В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 21, 2009

Дьявольские рисунки Пушкина

Автор 19:19. Рубрика Cлавянская и неславянская письменность


Вероятно, все три рисунка иллюстрируют одно событие, где действие происходит в городском парке Москвы, вблизи Никольского храма и сада Хомутовых. Главным действующим лицом там оказывается жеребец, то есть сам поэт, боровшийся, как мог, с бесовским искушением.

 pushkinris20.gif

Рис. 20. Два изображения черта и мое чтение надписей

 

"Адские рисунки". Пушкин любил изображать чертей и ведьм. С.В. Денисенко замечает по этому поводу: «В разные годы в рукописях Пушкина появляются изображения чертей и ведьм - сюжетов, традиционных для того времени. Характерным примером французской карикатуры конца XVIII-начала XIX в. может служить собрание гравюр ле Пуатевена "Les diableries erotiques", всевозможные весьма популярные... В них адские силы выходят из ада, чтобы насадить в человеческом роде похоть, разврат и сладострастие... В безудержных плясках и полетах они совокупляются с женщинами, а над всем этим главенствует сатана... "Адские рисунки" Пушкина, конечно, более целомудренны, однако и они производили и производят сильное впечатление» (ДЕН, с. 214).

 Действительно, на одном из листов мы видим с одной стороны, черта, присевшего на корточки на одно колено, а с другой - черта, сующего ногу в костер (ПД 834, л. 42 об. и ПД 831, л. 50 об.) (ДЕН, с. 132). Для чтения необходимо повернуть оба рисунка на 900 вправо. Если же не поворачивать левый рисунок, то голову, плечи линию спины и ближней ноги, а также пересечение колена с рукой можно прочитать как НО ЧИСЬТЪ, то есть НО ЧИСТ.  Иными словами, перед нами НЕЧИСТЬ, однако Пушкин обыгрывает это слово, заявляя, что черт ТАКИ ЧИСТ.

Повернув рисунок, можно прочитать ступню и голень ближней ноги, руки, пересечение ног и хвост как слово ГОЛЫЙ. Другое слово образуется пересечением ног и рук, линиями ноги и спины, руки и спины, руки и головы, слово ЧЬРЪТЯГА, то есть ЧЕРТЯГА. Итак, полная надпись гласит: НО ЧИСТ ГОЛЫЙ ЧЕРТЯГА.

На другом рисунке изображен черт перед костром. С.В. Денисенко полагает, что "задумавшийся чертик сидит у огня, над ним витает женский образ" (ДЕН, с. 215). Задумчивости я тут не вижу, а женский образ при большом воображении можно узреть в языках пламени, да и то не женщину целиком, а лишь ее ягодицы. Однако на мой взгляд, сполохи огня образуют слово СЬЛАВЪНО, затем при повороте рисунка на 900 дрова и ступни ног черта образуют слово НОГИ, а голень, рука и два сочетания колена с сетью могут быть прочитаны как ГЪРЕЕТЪ. Вторая нога, общий рисунок конечностей и хвост читаются как ЛИШЬ СЕБЕ. Наконец, дрова без поворота высвечивают инициалы Пушкина, А.С. Так что тут полный текст может быть составлен как СЛАВНО ГРЕЕТ НОГИ ЛИШЬ СЕБЕ. А.С

Сначала я полагал, что, вероятно, перед нами тоже какой-то не очень развитый сюжет для рассказа Пушкина, который он еще не обдумал в деталях. Никакого разгула похоти, разврата и сладострастия я в этих рисунках не усматриваю. Напротив, черти тут показаны в каких-то бытовых, очень прозаических сюжетах, где они вовсе не исчадия ада, а некие жертвы людской молвы. Но с другой стороны, вполне может быть, учитывая сюжеты с конем, что под БЕСОМ или ЧЕРТОМ Пушкин имел в виду свои сексуальные желания, и остался собою доволен, - и что он, НЕЧИСТЫЙ, ЧИСТ, и что он ГРЕЕТ НОГИ лишь себе, а не очередной даме. Это - и изобразительная, и тайнописная аллегория его победы над собой. Как известно, победа над собственными страстными желаниями - самая трудная из всех существующих.

 pushkinris21.gif

Рис. 21. Еще один "адский рисунок" Пушкина и мое чтение надписей

 

Еще на одном "адском" рисунке Пушкина из той же серии и начерченном на том же листе бумаги видно, что речь идет о каком-то висельнике, у ног которого спокойно отдыхают черти. Об этом сюжете С.В. Денисенко отзывается эмоциональнее: «Более страшен другой рисунок на ту же тему (ПД 831, л. 42 об.): почти такой же чертик сидит, но другой раздувает огонь под повешенным. Рядом - бесовские пляски...» (ДЕН, с. 216). И тут я тоже никаких "бесовских плясок не вижу", а у повешенного странным образом отсутствует голова, которая почему-то витает рядом, чуть правее. Так что кто его знает, этого черта, может быть, он просто хочет согреть окоченевший труп?

Для чтения я выбираю левую часть облачка, на котором правее буквы К находится как бы буква С, которая может быть прочитана и как слоговой знак СЕ. Затем я читаю слоговой знак КЪ слева и знаки НЕ и ЦЬ справа, получив выражение СЕ КЪНЕЦЬ. Правее находится перевернутый на 1800 знак ПО,  левее - так же перевёрнутая буква Э, нижняя часть которой образует знак ТА. Так что "облачко" содержит фразу СЕ - КЪНЕЦЬ ПОЭТА, то есть ЭТО - КОНЧИНА ПОЭТА. Полагаю, что перед нами находится название данной изобразительной композиции.

А далее поясняются персонажи. Так, две руки летящей женщины и грудь между ними читается как буква М, а ее фрагмент - как буква У.  Верх ее ягодицы, выступ на теле повешенного и низ бедра женщины, а также рука и тело повешенного образуют слово МУЗА. Следовательно, летящая женщина - это МУЗА. У черта слева я читаю рожки, левую руку на фоне ограды (справа) и ногу, что образует слово ЧЕРЪТИ.  Над чертом справа витают знаки ЛЕ и СЪ, а рожки можно прочитать как НЫ, диагональные штрихи при повороте на 900 образуют букву Е, а все вместе - слово ЛЕСЪНЫЕ. Круг под ногами этого второго черта образуют буквы инициалов Пушкина, А.С., а фрагменты ршетки, видимые из-за разных частей тела черта - как буквы фамилии поэта, что образует слово ПУШКИН. Теперь можно синтезировать весь текст как СЕ - КЪНЕЦЬ ПОЭТА. МУЗА. ЧЕРТИ ЛЕСЪНЫЕ. А.С. ПУШКИН. Это означает в современной орфографии: ЭТО - КОНЧИНА ПОЭТА. МУЗА. ЧЕРТИ ЛЕСНЫЕ. А.С. ПУШКИН.  

Анализирую всю ситуацию, можно отметить, что герой рисунка поэт потерял голову (на рисунке буквально: она отделена от тела и проецируется на ноги Музы, как бы брошена ей под ноги), вероятно, от избытка вдохновения (Муза проплывает в опасной близости от него); однако все это - не более, чем козни провинциальных лесных чертей (столичные, видимо, подтолкнули бы на более изощренное самоубийство). Для последних это была тяжелая работа: один из них отдыхает на скамейке, тогда как другой разжигает под телом поэта костер, чтобы либо согреть тело, либо согреться самому. Похоже, что Муза была с чертями заодно. В переносном смысле слова композиция иллюстрирует такую ситуацию: НЕ НАДО ТЕРЯТЬ ГОЛОВУ И ВЕШАТЬСЯ ОТ ВООДУШЕВЛЕНИЯ МУЗОЙ; ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ЭТО КОЗНИ ЛЕСНЫХ ЧЕРТЕЙ, ТО ЕСТЬ УВЛЕЧЕНИЙ КРАСАВИЦАМИ-ПРОВИНЦИАЛКАМИ.

Любопытно, что Пушкин не возмущается произошедшим; все его "адские рисунки" - это как бы беспристрастная констатация поведения чертей: вот он, нечистый, оказывается хотя и голым, но чистым; а вот он славно греет ноги лишь себе, для чего развел большой костер; разумеется, черт - эгоист и не должен заботиться о согреве кого-то еще. А вот и два утомившихся черта, отдыхающий и греющийся; они только что совершили тяжелую работу, подтолкнув поэта на потерю головы и повешение, но это - часть их работы, а причина вовсе не в них, а в слишком увлекшей поэта Музе. Пушкин видит в чертях всего лишь басенных персонажей, оттеняющих пороки людей, и прежде всего - самого себя. Такой предельной искренности в бичевании собственных пороков мне в людях приходилось видеть крайне редко.

 pushkinris22.gif

Рис. 22. Ведьма из черновика поэмы "Цыганы" и мое чтение надписей

 

Ведьма из "Цыган". В отношении этого персонажа (ДЕН, с. 216) С.В. Денисенко удивлен: «Совершенно неожиданно для нас появляется еще одна ведьма на помеле на полях рукописи "Цыганы" (ПД 836, л. 7), рядом с песней Земфиры:

 

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Я тверда; не боюсь

Ни ножа, ни огня...» (ДЕН, с. 217)

 

На этой нотке удивления комментарий обрывается. Возможно, свободолюбивый характер Земфиры Пушкину напомнил вольный полет ведьмы. В этой связи было бы интересно прочитать, что хотел сказать Пушкин этим рисунком.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.197sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

управление:

. ..



20 запросов. 0.342 секунд