В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Прототип иконостаса: столп, маряк, святовид, мима

Автор 13:46. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Прототип иконостаса: столп, маряк, святовид, мима

В.А. Чудинов

Было бы любопытным понять, как постепенно появляется идея объединить несколько изображений ликов богов воедино. Полагаю, что эта сторона в общих чертах может быть прослежена, поскольку в славянском ведизме постепенно появляются богослужебные предметы, упоминающие сразу несколько богов. Это столп, маряк и святовид, а также совсем недавно открытая мима.

Столп. Под столпом обычно понимают основной столб храма, который держит наибольшую нагрузку, из-за чего древнерусским названием нефа церкви было «столпная». Но нас интересует происхождение столпа. С моей точки зрения, столпом назывался центральный камень, девятый, лежащий в кругу из восьми камней, образующих храм.

Ольгины бани. Одним из интересных примеров горного храма является совокупность камней, известных под названием “Ольгины бани”. О ней А.А. Бычков пишет вот что: «ОЛЬГИНЫ БАНИ — место, где согласно легенде находилась христианская церковь, построенная Ольгой, впоследствии разрушенная языческими богами» (БЫЧ, с. 204). Этот текст сопровождает иллюстрация, рис. 1 (БЫЧ, с. 204).

Ольгины бани

Рис. 1. “Ольгины бани”

На рис. 1 мы видим нагромождение камней, которые очень напоминают алтарь храма Макоши. А.А. Бычков рядом сообщает такую легенду: «ЛЕГЕНДА О ЦЕРКВИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ. Вот что повествует народное предание. Когда святая Ольга построила себе церковь на краю отвесного утеса между Обручем и Житомиром и многие язычники, проникнутые святостью христианской веры, покинули древних соих богов и стали поклоняться Богу своей княгини, то эти боги, опасаясь лишиться со временем и всех своих поклонников, решили положить предел дальнейшему распространению христианства и с этой целью вознамерились уничтожить семя, из которого оно так быстро развивалось, то есть Ольгину церковь. Исполнение этого дела, как и всякого другого злого замысла, было возложено на Чернобога. Чернобог, блуждая однажды по противоположному берегу и пылая яростью при виде ненавистного ему храма, оторвал от соседней скалы огромный кусок камня и мощной рукой бросил его через реку в церковь, надеясь разрушить ее одним ударом. Но всемогущий Бог отразил неминуемую опасность: огромный камень, не долетев до церкви, несколько ниже нее ударился в утес и глубоко врезался в него, образуя как бы кровлю над естественным уступом. Впрочем, неудача не охладила желания языческих богов снова испытать свое могущество. На этот раз все они соединились, чтобы общими силами исполнить задуманное: Перун (бог грома), Волос, Стрибог, Чернобог и прочие подведомственные им боги и духи, с громом, бурей и дождем, стремились на одинокую церковь, дружным ударом поколебали ее в основаниях и низринули с высоты утеса в пучину реки. В этом месте, по молве народной, река не имеет дна, и из глубины ее, в часы полночной тишины, нередко слышится запоздалому путнику то протяжный благовест колоколов, то стройный хор молебного пения. Похоже, подобная история произошла и на озере Светлояр» (БЫЧ, с. 204).

На мой взгляд, легенда эта явно позднего времени. Мы помним, что раннее христианство во всех славянских землях ничуть не враждовало с язычеством и вплоть до XIII века язычество на Руси продолжало существовать. А только что рассмотренный болгарский пример нам показал, что язычники и христиане пользовались разными комнатами одного и того же здания, так что ни о какой вражде речи и быть не могло. Так что мотив подобной легенды нужно искать в чем-то ином. Кстати, на Украине города с названием ОБРУЧ нет, но зато есть город ОВРУЧ — примерно на 150 км к северу от Житомира. Между ними есть и город на реке, одном из притоков Припяти, называется Коростень. Возможно, то в пригороде этого города и располагались ОЛЬГИНЫ БАНИ.

Возможно, что для толкования легенды некоторый свет может пролить эпиграфический анализ рисунка 62. Как всегда, я попытаюсь прочитать те названия, которые можно выявить на центральном камне и на камнях поменьше.

Мое чтение надписей на камнях “Ольгиной бани”

Рис. 2. Мое чтение надписей на камнях “Ольгиной бани”

Прежде всего, я обвел рамочкой некоторое пространство слева, где я подозреваю наличие надписи. Чтение в прямом цвете дало слова ХРАМ МАКОЖИ, а чтение в обращенном цвете — И РОДА. Так что перед нами — храм Макоши и Рода, то есть самое обычное языческое святилище, а вовсе не заваленная камнями церковь. Иначе титульная надпись была бы иной. Далее, я считаю, что самый крупный камень был основным, возле которого располагались остальные камни. Обычно я называл его ЛИКОМ, но в данном случае перед нами — обычный валун, и я не знаю, как он назывался. По традиции я присваиваю ему номер 9. Каково же было мое удивление, когда, начав читать названия всех камней, я обнаружил, что этот камень имел название СТОЛП. Действительно, лучше не скажешь! Если так, то ближайшие к нему камни тоже должны иметь какое-то название; в названиях МАКОШИ и ХРАМА МАКОШИ я не сомневался и искал именно их в качестве ключевых; тогда от них можно было бы начать нумерацию. Камень прямо под Столпом и чуть правее оказался ХРАМ МАКАЖИ, и я присвоил ему № 8, а храм ниже и много левее Столпа имел в обращенном цвете надпись МАКАЖИ, и я присвоил ему № 1. Теперь ориентация все группы камней прояснилась: камень Макоши обозначал север, а по ту сторону от Столпа и на таком же расстоянии должен был находиться южный камень с надписью РОД; надпись КАМЕНЬ РОДА я тотчас обнаружил и придал камню № 5. Теперь было несложно перенумеровать все камни и прочитать названия. Несколько выше я писал, что при анализе расположения пней святилища Борщево некоторые моменты были неясны и я мечтал найти когда-нибудь подтверждение своей схеме размещения камней, не будучи уверен в том, что абсолютно точно описал название всех камней алтаря храма Макоши. Теперь, после того, как я прочитал названия. Все сомнения отпали, ибо последовательность оказалось такой: № 1 — МАКАЖИ, № 2 — МАСКА, № 3 — ВОЛОСА, № 4 — камень живы, № 5 — РОДА, № 6 — ХРАМ РОДА, № 7 — ПЕРУН, № 8 — ХРАМ МАКАЖИ, № 9 — СТОЛП. Таким образом, все названия и вся последовательность расположения камней подтвердились. Следовательно, канон языческого алтаря существовал даже для простых валунов.

Внимательное рассмотрение камней Ольгиных бань показывает, что на юг от камня Рода больше ничего не показано — а весь именно там должен был располагаться храм Рода, который был назван в титуле. Поэтому я на этом не прекратил чтение названий, а обратил внимание на надпись № 10, которая гласила ВХОД В и на надпись справа от Столпа, № 11 — ХРАМ, № 12 — РОДА. Итак, если зритель смотрит на святилище Ольгины бани с севера, то, следуя за надписью: ВХОД В ХРАМ РОДА мы попадаем на восток. Там и находится несколько камней (можно вычленить 6 из предполагаемых 9), которые, видимо, и использовались для разжигания на них костров. Таким образом, характер местности заставил несколько деформировать святилище, вынеся храм Рода на свободное место: с севера ему путь преграждала река, а на юге, вероятно, располагался скальный массив. Отражение в воде камня № 8 дает надпись № 13 — МОНАСТЫРЬ ОЛЬГИ. Тем самым ОЛЬГИНЫ БАНИ на поверку оказались ОЛЬГИНЫМ МОНАСТЫРЕМ. Разумеется, это был языческий монастырь.

Надписи на камне «Столп»

Рис. 3. Надписи на камне «Столп»

№ 40. Столп. Из всех камней выделим камень № 9, СТОЛП. На нем помимо надписи СТОЛП (на верхней грани) чуть выше написано слово РОД, тогда как внизу, почти у основания камня, слово МАКАЖЬ. Левее, на грани, можно прочитать слова ХРАМ МАКАЖИ. Наконец, чуть выше и левее этой надписи находится иная, которую я читаю как МАРА НА КАМНЯХ. Таким образом, перед нами – действительно упоминание сразу нескольких богов – Макоши, Мары и Рода, то есть, своеобразный прототип иконостаса.

Правда, столп не символизирует каждого бога, как любой из основных камней храма. Он лишь упоминает их названия, как бы отражая их воплощение в других камнях. Так что это – скорее некий «инвентарный список», чем соединение нескольких богов. Тем не менее, с него начинаются попытки объединения многих богов в единый комплекс.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.21MB | MySQL:11 | 0.280sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.448 секунд