В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 19, 2007

Ремесленная формула античной Руси

Автор 09:39. Рубрика Новые исторические объекты

Ремесленная формула античной Руси

В.А. Чудинов

При знакомстве с произведениями творчества руссих умельцев средних веков поражает высочайшее качество их изделий, а главное — неожиданно высокий уровень их грамотности. Мне выпала великая честь открыть существование обязательного существования надписей на предметах ремесленного производства в средние века, начиная с самых ранних времен — с поздней античности.

Об античной Руси у нас совершенно нет никаких сведений. Тем интереснее было бы рассмотреть здесь сенсационные изображения сарматской эпохи. В качестве таковых я хотел бы проанализировать прежде всего ножи Чертовицкого III городища первых веков нашей эры. Городище было открыто в 1977 году и стационарно изучалось Скифо-Сарматским отрядом археологической экспедиции Воронежского университета в 1989-1994 гг. Оно входит в комплекс памятников раннего железного века у села Чертовицкое. Было открыто не менее десяти построек сарматского времени на крайней восточной оконечности мыса, где обнаружены изделия, характерные для чертовицких погребений I-начала II веков н.э., чем и датируются все находки. «Орудия труда представлены... однолезвийными ножами с прямой спинкой и узким клинком»1.

Мое чтение надписи из Чертовицкого III городища

Рис. 1. Мое чтение надписи из Чертовицкого III городища

Рассмотрим первый из ножей, состоящий из двух половинок; на рисунке я их представил не продолжением одна другой, как было изображено в оригинале, а одну под другой. Мне бросилась в глаза надпись, весьма знакомая по другим ножам, — разумеется, это слово МАСТЕРСКАЯ. Надпись не просто выполнена кириллицей с типичным руничным ТЕ, но и содержит конечную букву Я, то есть ту букву алфавита, которая, по мнению многих палеографов, появилась позже других букв из “юса большого”. Кириллица во втором веке нашей эры, за семь веков до святых Кирилла и Мефодия? Кириллица на поселении сарматов? Средневековая мастерская в поздней античности? — Читая эту надпись, я не верил глазам своим. То есть, сама надпись не представляла для меня чего-то необычного, ибо строилась по всем канонам средневековой: одно и то же слово было начертано по нескольку раз, так что одна строка наползала на другую и мешала нормальному чтению. Разумеется, я разобрался, что текст гласит: МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА РОДИОНА КЛЕЩЕВА. ЛИТОЙ НОЖ. Эти слова дублируются, что видно и по негативному изображению, слово НОЖ фигурирует и в оглушенном варианте как НОШ. Так что здесь сомневаться в типичном для русского средневековья ремесленном происхождении изделия не приходится.

И в то же время археологи утверждают, что «если вернуться к материалам Чертовицкого комплекса памятников, то, как представляется, они позволяют конкретизировать начальный этап контакта сарматов и лесостепных племен»2. Иными словами, если ножи не сарматские, они могут принадлежать лесостепным племенам, либо быть предметом импорта. Но и то, и другое предположение крайне сомнительны с точки зрения современной археологической науки. Ничего себе племена, если у них существует цеховая ремесленная организация! С другой стороны, если эти племена, либо сарматы купили данные ножи у славян, то где-то в другом месте существовали славянские средневековые мастерские античного времени. Кроме того, в тексте статьи А.П. Медведева ничего не говорится о возможном импортном происхождении ножей, он их относит к вещам, ранее известным “только среди инвентаря сарматских погребений лесостепного Подонья3. Получается, что сарматы превосходно писали по-славянски, а сарматский мастер Родион Клещев отлил нож.

Конечно, есть вероятность и того, что данный нож просто провалился в сарматский слой из более поздних слоев, лежащих выше. Однако, отмечается, что мощность культурного слоя составляет всего 0,25-0,4 м, из них слой сарматского времени всего 0,1-0,25 м. Над ним находится лишь слой второй четверти-середины первого тысячелетия н.э. Стало быть, даже если нож провалился в данный слой из единственного более высокого, он относится самое позднее к V веку н.э., что все равно не выходит за границы поздней античности. Но и о том, что сарматский слой перекопан и в него попали изделия более позднего времени, в статье А.П. Медведева не говорится ничего. Так что и эта версия вряд ли справедлива.

Мое чтение надписей на позитивном изображении ножа № 2

Рис. 2. Мое чтение надписей на позитивном изображении ножа № 2

Непредубежденный читатель скажет, что я оставил за скобками еще одну версию, а именно возможность моей собственной ошибки. Что ж, я как и все люди могу ошибаться и выдавать желаемое за действительное. Тем не менее, есть возможность проверить правильность и моего чтения, если проанализировать другие находки из того же раскопа. Поэтому в качестве примера я взял другой нож4, позитивное изображение которого (тоже разделенное на две части) я представил на рисунке. Здесь надписи в глаза не бросаются, они более трудны для чтения, тем не менее, они есть. Так, на самом верху слева можно видеть надпись МАСТЕ, под не Р, слитое в лигатуру с началом следующей кирилловской надписи МАСТЕРСКАЯ, которую я вынес отдельно в правую часть рисунка. А почти над низом правее середины той же половинки ножа можно прочитать слово МАСТЕРА. На правой половинке ножа, которую я поместил ниже, в ее верхней части можно прочитать слово КЛЕЩЕВА, то есть фамилию мастера. А в самом низу этой же половинки можно прочитать и еще одно слово МАСТЕРСКАЯ. Разумеется, на этом список читаемых слов завершен быть не может, однако другие слова читаются с еще большим трудом и, скорее всего, дублируют уже прочитанные.

На негативном изображении ножа № 2 надписи читаются еще хуже, и можно только догадываться, что две надписи слева на левой половинке, одна под другой, означают слово МАСТЕРСКАЯ. Это же слово с большим трудом выуживается и из орнамента правой половины, расположенной ниже, где справа внизу особняком стоит буква Я. Читая буквы слева от нее, можно “вытащить” и все слово. В данном случае меня интересует само наличие надписей, а не полный анализ данного документа на предмет значения каждого слова, так что, показав наличие типичного ремесленного выражения МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА КЛЕЩЕВА, я свою задачу выполнил.

Мое чтение надписей на негативном изображении ножа № 2

Рис. 3. Мое чтение надписей на негативном изображении ножа № 2

Итак, и на втором ноже имеются кирилловские надписи с руничными вставками, то есть вставками из славянского докирилловского слогового письма, называемого руницей. Так что вероятность случайного попадания и второго ножа в данный слой уменьшается. А теперь можно рассмотреть и одно из глиняных пряслиц5, о котором сказано, что это пряслице усеченно-конической формы6.

На кромке внизу, отступив два знака от левого конца, читается лигатура МАСТЕ (ТЕ — руничное), затем негативно РС, далее крупная буква К, и правее — развернутые на 900 влево буквы А и Я, начертанные друг под другом. Тем самым образуется слово МАСТЕРСКАЯ. Между К и А этого слова негативно размещается буква М, а далее и все кирилловское слово МАСТЕРА. Чуть правее последней буквы А слова МАСТЕРА можно видеть в негативном изображении лигатуру, которую я поместил чуть правее и ниже изображения пряслица. На ее втором этаже лигатурно размещены буквы Н и И, на первом этаже читается оставшаяся часть КИТИНА, что образует фамилию НИКИТИНА. Итак, на пряслице написано: МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА НИКИТИНА. Возможно, что где-то тут начертано и имя мастера.

Мое чтение надписей на пряслице № 2 Чертовицкого городища

Рис. 4. Мое чтение надписей на пряслице № 2 Чертовицкого городища

На пряслице № 1 из того же городища7 гораздо явственнее читается надпись МАСТЕРСКАЯ. Прежде всего, она видна на среднем ободке внизу, затем, крупно, вдоль нижней грани, начиная слева, и, кверху ногами, на той же грани справа вверх, вплоть до самой вершины. Возможно, что на этом пряслице начертаны и другие слова.

Мое чтение надписей на пряслице № 1 того же городища

Рис. 5. Мое чтение надписей на пряслице № 1 того же городища

Наконец, есть смысл проверить предположения о русском характере ряда предметов сарматского времени анализом находки из какого-то иного погребения. Такую возможность дает курганный могильник Кировский III позднесарматского времени, то есть II века н.э., где была найдена железная пряжка8.

На негативном изображении язычка нанесено несколько надписей слов друг на друга, но можно выделить надпись среднего масштаба МАСТЕРСКАЯ (буква М оказывается третьей, нанесенной на то же слово, начертанное левее) и надпись МАСТЕРА, написанную чуть крупнее. В правой части язычка на самом верху видны буквы КО надписи КОТОВА, но эта надпись становится понятной только после того, как прочитана надпись в квадратной рамке (повернутая влево на 900 и увеличенная), где дважды подряд употреблена фамилия мастера. Итак, узор пряжки состоит из мелких и мельчайших надписей МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА КОТОВА.

Мое чтение надписей на пряжке Кировского III могильника

Рис. 6. Мое чтение надписей на пряжке Кировского III могильника

Полагаю, что пять случайных попаданий чужих предметов в сарматские древности, причем предметов разного типа, да еще в разных местах вряд ли возможны. Весьма трудно поверить, что мастера КЛЕЩЕВ, НИКИТИН и КОТОВ были сарматами. Вполне вероятно, что данные предметы попали к сарматам в результате торговли. Следовательно, по самым осторожным предположениям, среди древностей, относимых археологами к сарматским, вполне возможно наличие и славянских. При этом надписи данной эпохи, то есть II века н.э. ничем не отличаются от средневековых, и нет никаких признаков того, что данная традиция складывалась именно в это время. Следовательно, наличие мремесленных мастерских с их непременными надписями на изделиях уходит в более раннюю античность, до нашей эры. Так что существование ремесленных мастерских на Руси в Средние века, как мы видим, опиралось на позднеантичную местную традицию. И ремесленники Подонья, или других мест, где производились данные изделия, как и их потомки, имели обыкновение подписывать свои изделия тем же способом, то есть МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА ТАКОГО-ТО.

До сих пор в нашей археологической литературе подобные объекты эпиграфики встречались столь редко, что одна надпись на каком-либо изделии могла быть предметом исследования целой научной статьи, а весь их корпус едва ли насчитывал 2-3 десятка. Поэтому обнаружение очень многих средневековых надписей, а тем более надписей античного времени совершенно меняет наши представления о характере русских ремесленных изделий. Исследование ремесленных изделий, проведенные не только в рамках этой статьи, помогли выявить некоторые неизвестные черты русского ремесленного производства. Конечно, само по себе существование ремесленных изделий, или мастерских по их изготовлению, — не новость для отечественной археологической науки. Еще 20 лет назад Б.А. Колчин и В.Л. Янин писали: «Собранные в раскопках Новгорода ремесленный инструментарий, приспособления, детали станков, материалы (сырье), полуфабрикаты, отходы производства и, наконец, разнообразные серии самих изделий, исчисляемых тысячами образцов, дали возможность всесторонне изучить технику и технологию производства многих отраслей ремесла. Значительным успехом экспедиции является открытие многочисленных ремесленных мастерских или производственных комплексов внутри жилищ. В Новгороде открыто в общей сложности более 135 мастерских разных веков. Среди них мастерские замочников, кожевников, укладников, ювелиров, серебряников, литейщиков, колечников, токарей, бочаров, гребенников, бондарей, сапожников, пивоваров, хлебников, пряничников, ткачей, красильников, холщевиков и др9. Так что вещевая часть как самих изделий, так и мастерских по их производству была исследована достаточно хорошо и раньше.

Новостью моего исследования оказалось обнаружение на ремесленных изделиях надписей не как личного желания их изготовителей увековечить свое имя, а в качестве обязательного атрибута изготовленного ремесленником изделия. Иными словами, ремесленник должен был непременно поставить свое клеймо, которое, как было тут показано, состояло не в картинке, узоре или стандартном логотипе имени, но в начертании обязательной ремесленной формулы изделия: МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА ТАКОГО-ТО. Здесь следовала чаще всего фамилия (редко прозвище) мастера, иногда дополняемая именем. Кроме того, весьма часто следовало название изделия, иногда указывался город изготовления.

Выявленное мной наличие обязательной ремесленной формулы приводит к ряду следствий. Прежде всего, формула позволяет отличить ремесленное изделие от домашнего, на котором, естественно, никакое клеймо не ставилось. Тем самым уже в Средние века существовал водораздел между профессиональным, то есть рыночным, товарным производством и патриархальным, домашним изготовлением в рамках натурального хозяйства.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:12 | 0.483sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



21 запросов. 0.670 секунд