дано мною.
Рис. 2. Репертуар знаков на критских иероглифах, нанесенных на печати
1. Время бытования критской иероглифики в три века очень мало. За такой краткий период иероглифическое письмо едва успеет выйти за пределы пиктографии, а создать к тому же еще и линейное письмо ей времени уже не останется. Так что здесь мы, видимо, сталкиваемся с чем-то иным.
2. Стилизовать письменный знак под предмет несложно – достаточно к основному телу знака подрисовать тонкие линии, совпадающие с контуром желаемого предмета.
3. Критских знаков неизмеримо меньше, чем египетских, так что скорее наоборот, египтяне могли позаимствовать некоторые критские знаки, увеличив своей репертуар на доли процентов. Для критян же заимствовать всего 4 знака означает расширить их репертуар на целых 10%.
4. Кажется довольно странным объяснять краткость репертуара письменных знаков особенностями языка – ведь язык-то неизвестен, ибо надписи пока не прочтены.
5. Это наблюдение А. Эванса представляется очень важным. Иными словами, если удастся прочитать иероглифику, то со времен можно будет понять и критское линейное письмо А. С другой стороны, линейное письмо В является слоговым, и линейное А, судя по многим признакам, является тоже слоговым. А из этого следует, что, скорее всего, и так называемая «иероглифика» окажется таким же слоговым письмом, лишь стилизованным под вид некоторых вещей.
6. Это удивительно: из 40 знаков критских «иероглифов» 25 совпадают со знаками линейного письма В! Это больше половины! Другое дело, имеют ли они такое же чтение. Скажем, английский алфавит совпадает с латинским более чем на 90%, Но латинская А читается по-английски ЭЙ, Е – как И, I – как АЙ и т.д.
7. Вот уже и А.А. Молчанов приходит к выводу о том, что «иероглифы» написаны не словами, а слоговыми знаками. А это сразу наводит на мысль о том, что такими слоговыми знаками могла бы быть и руница, которая, как мы видели выше, была довольно широко распространена в Европе.
8. Короче говоря, мы видим параллель рунице и протокириллице по их употреблению в критском «иероглифическом» и линейном А. Это еще более усиливает подозрение на то, что критское «иероглифическое» – это просто стилизованная под вещи руница.
9. Десяток символов, переданных слоговыми знаками – это достаточно большой текст для дешифровки. Было бы желание его прочитать.
Как видим, существует довольно большое число критских текстов, написанных «иероглифическим», а по сути дела слоговым письмом. Напрашивается вывод – его следовало бы попытаться прочитать с помощью руницы. А руницу исследователи не пробовали потому, что прежде не знали о ее существовании.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.370 секунд