В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 22, 2007

Причины возникновения и эволюция двоеверия в отечественной культуре

Автор 18:31. Рубрика Отзывы на дипломы, диссертации и рефераты

Рецензия

на дипломную работу студента ГАСК Смирнова Павла Алексеевича

«Причины возникновения и эволюция двоеверия

в отечественной культуре»

Дипломная работа написана на интересную тему, где хотя и существует определенная литература, однако имеются различные, порой взаимоисключающие трактовки. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы из 105 наименований. Во введении рассматриваются различия в понимании двоеверия - от "контрабанды язычества в христианство" до "невозможности двоеверия как сути славянской души". Рассмотрев результат взаимодействия язычества и христианства, дипломник приходит к выводу о "значительном влиянии двоеверия на культуру средневековой Руси" (с. 6). Отмечается и большая роль двоеверия в мировой культуре.

В первом разделе выясняются причины возникновения двоеверия в отечественной культуре. Одной из важнейших причин дипломник называет длительность вхождения христианских идеалов в культуру основной массы славян. Отмечается, что если крещение князя Владимира является строго датированным фактом, то введение христианства на Руси - весьма длительный исторический процесс; в частности, долго сопротивлялись принятию христианства Смоленская и Ростовская земли. Указывается и на то, что даже в Царьграде стоял идол славянского Перуна - покровителя русских князей и бояр. В Новгороде волхвы продолжали действовать до XIII века. Дипломник обсуждает отношение двух религий к загробной жизни человека, к сексу, к животным и растениям, показывая на этих примерах столкновение языческой и христианской культур.

Во втором разделе рассматриваются этапы эволюции отечественного двоеверия. Дипломник выделяет три этапа: обособленное существование христианства и язычества (X-XIII вв.), завоевание христианством господствующих позиций (XIII-XV вв.) и растворение язычества в христианстве (XV-XVII вв.).  Намечается и четвертый этап - существование языческих пережитков в народном сознании. Анализируются образы Ильи-пророка и святого Георгия, на которых были перенесены функции Перуна, святого Власия и Николая Мирликийского, на которых был перенесен культ Велеса, святых Косьмы и Дамиана, на которых был перенесен культу Сварога и и некоторые другие. Обсуждается ритуал битья яиц на Пасху и пережитки язычества в ряде христианских праздников.

В третьем разделе выявляется сущность двоеверия и значение его традиций в отечественной культуре. Анализируется наличие двух имен у русских, языческого и христианского, сохранившееся вплоть до XIV века, наличие духовных стихов с элементами языческого мировоззрения (где основное внимание отводится Голубиной книге). Дипломник замечает, что принятие христианства навязывалось сверху, со стороны государства, поэтому люди, проповедующие язычество, фактически становились в оппозицию к государственной власти (с.48). Интересным выглядит вывод дипломника о том, что социокультурное значение язычества проявилось скорее не в оппозиции верхов и низов общества, а в наличии двойных стандартов в социальной и культурной жизни средневековой Руси. Отмечается, что наличие двоеверия способствовало появлению различных христианских ересей и церковному расколу. В последнем параграфе показывается влияние язычества на русскую культуру XIX века.

В заключении дипломник приходит к выводу о том, что многие культурные явления на Руси останутся совершенно непонятными без учета влияния на них двоеверия (с. 64).

Единственным замечанием, скорее имеющим характер пожелания, является то, что дипломник не отметил обострение внимания к славянской мифологии и язычеству в наши дни, когда в среде некоторой части отечественной интеллигенции поднимается интерес к языческому прошлому, что иногда доходит до создания некоторых неязыческих объединений. Впрочем, современная ситуация выходит за рамки истории русской культуры, исследуемой в данной дипломной работе.

Дипломная работа написана на высоком научном уровне, показывает хорошее знание дипломником литературных источников и его профессиональную ориентацию в славянской мифологии. Проведено интересное исследование на тему, имеющую большое значение для истории славянской культуры. На основании изложенного дипломную работу студента  П.А. Смирнова  о причинах возникновения и эволюции двоеверия в отечественной культуре можно оценить на "отлично".

Доктор философских наук,

профессор, академик РАЕН

В.А. Чудинов

16. 06. 2000

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.99MB | MySQL:11 | 0.330sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.496 секунд