В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Прототип иконостаса: столп, маряк, святовид, мима

Автор 13:46. Рубрика Пещерные храмы и монументы

№ 41. Маряк. Под маряком понимается высокий столб перед храмом Мары, на котором начертаны имена не только самой Мары, но и иных богов. О существовании подобного типа сооружений я узнал только в конце 2005 года, когда рассматривал изображение менгира на многих фотографиях, присланных мне одним из моих слушателей, О.Ф. Ольховским. Этот менгир был установлен на Кавказе, в Архызе.

Общий вид менгира из Архыза

Рис. 4. Общий вид менгира из Архыза

Разумеется, представляет интерес посмотреть, как выглядит надпись МАРЯК, а также, убедиться в том, что на данном столбе действительно упоминаются имена нескольких славянских богов. Начнем со второй задачи. Рассматривая вершину храма с западной стороны, можно заметить на ней ряд интересных надписей. В прямом и обращенном цвете в рамочке на ней читается слово ХРАМ, а чуть ниже – в прямом цвете можно прочитать и слово МАРЫ, и слово МАРИИ. В обращенном цвете читаются слова ХРАМ МАРИИ. Полагаю, что слова ХРАМ МАРИИ были добавлены позже. Таким образом, подтверждается, что храм Мары постепенно преобразовался в храм Марии. В своей работе о священных камнях я уже говорил о том, что культ Марии является промежуточным между культом Марии как жрицы Макоши в язычестве и девы Марии как Богородицы в христианстве. Теперь мы видим на данном примере, что Мариинскими становятся прежние храмы Мары. Но нам важно тут то, что упоминаются имена двух славянских богинь, Мары и Марии.

Мое чтение надписей на верхушке менгира

Рис. 5. Мое чтение надписей на верхушке менгира

Нет ли на камне упоминания и иных богов? Разумеется, есть. Общий вид верхней части камня при взгляде на него с севера показан на рис. 67. В его нижней части можно видеть некоторые как бы насечки и большое пятно. Здесь интересно было бы прочитать надписи, которые были нанесены еще тогда, когда данный менгир располагался горизонтально. Наиболее яркая надпись может быть прочитана как слова МАСКА МАКОШИ – МАРИЯ И МАРА. Для данного камня – это новый сюжет. Однако в моей книге о славянских камнях (ЧУД) я показал, что Мария (дева Мария) действительно была жрицей (маской) храма Мары, тогда как Мара – маской (жрицей) храма Макоши. Так что и эти отношения между богинями достаточно известны.

В обращенном цвете можно прочитать те же слова: МАРИЯ – МАРА – МАРИЯ. Между тем, слово МАРА содержится в верхней части вытянутого по горизонтали овала, на котором наверху пятна лишайников прикрывают слова, читаемые при обращении в цвете: МАРЫ ЛИКЪ (слово ЛИКЪ написано руницей). Следовательно, овальное пятно – это лицо Мары. В наиболее темном месте лика (слева внизу) можно прочитать слово МАРЫ, а правее и выше, на линии строки, слово ЛИК, начертанное протокириллицей (рунами Рода). Таким образом, чтение ЛИК МАРЫ подтверждается. Вместе с тем, упомянута тут и Макошь, точнее, ее маска (жрица), которой, вероятно, являлась Мара. Так что на данном столбе упомянуты имена, по крайней мере, трех славянских богинь.

Мое чтение северной верхней части камня

Рис. 6. Мое чтение северной верхней части камня

Теперь осталось предоставить сведения о наличии слов МАРЯК. Отдельная фотография приводит вид камня с южной стороны, рис. 8. Здесь мы находим подтверждение нашему предыдущему чтению – слово МАРЯК читается не менее 6 раз. Из этих повторов один раз можно составить словосочетание МАРЯК МАРЫ. Оно свидетельствует о том, что понимание слова МАРЯК как «столб Мары» забылось, и слово МАРЯК стало пониматься как СТОЛБ. Когда я читал надписи на этом фрагменте столба, слово МАРЯК мне встретилось уже не впервые. А впервые оно мне встретилось на следующем фрагменте, и я воспроизвожу обсуждение его именно так, как оно происходило в момент первого знакомства с данным словом при обсуждении рис. 9.

Вид верхней части камня с запад показан на рис. 9. Первое чтение оказалось повторяющим предыдущие, …СКАЯ МАКАЖИ, то есть, МАСТЕРСКАЯ МАКОШИ. Однако ниже надписи становятся интереснее. Сначала я читаю не очень интересную надпись в прямом цвете в черной квадратной рамочке МСТИРСКАЯ, то есть, МАСТЕРСКАЯ. Но вот в белой рамочке в обращенном цвете надпись читается несколько необычно: МАЯК, МАРЫ ХРАМ. Слово МАЯК мне встречается впервые, тогда как столб перед храмом действительно напоминает маяк. Но каково происхождение данного слова? Словарь М. Фасмера дает такую этимологию: «от маять, маю» (ФАС, с. 586). Последние слова, мне в русском языке совершенно неизвестные, связываются с маятою и со смыслом «мучения» или «нарушения» (ФАС, с. 587).

Мое чтение верха камня с южной стороны

Рис. 7. Мое чтение верха камня с южной стороны

Но слово МАЯК никак не возможно понять, как чье-то «мучение» или «нарушение». С другой стороны, отрицается близость с древнеиндийским словом МАЙУКХАС со смыслом «скала» и с новоперсидским МЕХ в том же смысле (ФАС, с. 586). Отсюда можно заключить, что ученым-этимологам пока неясно происхождение этого слова, и сведение его к «маяте» – чисто формальная процедура, за которой нет смысла. Этимологию этого слова еще предстоит выявить. – Зато еще раз слово МАЯК я читаю в черной вытянутой по горизонтали рамочке. Тем самым, подтверждается предыдущее чтение. Еще одно чтение МАЯК, уже третье, находится в маленькой прямоугольной черной рамочке. Но самый потрясающий текст оказался справа внизу, почти на южной стороне камня. Там, в двойной рамке, я прочитал слово МАРЯК. Именно МАРЯК, а не МАЯК и не МОРЯК. И сразу всё встало на свои места. Что такое МАРЯК? Это – столб МАРЫ. Следовательно, и слово МАЯК должно означать то же самое, только плавный звук Р редуцировался до полугласного звука Й. Так что был МАРЯК, а стал МАЙАК, а позже – МАЯК. И по аналогии так сталь называться высокие столбы для мореплавания, которые утром видны сами по себе, а вечером виден костер, разожженный на их вершине.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.2MB | MySQL:11 | 0.144sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.163 секунд