Презентация на канале КМ.RU 4 июля 2007 года
книги В.А. Чудинова «Тайнопись в рисунках А.С. Пушкина
(разгадка кода гения)». М., «Поколение», 2007
В начале 2007 года в издательстве «Поколение» вышла книга В.А. Чудинова «Тайнопись в рисунках А.С. Пушкина (разгадка кода гения)», 488 с. Книга передает как бы тайный дневник русского поэта, который он вел в основном на кириллице, хотя некоторые слова писал и руницей. Из данного дневника можно узнать его мнения о многих его современниках, отношения к себе в различные периоды жизни, его мнения о различных женщинах, с которыми ему пришлось встречаться. Все его замечания он зашифровывал различными деталями рисунка; особенно он любил вписывать буквы в завитки волос. Читая отдельные буквы и складывая их в слова, можно понять, что именно волновало поэта в тот или иной период его деятельности.
Вот, например, его мнение о себе на одном из автопортретов: СЕ А.С. ПУШКИН. СЕ Я И ТАЛАНТ К САКРАЛЬНОМУ ГНОЗИСУ. ВЕРУЮ Я, А.С. Все надписи в данном случае выполнены кириллицей, хотя и в непривычном начертании. На современном языке это прозвучало бы так: ВОТ А.С. ПУШКИН. ЭТО Я И ТАЛАНТ К СВЯЩЕННОМУ ПОЗНАНИЮ. ВЕРУЮ Я. А.С. Эту сторону своего гения он никогда не афишировал.
После выхода книги в свет один из читателей сообщил автору книги В.А. Чудинову, что великий русский поэт был в то же время и посвященным, и многие его стихи представляют собой аллегорические рассуждения о жизни и о роли сакрального начала в ней, хотя внешне они передают как бы его восхищение той или иной женщиной.
На другом рисунке, изображающем птицу, можно видеть его восхищение своими достижениями; о результатах своей поэтической деятельности он отозвался так: ПИШУ, КАК МАСТЕР. И это соответствовало действительности.
Некоторые его рисунки позволяют найти прототипов его литературных героев. Так, нарисовав портрет философа и поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827) под некими ветками дерева, он пишет: ЕВГЕНИЙ - ВЕНЕВИТИНОВЪ, В ТОЙ ЖЕ ПОЗЕ ГИГАНТА МЫСЛИ И ХАНДРЫ. ПУШКИН. Первые 7 слов данного высказывания написаны руницей, остальные - кириллицей. Из этих зашифрованных строк следует, что прообразом ЕВГЕНИЯ, то есть, Евгения Онегина, выступил именно этот поэт, который Пушкиным оценивался и как гений мысли, и как гений хандры. О подобном прототипе пушкинского «Евгения Онегина» до сих пор ничего не было известно. Зато теперь можно сравнивать биографию поэта и жизнь Евгения Онегина, и лучше понимать, что было Пушкину подсказано поступками Веневитинова, а что представляло собой художественный вымысел русского гения.
Многие рисунки Пушкина представляют собой беглые зарисовки некоторых исторических деятелей; однако, в них даются указания на фамилию и особенности встречи с данным лицом. Так, на одном из таких беглых портретов он написал: ТО - ДЕНИС ДАВЫДОВ. ГУСАР, ГУЛЯКА И ВРУН, ХРАБРЕЦ. ЛИТВА, ВИЛЬНО. Здесь помечено не только место, где поэт видел Дениса Давыдова, но и его восприятие этого лица, то есть, с одной стороны, он ГУСАР И ХРАБРЕЦ, а с другой - ГУЛЯКА И ВРУН. Так что Пушкин весьма остро замечал основные черты поведения человека.
А вот А.С. Грибоедов позировал Пушкину специально. И в этот портрет русский гений вписал такие строки: ЖИВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬ ДУМ. ОН МНЕ МЕШАЛ. Я И ОН - МУКА. КНЯЗЮ ПУШКИНУ - МОИМИ РУНАМА. Видимо, портрет предназначался для подарка «князю Пушкину», то есть, самому поэту, когда он мог, наконец, выразить свое отношение к другому великому русскому поэту, Грибоедову. ОН МНЕ МЕШАЛ - вот реальное отношение между ними.
Имеются у Пушкина и некие шаловливые воспоминания о лицеистской поре. Так, на одном из автопортретов он пишет: ЛИК СЕЙ ПУШКИНА. ПУШКИН, ПОСТРЕЛ, С УЧИЛКОЙ РУГАЛСЯ. ТО-ТО! 1819. Замечательно, что слово из школьного жаргона «училка» существовало еще во времена Пушкина. Женщин-преподавателей в ту пору было немного, и данный конфликт поэт запомнил на всю жизнь.
Отношения со многими женщинами поэт передавал в виде рисунка дерева; чем меньше на нем зеленых побегов и чем больше оно напоминает засохший пень, тем меньше Пушкина интересовала данная особа. Вот, например, что можно вычитать на его зарисовке дерева, от которого остался только высокий пень и два побега на нем: МОСКВА, КАРТИНА-СКАЗКА. КАРТИНА-РУНА. СЕ - ЗАКАЗ. КОПИЯ. СКАЗКА: ЧУТЬ СТАРАЯ, ХРАБРАЯ НЕВЕСТА АНЯ МИЛА, ЛЬНЕТ КО МНЕ СО МНОЙ ИГРАТЬ. Пушкина забавляет ситуация: невеста Аня для него стара, и хотя она миленькая и льнет к поэту, чтобы с ним поиграть, ничего, кроме внешней симпатии она у него не вызывает. Эти безуспешные попытки Ани Пушкин считает храбростью.
Кстати, Пушкин тут дает название жанру своих рисунков: картины-руны, то есть, картины-надписи. Данную картину он писал на заказ, для себя сделал копию.
Впрочем, далеко не все женщины оставляли его равнодушными. В книге имеются рисунки и с передачей его увлечений.
Книга несколько задержалась с публикацией. Для своего автора, В.А. Чудинова, она открыла интереснейшую традицию: оказалось, что не только А.С. Пушкин и многие русские писатели в свои рисунки непременно вписывали свои комментарии на русском языке, но такой же особенность отличались и иллюстрации к романам зарубежных писателей (Германии, Англии, Франции) примерно до середины XIX века. Иными словами, русский язык был языком международного общения писателей.
Позже эта традиция В.А. Чудинову пригодилась для чтения аналогичных надписей и на рисунках древних авторов - греков и этрусков. Это помогло ему дешифровать этрусский язык и получить комментарии к ряду древнегреческих мифов.
Пока в книге В.А. Чудинова о Пушкине дешифровано около 150 рисунков из примерно 1500, созданных русским гением. Однако ясно, что дальнейшее изучение этого интереснейшего направления его творческой деятельности может пролить свет на многие загадки, связанные как с его жизнью, так и с его творчеством.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.347 секунд