В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 6, 2013

Проверка мифов о Гиперборее

Автор 11:22. Рубрика Этнография и мифология

Проверка мифов о Гиперборее

Чудинов В.А. 

Прежде, чем начинать любое исследование о Гиперборее, целесообразно познакомится с мифами, содержащими упоминание о ней, а затем их проверить.

Сначала есть смысл посмотреть то, что пишет о Гиперборее Википедия, хотя на Западе ссылка на эту интернет-энциклопедию считается дурным тоном: «Гиперборея (др.-греч. Ὑπερβορεία - «за Бореем», «за севером») - в древнегреческой мифологии и наследующей ей традиции, это легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев. Согласно Ференику, гипербореи выросли из крови древнейших титанов. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею, они ныне называются дельфами.

В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же, как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа - жрецов и слуг Аполлона. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию.

Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море.

Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делосе к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), Гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса.

Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).

Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:

За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью <...> Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

Перед нами - мифы, причем довольно поздние. Якобы гипербореи жили во времена греков, принесли к ним такие блага культуры как песни, танцы, музыка и пиры, были связаны с Аполлоном, и тем самым музы - это олицетворение тех самых культурных заимствований греков от гипербореев; как-то связан с гипербореями и Дельфийский храм. Страна тёплая, там растут оливы, часть гипербореев проживает у истоков Дуная (Истра). Хотя это несколько противоречит другим мифам, здесь нужно разобраться.

На первый взгляд, это настораживает. Вероятно, греки были знакомы с каким-то народом, который переселился из Гипербореи в Европу и являлся ее наследником. Возможно, какую-то информацию может дать исследование храма гипербореев на Делосе. Однако, другим ключевым словом является имя бога Аполлона. Итак, существовал ли храм Аполлона на острове Делос? Если он сохранился, возможно, ситуация прояснится. Возможно, в нём сохранилась какая-то важная информация.

У меня, однако, имеется одно из могущественнейших средств проверки - эпиграфика. Достаточно указать на какой-то объект мифу или повествованию, а затем на изображении этого объекта прочитать надписи, и можно будет либо подтвердить изложенную информацию, либо ее отвергнуть. Так мы сейчас поступим и в отношении изложенных выше мифов.

arktorusy1.jpg

Рис. 1. Руины храма Аполлона на острове Делос

Данные от храма Аполлона. Запрос в поисковую систему показал, что храм Аполлона на острове Родосе частично сохранился, то есть, имеются его руины, рис. 1. В качестве руин видны три колонны с горизонтальным перекрытием и отдельно стоящую четвертую колонну. С одной стороны - не густо, с другой стороны, если на этих руинах имеются надписи, их можно прочитать.

На первый взгляд, никаких надписей на белых колоннах нет, и если бы я писал эту работу еще лет пять назад, на этом бы всё исследование руин храма Аполлона и закончилось. Однако уже много лет я понял, что любую фотографию можно увеличить (по крайней мере, вдвое), но, что более важно, усилить её контраст. После этого можно не только обнаружить надписи, но и прочитать их. Естественно, если перед нами храм Аполлона, мы должны ожидать нахождения греческого текста, где среди прочего упоминается имя этого бога. Или просто находится надпись ΑΠΟΛΛΟ.

arktorusy2.jpg

Рис. 2. Чтение надписей на верхней части руин

Фрагменты с надписями я, как обычно, очертил рамочками. В продолговатой рамочке на поперечной балке читаются слова МАСКА ЯРА. Это странно: перед нами находится не греческая, а русская надпись, и посвящена она вовсе не Аполлону, а Яру.

Но продолжим чтение: левее от этой надписи находится безбородый и безусый мужской лик анфас, с перекошенными глазами и ртом (явная карикатура, которая характерна для изображения жрецов-мимов), на лбу читается слово ЯР. А надпись на самом верхнем фрагменте гласит: МИМ ЯРА. Наконец, слева от лика мима Яра имеется еще один фрагмент с надпись, где можно прочитать слова МИМА МАРЫ.

На отдельно стоящей колонне также имеются надписи. На них (верхней и нижней) можно прочитать в прямом и обращенном цвете читаются слова ЯРА МАСКИ.

arktorusy3.jpg

Рис. 3. Чтение надписей на нижней части руин

На нижней части колонн я нахожу надписи на двух внутренних колоннах. Здесь можно прочитать верхнюю надпись в белой рамочке, где читаются слова ЯРА РОДА ХРАМ. Чуть ниже находится изображение мужского безбородого и безусого лика анфас, на котором сверху вниз в три яруса можно прочитать тот же текст: ЯРА РОДА ХРАМ.

На третьей колонне можно видеть двойной лик: слева находится лицо мужчины, а справа - лицо женщины, оба анфас. Под лицами написано ЯР И, тогда как ниже в черной рамочке читается еще одно слово: МАРА. Таким образом, здесь также изображен не Аполлон, а Яр и Мара.

Наконец, справа, на четвертой колонне в рамочке можно видеть мужской лик с усами и бородой. Возможно, наконец, перед нами находится лик Аполлона? - Нет. На лбу читается слово ЯР, как и на других ликах. Причём, что совершенно удивительно, на носу у данного персонажа находятся сползшие с глаз ОЧКИ! Очки в древней Греции? По поводу очков Википедия пишет: «Очки были изобретены, по-видимому, в Италии в XIII веке. Предполагаемый год изобретения - 1284, а создателем первых очков считается Сальвино Д'Армате, хотя документальных подтверждений этим данным нет». Википедия даже приводит изображение фрагмента фрески из церкви Тревизо, Томмазо да Модена, 1352 г., рис. 4, где виден персонаж с круглыми очками, но без дужек.

arktorusy4.jpg

Рис. 4. Фрагмент фрески Томмазо да Модена

Что же касается изображения на четвёртой колонне храма Яра Рода на острове Делос, то там полукруглая часть очков имеется только вверху, тогда как верхняя часть очков горизонтальна.

Напомню, что для археологов всегда важно обнаружение некого «датирующего артефакта». Чаще всего таким артефактом является монета известной страны, где известны даты жизни того или иного монарха, при котором чеканились монеты такого типа. Возможно, что изображение очков как раз и выдаёт реальный возраст данного храма, а именно XIII век. Иными словами, так называемая «Древняя Греция» существовала в конце Средневековья, в период Предвозрождения. Правда, пока у нас имеется единственное изображение, что может быть случайностью. И если подобного второго изображения не будет найдено, оно может быть аттестовано как случайность.

2 комментариев к “Проверка мифов о Гиперборее”

  1. Rasen написал:

    /////////Естественно, если перед нами храм Аполлона, мы должны ожидать нахождения греческого текста, где среди прочего упоминается имя этого бога. Или просто находится надпись ΑΠΟΛΛΟ.....
    Полагаю, что дальнейшее исследование руин данного храма не имеет смысла. А подводя черту, можно сказать, что на руинах мы не только не нашли имени Аполлона, но и вообще НИ ОДНОЙ греческой надписи. Зато поняли, что с Аполлоном связан храма Яра Рода, так что, возможно, и в Гиперборее основным был храм Яра Рода.///////
    Вовсе не обязательно, чтобы на храме должно было быть имя АПОЛЛО.
    Если это имя разделить на отдельные корни и убрать аканье начального гласного, то получим ОПАЛяющий ЛОНо, то есть, синоним имени ЯР. Вероятно, что в Греции было табу на использование жреческого варианта имени Бога ЯР в мифологических произведениях, потому, что в мифах космические Боги "приземляются". Им создаётся биография наподобие человеческой.
    У Даля находим следующее
    >>>>>>>>
    Вот и получается, что Богиня МАРА рождает Бога ЯРА, а Богиня ЛЕТО рождает Бога, ОПАЛяющего ЛОНо.

  2. Alexey написал:

    1. Гиперборея лежит за Рипейскими горами, в которых берут начало главные реки Скифии. А это нынешние Днепр и Дон. Что подтверждает и карта Геродота. Но оные реки текут со Средне-Русской возвышенности вообще и с Валдая в частности. То есть Рипейские горы суть Масковия. Значит Гиперборея географически - все, что севернее. То есть Кольский полуостров можно считать Гипербореей, но это далеко не вся Гиперборея.
    2. Всякий камень по определению принадлежит прежде всего земле, то есть Макоши. И только потом - кому-то из Богов, обычно Древних. Подтверждение этому мы находим на священных камнях более южных земель - Карелии (нынешней), Новгородских, Тверских, Псковских... Отсутствие имени Макоши на "храме Аполлона" вполне понятно: его строили явно с другой шкалой ценностей. Но ведь ее имени нет и на приведенных камнях Кольского полуострова. И данный факт, на мой взгляд, заслуживает самого пристального внимания.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:12 | 0.231sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



21 запросов. 0.389 секунд