Рис. 8. Пейзаж с дорожным экипажем и моё чтение надписей
Якобы «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой. Здесь небольшому рисунку А.С. Пушкина посвящено целое исследование [2]. Оно звучит так: «ПО МЕСТАМ «ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА». 1833 год.
«В рабочей тетради 1833 года рядом с древнегреческой цитатой из гомеровской «Одиссеи» Пушкин рисует «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой» (7). «Для рисунка странствий - это примечательно», - тонко замечает А.М. Эфрос, первый публикатор этого рисунка (8), справедливо датируя его 1833 годом. Исследователь связывает рисунок с путешествием поэта в сентябре по местам пугачевского бунта, но определяет его как один из волжских пейзажей (9).
Пушкинист-филолог С.В. Денисенко так характеризует рисунок: «Возможно, что поэт и рисовал какой-то конкретный пейзаж, но конкретика приняла достаточно условные, абстрактные формы... рисунок максимально приближен к иероглифическому изображению. Это один из самых схематичных и вместе с тем самый экспрессивный пейзаж в пушкинских рукописях» (10). Однако думается, что это не «абстрактная и условная форма» рисунка и не иероглиф. Это стиль. Он рожден непосредственным восприятием движущегося предмета, когда обнажен сам процесс рисования, то есть активного переживания, видимого с карандашом или пером в руке. Прерывистые линии, удар и росчерк вместо контурной неподвижности силуэта создают впечатление движения предмета. От этого изображение выигрывает в выразительности и эмоциональности. Эффект рисунка заключается в том, что экипаж нарисован таким, каким он кажется во время его движения смотрящему со стороны. Одновременно и деревья на противоположном берегу показаны такими, какими они видятся седокам экипажа: мелькающими, убегающими назад. Поэтому они и нарисованы разорванными контурами, делающими их похожими на иероглифы.
Включенный в пейзаж жанровый элемент - мчащаяся тройка как бытовой мотив не воспринимается. Образно и художественно он подчинен главной теме - простора, быстрой езды. Очертания тройки ритмически включены в прерывистые очертания пейзажа, сформированного разорванными линиями и штрихами. Подобная техника рисунка, отражающая стремление передать впечатление, как бы предсказывает импрессионистическую эпоху 1890-х - начала 1900-х годов. Характер рисунка индивидуален, лежит вне школы рисовального искусства первой половины XIX века. Виртуозное произведение Пушкина и технически, и образно - единственное в истории русского пейзажного рисунка первой половины XIX века. Его поэтика глубоко национальна, она сравнима (в его эпоху) лишь с литературным образом «птицы-тройки» Н.В. Гоголя. Откуда же здесь ассоциации с историей Одиссея? Форма брички, фасоны шляп путешественников на облучке (один из них, с вожжами, - возница, второй, вероятно, слуга сидящего в экипаже) указывают на время Пушкина...
17 августа 1833 года поэт отправился из Петербурга в Оренбургскую губернию собирать материал для «Истории Пугачевского бунта». Он ехал через Москву, Нижний Новгород, далее - по большому московскому почтовому тракту, вдоль правого берега Волги и далее от Казани по левому берегу через Симбирск - в Оренбург. Сюда он приехал 18 сентября и отправился прямо на дачу оренбургского генерал-губернатора, своего старинного приятеля В.А. Перовского. Здесь он встретил В.И. Даля, с которым был знаком еще по Петербургу (11). 20 сентября Пушкин и Даль выехали из Оренбурга и следовали по правому берегу Урала (Яика) (12), по местам, где за 60 лет до того были крепости, захваченные Пугачевым. Даль был прикомандирован Перовским к поэту, чтобы местные жители не испугались чужого человека, интересующегося Пугачевым, как уже случилось прежде в Бердской слободе. В этом-то путешествии они увидели меловую гряду, которую местные жители называли «Белы горы» (13) - название, вызывающее в нашей памяти повесть «Капитанская дочка» (14).
Смеем утверждать, что в дорожной бричке на пушкинском рисунке изображен сам поэт (собственные странствия навели его на мысль об Одиссее), а также В.И. Даль; на облучке - возница и слуга. Они едут вдоль реки Урал в Уральск (до 1775 года - городок Яицк), к яицким казакам для осмотра места, где была внутренняя крепость и где начинался пугачевский бунт в 1772 году. 20 сентября утром, миновав «Белу гору», они подъехали к бывшей крепости Нижнеозерной, которая и при Пушкине походила на деревушку...»
Казалось бы, вот еще одно изображение, связанное с бывшей крепостью «Белогорской» вдоль реки Урал. Полдня я потратил на поиски рисунка с названием «Пейзаж реки Урал с дорожной бричкой». - Нашёл. Но когда я его увидел, я понял, что уже описал его в моей монографии [3:144]. Сам рисунок Пушкина у меня фигурирует под № 101, а его дешифровка, под № 102, рис. 8. Но у С.А. Фомичева, из работы которого я заимствовал это изображение, оно называлось иначе: «Пейзаж с дорожным экипажем». Именно поэтому я не мог опознать его по иному названию, нее видя самого изображения.
Там я, в частности, писал: «На рисунке нет ни башен, ни крепостной стены, ни въездных ворот, словом, ничего, что хотя бы отдалённо напоминало крепость. Изображены какие-то домики на пригорке, и всё. Более того, экипаж явно проезжает мимо, ибо уже миновал развилку с дорогой, ведущей к домикам. Так что дорожная повозка скорее изображена удаляющейся, чем приближающейся. Ну, а если это не крепость, и к ней повозка не приближается, то откуда известно, что что тут где-то находится Белогорская крепость? Словом, похоже, что атрибуция рисунка произведена лишь из общих соображений. Действительно, речь идёт о какой-то поездке Пушкина, но какой именно? Ездил он много, и местность может быть любой. Впрочем, пояснение может дать надпись на самом рисунке. К ее чтению я и перехожу.
Первое, что бросается в глаза при разглядывании домиков на пригорке, это то, что они прочерчены как-то незавершённо, что сразу же наводит на мысль о тайнописи, (рис. 102), рис. 9. Крыша самого левого домика вместе со стеной очень напоминает букву К, только наклонившуюся вправо. А правее видна просто-таки очень чётко выписанная буква А. Если же развернуть нужным образом все буквы и какие-то из их штрихов чуть развернуть или, напротив, чуть сблизить, мы получаем очень явную подпись: КАВКАЗЪ. Так что никакого намёка ни на Белогорскую крепость, ни на Оренбург тут нет. А левее и выше домов посёлка на рисунке изображены какие-то знаки, которые я читаю, как СВЯТОЙ. Итак, перед нами СВЯТОЙ КАВКАЗ.
Похоже, что можно прочитать надписи и на кронах деревьев. Читая слева направо, получаем текст: ЖЕЛЕЗНЫЯ ЗЕРКАЛА ВЪ ДАРЬЯЛЕ, СВЯТИЛИЩЕ, то есть, ЖЕЛЕЗНВЕ ЗЕРКАЛА В ДАРЬЯЛЕ, СВЯТИЛИЩЕ. Итак, вместо ожидаемой надписи ОРЕНБУРГ. БЕЛОГОРСКАЯ КРЕПОСТЬ, мы читаем: СВЯТОЙ КАВКАЗ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗЕРКАЛА В ДАРЬЯЛЕ, СВЯТИЛИЩЕ. Так что перед нами Дарьяльское ущелье Кавказа, где в святилище зеркала не серебряные или бронзовые, а дешевые, железные, в которые, вероятно, весьма сложно смотреться.
Затем читаются и домики справа, уже на пригорке. В них сложно определить знаки, но, кажется, они могут быть сложены в нечто вроде ТО СЪНИЗУ ЛИКЪ, то есть, как раз железные зеркала и являются ОТДЕЛКОЙ ИДОЛА СНИЗУ. Можно также прочитать изображение экипажа, начиная с буквы П, расположенной левее, и читая в качестве буквы О левое заднее колесо. Так читается слово ПОВОЗКА, а также слово КЪНИ, то есть, КОНИ. А на негативном изображении можно прочитать слово ДИКЪЕ, то есть, ДИКИЕ. Следовательно, заключительным предложением оказывается: ПОВОЗКА - КОНИ ДИКИЕ. Судя по этой последней фразе, Пушкину поездка в Дарьяльское святилище не понравилась.
Вероятно, обдумывая замысел «Капитанской дочки», Пушкин вспоминал не столько свои более или менее сносные условия путешествия, сколько мытарства с дикими конями по горной дороге Кавказа. Для нас же эта зарисовка важна тем, что даёт наглядное, пости явное отражение слова КАВКАЗЪ в деталях рисунка.
Рис. 9. Портрет Емельяна Пугачева из Википедии
Цитата из работы А.Т. Фоменко. «ПОЕЗДКА А.С.ПУШКИНА НА УРАЛ В 1833 ГОДУ ДЛЯ СБОРА СВЕДЕНИЙ К "ИСТОРИИ ПУГАЧЕВА". ПОЧЕМУ ПУГАЧЕВЦЫ НАЗЫВАЛИ СВОЮ ВОЕННУЮ СТАВКУ - МОСКВОЙ. Мы уже высказали мысль, что имя Пугачев - это попросту ПУГАЧ, то есть не настоящее имя или фамилия, а ПРОЗВИЩЕ, которое романовские историки придумали либо последнему царю-хану Московской Тартарии со столицей в Тобольске, либо его главному полководцу. Скорее всего, сегодня мы просто не знаем подлинного имени этого человека. Оно было намеренно вытерто со страниц русской истории. Последнего полководца Руси-Орды середины XVIII века романовская администрация прозвала ПУГАЧЕМ. По-видимому, потому, что он действительно сильно НАПУГАЛ династию Романовых, когда попытался распространить власть огромной Московской Тартарии обратно, на территорию европейской части старой Руси-Орды. Мысль, что Пугачев - это просто прозвище-кличка ПУГАЧ, подтверждается старыми документами. Например, об этом прямо говорит В.И. Даль - современник и друг А.С. Пушкина. Отметим, что В.И. Даль служил в то время "чиновником особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе". В.И. Даль помогал А.С.Пушкину, когда тот приехал на Урал специально для сбора уцелевших здесь сведений о "Пугачевской войне" [710, т.2, с.223-224, 452]. Опираясь на подобные свидетельства, "Пугачева" называют ПУГАЧЕМ и некоторые современные комментаторы, например,».
Был ли Пугачев «Пугачем»? - Полагаю, что эпиграфика может ответить на вопрос о том, кем был Емельян Пугачев, достаточно посмотреть на его портрет.
В статье Википедии «Пугачев, Емельян Иванович», имеется «Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками» (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва»). Музейные описи № 4588. В Ростовском музее. Ростов Великий. Фотография картины - С. М. Прокудин-Горский, 1911 г.; восстановление фотографии - ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2000-е». Изображение поступило на Викисклад 9 февраля 2011 года. А текст при этом такой:
Емелья́н Ива́нович Пугачёв «(1742 - 10 [21] января 1775, Москва) - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них».
Вопрос заключается не в том, сколько самозванцев могут воспользоваться удачными обстоятельствами, а в том, почему народ Сибири решил его поддержать, рискуя собственной жизнью. И далее я использую свою статью [4].
Рис. 10. Моё чтение надписей на портрете Емельяна Пугачева
Чтение надписей на портрете из Ростовского музея. Весьма странно то, что никакой надписи на портрете нет - притом, что соотношение высоты и ширины картины нормальные. Иными словами, надпись не отрезана, она отделена и, видимо, была накладной, легко отделимой - на потребу дня.
Теперь попробуем прочитать на портрете надписи. Сначала возьмём вертикальный фрагмент слева - там, где изображена цепь, и повернём его в горизонтальное положение.
Мы увидим надписи в две строки над цепью, в цепи и ниже цепи. Над цепью на верхней строке можно прочитать слова МАЯК МАРЫ, что можно понять, как ЗНАК СМЕРТИ. Правее, примерно в центре фрагмента, строкой ниже читаются слова ЯРА СКИФИЯ - название государства. Заметим, что государство называлось не РУСЬ ЯРА, как Московия, а иначе. Внутри правого звена цепи и левее него читается название храма: МАРЫ ХРАМ ЯРА. Таким образом, портрет был изготовлен в мастерской храма Мары Яра. Это означает, что на территории Скифии еще в 1775 году сохранился храм Мары, иными словами, в Сибири еще существовал русский ведизм.
Насколько я знаю по другим портретам, обычно важные слова были написаны на усах и бороде персонажа. На усах в данном случае я читаю слова МИМ ЯРА, а на самом верху бороды - слово ХРАМА. Таким образом, Емельян Пугачев имел звание мима Яра храма - ниже, чем мима Яра, но всё-таки, перед нами - жреческое звание.
На нижележащих строках бороды читаются интересные слова: ЯКО ХАН СИБИРИ И ХРАМА ЯРА РУКОВОДИТЕЛЬ. А правее на бороде написано: РУСЬ МАРЫ. Таким образом, за Пугачёвым был закреплён титул ХАН СИБИРИ. А это - титул того же уровня, что и ХАН РУСИ ЯРА или ХАН РИМА.
На уровне плеча можно видеть крупные и мелкие буквы. Крупные буквы можно увидеть, если принять оторочку пол кафтана за букву У. Тогда левее видна буква П, а правее, светлее ткани, буква С. Теперь можно прочитать всю надпись в две строки: ПУСТЫНИК в верхней строке и РУКОВОДИТЕЛЬ - в нижней. Здесь же имеются надписи и мелкими буквами, которые удобнее читать в обращенном цвете. Они написаны в четыре строки. На верхней строке можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ МОСКВЫ. Строкой ниже - МАРА ЯРА, что передаёт название храма. Еще ниже написано МАСКА ЯРА и еще ниже - МАРЫ МАСКА. Это означает, что портрет делался еще прижизненно, но, когда он был готов, человека в живых уже не было.
Как видим, слово ХАН было дважды пояснено по-русски как РУКОВОДИТЕЛЬ - Сибири и храма Яра, а также пустынник.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.328 секунд