В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 21, 2009

Дьявольские рисунки Пушкина

Автор 19:19. Рубрика Cлавянская и неславянская письменность

Diabolic drawings of Pushkin Дьявольские рисунки Пушкина

В.А. Чудинов

 

In the paper some diabolic drawings of Pushkin as texts in Russian were read. So the Great Russian poet tried to fight his erotic desires.

 

В данной статье, являющейся разделом моей книги о Пушкине, я показываю нашего великого поэта читателю с несколько иной стороны - как человека, с интересом разрабатывавшего «дьявольскую» тематику. Это - не столько бравада гения на запретную тему, сколько попытка показать, что смешные стороны имеются и в христианском учении о чертях и ведьмах. А также - что так можно побороть свои греховные желания.  

Росчерк-штриховка. На ряде рисунков Пушкина присутствует особый тип росчерка в виде синусоиды, расположение отдельных зигзагов которой оказывается весьма плотным. Таковы, например, два заштрихованных рисунка на 18-м листе, так называемые "бесовские рисунки" (ПД 835, л. 18) (ДЕН, с. 67). Исследователи связывают их с изображением "Чертовых ворот" Карадага, и при этом цитируют Максимилиана Волошина:

 

Спустись в базальтовые гроты,

Вглядись в провалы и пустоты,

Похожие на вход в Аид...

 

«Очевидно, Пушкину данная легенда была знакома, что объясняет общую композицию рисунка на листе 18 Второй масонской тетради (ПД 835): под Чертовыми воротами изображается преисподняя, из которой вырываются наружу бесы и ведьмы. И это опосредованно соотносится со смыслом онегинских строф, над которыми работает в то время поэт... Таким образом, в рисунке Пушкина нашло отражение то, что творилось в душе не только героя романа, но и самого автора» (ДЕН, с. 65-66).

 pushkinris1.gif

Рис. 1. Штриховые росчерки на "бесовских рисунках", лист 18

 

Как всегда, у нас имеется возможность проверить точку зрения исследователей, прочитав надписи на самих рисунках. Что касается горы Карадаг, то верхний рисунок отнюдь не убеждает в такой трактовке, ибо заштрихованную часть можно принять и за стог сена, и за женскую туфельку, развернутую вправо.

Возникает впечатление, что как на вершинах синусоид, так и в месте пересечения штрихов имеются определенные буквы и знаки. Так, первый штриховой рисунок  содержит не менее 9 мест, которые могут обозначать слова. Обозначив начало этих мест цифрами, и выписав соответствующие знаки, как показано на рис. 54, получим такие значения надписей: 1 - ПУШКИНЪ, 2 - ПРОРОК, 3 - ГЛЯДИТЪ, 4 - ПУШКИН, 5 - ГЛЯДИШЬ, ПОКА НЪГИ ХОДЯТЪ, 6 - РУНА СЬМОТЪРЕЛЪ (эта строка вынесена отдельно в виде вертикального росчерка), 7, 8 - ПУШКИН, 9 - ВОССТАНЪТ ЛИК КАРТОЧНЫЙ. Из этих слов можно синтезировать такой текст: ПУШКИНЪ-ПРОРОК ГЛЯДИТЪ. ПУШКИН, ГЛЯДИШЬ ПОКА НЪГИ ХОДЯТЪ! ПУШКИН РУНА СЬМОТЪРЕЛЪ. ПУШКИН, ВОССТАНЪТ ЛИК КАРТОЧНЫЙ!  Это означает: (ОТСЮДА) ПУШКИН-ПРОРОК ГЛЯДИТ. ПУШКИН, ГЛЯДИШЬ, ПОКА НОГИ ХОДЯТ! ПУШКИН НАДПИСИ ОСМОТРЕЛ. ПУШКИН, ВОССТАНЕТ ЛИК (НАЧЕРТАННЫЙ) НА КАРТАХ!

 pushkinris2.gif

Рис. 2. Мое чтение росчерков в виде стога сена или дамской туфельки

 

Как видим, среди надписей присутствует строка: ПУШКИН НАДПИСИ ОСМОТРЕЛ, хотя и вынесенная отдельно в виде столбца, но такая же, как и на росчерках-птицах, что объединяет с ними росчерки-штриховки. Из данного текста также видно, что Пушкин считал себя в этом росчерке пророком,  а его пророчество заключалось в том, что лицо, начертанное на картах, то есть КАРТОЧНЫЙ ЛИК, когда-то восстанет. Под этим карточным ликом в качестве прототипа можно иметь в виду старую каргу из "Пиковой дамы", которую Герман назвал ведьмой. И на соседних рисунках действительно летает ведьма на помеле и пляшут черти. Но своё пророчество Пушкин ограничивал только сроком своей жизни, тем временем, когда он глядит, а глядит он лишь до тех пор, пока его ноги ходят. Вероятно, случай с Германом имел какую-то автобиографическую параллель. Во всяком случае, вместо обычного радостного контурного рисунка мы видим тут густой и почти непроницаемый росчерк.

 pushkinris3.gif

Рис. 3. Мое чтение росчерков на нижнем рисунке слева

 

На рисунке внизу слева виден какой-то сидячий мужчина с печальным выражением лица, подперевший голову правой рукой. Кто это, до чтения надписей неясно. Но надписи можно прочитать. При некотором увеличении видно, что лицо существа представляет собой контурный рисунок светлым по тёмному; для его прочтения необходимо обратить цвета. После обращения лицо с позитивными и негативными надписями (позиция 1) имеет чтение АЙ, КАКЪ СЬВЕЖЬ САМ ВЕЛЬЗЕВУЛЪ! то есть АЙ. КАК СВЕЖ САМ ВЕЛЬЗЕВУЛ! Это означает, что сидячий мужчина и есть глава бесов Вельзевул (позиция 2). Негативная надпись на груди (позиция 3) читается ВЕЛЬЗЕВУЛ - ЛЕКАРЬ. Фон вокруг левого плеча (позиция 4) имеет аналогичное чтение, ВЕЛЬЗЕВУЛ - ЛЕКАРЬ. Волосы и рука справа от головы (позиция 5) могут быть прочитаны как ЛЕКАРСТВОМ ПИВО ДАНЪ, то есть ЛЕКАРСТВОМ ПИВО ДАНО. Фон ниже талии Вельзевула со стороны его левого бока гласит ПИВО СЬ КЪРАБАМА ЗАМОРЬСЬКАМА, то есть ПИВО С КРАБАМИ ЗАМОРСКИМИ (в двойственном числе). Штрихи внизу сидящей фигуры со стороны ее правого бока (позиция 7) читаются А. Пушкинъ, а с противоположной стороны - СЬКАЗЪКА, то есть СКАЗКА. Таким образом, грустный Вельзевул, лечащий пивом с заморскими крабами, мог быть сюжетом очередного замышленного сочинения Пушкина типа сказки о попе и работнике его Балде. Но так прочитана только левая часть росчерка, тогда как правая еще нуждается в чтении. 

  pushkinris4.gif

Рис. 4. Мое чтение росчерков на нижнем рисунке справа

 

Справа можно прочитать слова ПУШКИНА А.С. РУНЫ, РУНА, то есть ПУШКИНА А.С. НАДПИСИ (в рисунках). Примерно посередине росчерка можно прочитать слова ВЫПИСАНЕ РУНЕ, то есть ВЫПИСАННЫЕ НАДПИСИ. Наконец, заштрихованными оказались три "скелетных рисунка", на двух из которых можно различить ведьм, летящих на помеле. Третий рисунок пока с трудом поддается атрибуции; возможно - это удирающий черт.

Попытка интерпретации. Итак, перед нами находится весьма сложная композиция из двух заштрихованных рисунков. Прочитанный текст оказывается довольно загадочным и требует расшифровки уже на языковом, а не изобразительном уровне. Первый рисунок все-таки в целом представляет собой женскую туфельку в профиль, где слава расположен каблук, справа - носок, а наверху - то ли ремни, то ли голенище. Следовательно, тут Пушкин вспоминает о даме. С другой стороны, "с рунами" у него была связана только одна дама, Юля Озеркова, или, в нашем предположении, Саша Колосова. Если речь идет о ней, тогда можно вспомнить, что Колосова-старшая любила раскладывать пасьянс и гадала, разумеется, на близких; самое вероятное - на свою дочь; но тогда КАРТОЧНЫЙ ЛИК - это как раз Саша Колосова. Данный рисунок относится, видимо, к 1923-24 году; прошло 4 года с небольшим после разрыва с "Юлей", и Пушкин вспомнил о ней. "Пророчество" Пушкина в таком случае состояло в том, что он решил: ВОССТАНЕТ КАРТОЧНЫЙ ЛИК, иными словами, его отношения с Сашей восстановятся. Возможно, что он уже раскаивался в сочинении на нее эпиграммы, где говорилось:

 

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

Поступь важная в порфире,

Кудри черные до плеч,

Голос нежный, взор любови...

Набеленная рука,

Размалеванные брови

И широкая нога! (СПУ, с. 39)

 

Не об этой ли "широкой ноге" он вспоминал в тайнописной строке, когда говорил: ПУШКИН, ГЛЯДИШЬ, ПОКА НОГИ ХОДЯТ! Если наше предположение верно, то "ноги" принадлежат Саше Колосовой, и когда на них глядит пророк-Пушкин, он верит, что этот "карточный лик" еще восстанет. Об этом он вспомнил, когда разглядывал надписи, встроенные в рисунок.

Второй рисунок, как мне кажется, сделан в приступе самокритики. Себя он сравнивает с Вельзевулом, ибо полагает, что в разрыве с Сашей виноват прежде всего он сам, его эпиграмма и его статья, в отношении актрисы он поступил просто как дьявол. Утешается он пивом с двумя "заморскими" крабами. Для Одессы, где он в это время находится, крабы являются самой нормальной закуской к пиву. Пиво для него - лекарство от душевных мук, он бодр и свеж телесно, но от его проделок во все стороны летят ведьмы и черти, его хула на приятную ему женщину. Вот такую "сказку" навеяли на него "руны", письмена, встроенные в рисунки. 

Добавлю, что в так называемом "Дон-Жуанском списке Пушкина во второй половине, где перечислены его не слишком серьезные увлечения, после имен Марии, Анны и Софьи стоит имя Александры (ГУБ, с. 43); возможно, это и есть Александра Колосова. В первой половине списка это имя отсутствует, зато во второй половине оно встречается еще раз, уже на предпоследнем месте. Однако тут, вероятно, это уже имя другой женщины. Что же касается имени Юлии, то его нет ни в первой, ни во второй половинах списка. Так что, скорее всего, "Юлия Озеркова" - поэтическая мистификация Александры Колосовой. 

 pushkinris5.gif

Рис. 5. Росчерк в виде большого пальца из стихотворения «Андрей Шенье»

 

Росчерк в рукописи стихотворения "Андрей Шенье". Этот росчерк, напоминающий отпечаток большого пальца руки (ПД 835, л. 60 об.) (ДЕН, с. 50), остался незамеченным исследователями. На него, вероятно, просто не обратили внимания, поскольку он никак не был связан с последней строкой поэтического текста Так буря мрачная минет. Я сам включил его в общий перечень росчерков только потому, что он напоминал предыдущие росчерки, связанные с Вельзевулом. Возможно, что и тут речь идет о какой-нибудь дьвольщинке.

 pushkinris6.gif

Рис. 6. Мое чтение росчерка в виде отпечатка пальца

 

Я не ошибся. Уже наверху позитивного изображения можно прочитать слова МОЯ ДИАВОЛИАДА. Строкой ниже начертано СЬКАЗЪКА ПУШКИНЪ, то есть СКАЗКА ПУШКИНА. Таким образом, перед нами, скорее всего, неосуществленный замысел поэта. Любопытно само название, которое перекликается с весьма эпатирующим произведением ГАВРИИЛИАДА. Если так, то "Дьяволиада" должна быть наполнена сплошной нечистой силой сверх всякой меры.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.182sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.336 секунд