Фотоиллюстрации. Уже к концу XIX века в археологии начинает применяться фотография, а в дорогих книжных изданиях фотоснимок публикуется с помощью мелкого растра. Но количество таких книг было невелико, и фотографировать, например, культовые камни считалось непозволительной роскошью. Фотография была черно-белой, но более высокого разрешения, чем в первой половине ХХ века. Объясняется это тем, что в XIX веке негативы были достаточно крупными, а печать с них осуществлялась контактным способом. Позже вместо фотоаппаратов-монстров появились вполне транспортабельные варианты, которые снимали не один кадр, а сразу 36 на пленку. Это существенно удешевило весь процесс фотосъёмки. И хотя разрешающая способность самой плёнки существенно увеличилась, но теперь позитив получался с помощью фотоувеличителя, что давало приемлемое качество бытовых фотографий, но не годилось для фотографии научной. Однако даже невысокого разрешения фотографии лучше, чем ничего, и потому, скрепя сердце, исследователи стали пользоваться такими результатами. К тому же типографская печать высокого разрешения требовала мелованной бумаги, что существенно удорожало издание книги. А для газетной бумаги, самой дешевой, годился только крупный растр, плохо передающий детали.
На рис. 3 из научной книги (ЛЕД, с. 52, рис. 31 верхний) я пересканировал изображение почти в ту же величину, и перевернул его на 1800 (у фотографа, В.Ф. Винокурова, была иная точка съёмки). При этом я еще усилил контраст; солярный знак и рисунок правее на снимке едва угадывается, рельеф камня не виден, так же как и его истинные очертания, поскольку часть камня закрыта травой и землёй. Такая фотография, конечно же, лучше, чем ничего, однако она уступает не только снимкам XIX века, но и прорисям По этой причине я несколько лет предпочитал не фотоиллюстрации в книгах, на которых разглядеть какие-либо детали было практически невозможно, а прориси. Не потому, что я ретроград, а по причине низкого качества самих фотографий.
Рис. 4. Цветная цифровая фотография
Появление цифровой фотографии. Появление цифровой фотографии существенно увеличило разрешающую способность снимка, на котором теперь оказалось возможным разглядеть уже ряд деталей. Но и тут возникли два недостатка. Первый из них связан по-прежнему с типографским процессом, где цветные фотографии требую мелованной бумаги, а вместе с другими типографскими затратами это удорожает стоимость книги (которая и в наши дни уже достигла такой величины, что многим она не по карману) примерно вчетверо. Поэтому так могут выпускать подарочные издания, но не материалы археологических конференций. Второй - с небольшим размером книжной страницы, которые еще уменьшается за счёт традиционно крупных книжных полей.
Так, на рис. 4 мы видим и рельеф камня, и наличие знаков на нем - это примерно размер книжной иллюстрации. Однако для того, чтобы читать надписи на камне, это изображение должно быть увеличено линейно в 4 раза (то есть в 16 раз по площади). Только тогда мы можем заметить эти знаки. Замечу, что современные цифровые фотоаппараты более, чем на 5 мегапикселей, для таких целей пригодны. Пригодны и мониторы с диагональю экрана более 19 дюймов. Но, к сожалению, не книги, где приемлемая картинка может быть размещена на развороте только крупных форматов. А такая книга будет стоить безумно дорого.
Так что в общем виде проблема исследования древнейших надписей с точки зрения технических средств решена только для отдельных исследователей, но не для массовых читателей книг. Хотя в интернете это препятствие может быть обойдено тем, что при обычном формате фотоснимка при кликании по нему мышью на дополнительном изображении размещается увеличенная фотография. Иными словами, пользователи интернета уже получили преимущество. Однако многие современные учёные старшего поколения не только не имеют выхода в интернет, но даже не владеют компьютером.
Рис. 5. Фрагмент предыдущего снимка при большом увеличении
Исследование фрагмента в натуральную величину. Если довести размер фрагмента камня на его репродукции до натуральной величины (а это в технике фотографии называется макросъёмкой), как это показано на рис. 5, то можно заметить надписи. При этом буквы на камне оказываются не крупнее, а даже мельче тех, которыми мы обычно пишем. Как обычно, я обвожу рамочками более мелкие фрагменты, внутри которых я читаю надписи. Сейчас меня интересует не содержание надписей, а сам их характер. Свет (солнечный, закрытый небольшой облачностью) падает справа и снизу, так что можно видеть обе грани желобка, образующего солярный знак. И каждая линия луча этого знака образована надписями как на освещенной, так и на затенённой его стороне. ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДВОЙНОЙ РЯД НЕПРЕРЫВНОЙ НАДПИСИ! Нам такое просто не приходит в голову, поскольку мы сами так не пишем. Это очень трудоёмко, и цель такого написания нам не понятна.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.575 секунд