В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 8, 2014

Князь Рюрик как его понимают сегодня

Автор 12:11. Рубрика Рецензии на чужие публикации

rurik11.jpg

Рис. 11. Миниатюра № 16 Радзивилловской летописи

Славянская версия. Продолжаю цитировать Википедию: «Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться...

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении».

В качестве основания для славянской версии приводится миниатюра № 16 из Радзивилловской летописи с подписью: «Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра».

А в пояснении к миниатюре № 16 специалисты пишут: «Аскольд и Дирпросящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград; прибытие Аскольда и дира на кораблях с дружиной к Киеву» [6:306]. Это - компиляция работ В.И. Сизова 1905 г., А.В. Арциховского 1944 г., Чернецова А.В. 1981 г., Б.А. Рыбакова 1991 года.

А теперь посмотрим, насколько были правы эти исследователи, перейдя к рассмотрению миниатюры № 16.  Сначала рассмотрим левую часть, где на троне восседает правитель. На крыше башни можно прочитать слово РУСЬ, а под крышей - слово ЯРА. На красном одеянии сидящего на уровне плеча читается слово АРКОНА ЯРА. Уже из этого следует, что действие миниатюры происходит вовсе не в Новгороде, а в Арконе. Следовательно, уважаемый коллектив исследователей, мягко говоря, ошибся.

А на рукаве правой руки можно прочитать слова ИВАН РЮРИК. Хочу отметить, что это - еще одно подтверждение моего вывода о том, что Рюрика звали Иваном. Собственно говоря, их накопилось уже столько, что новых доказательств уже и не требуется. Так что в этой части перечисленные исследователи правы.

А что можно прочитать на голове Рюрика? - В обращенном цвете читаются слова: ХРАМ ЯРА, написанные на головном уборе.  Ниже, на волосах, эта надпись повторяется: ЯРА ХРАМ. А на пряди волос возле правого уха в обращенном цвете можно прочитать датировку: 37-Й ГОД ЯРА, соответствующую 893 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Понятно, что эта информация от исследователей ускользнула. - На пространстве между Рюриком и двумя мужчинами можно прочитать наверху слова: ЗАМОК ЯРА ХРАМА. Как выглядит такой замок, можно было познакомиться на примере Каркассона, где до сих пор над входом видна вывеска с надписью «Замок Яра». А на пояске между двумя линиями можно прочитать слово ХАРАОН ЯРА. Иначе говоря, на миниатюрах Радзивилловской летописи можно прочитать то, что я вычитал и на других документах. То есть, о том, что Рюрика звали Иваном, и то, что он был хараоном.

А теперь переходим к рассмотрению якобы Аскольда и Дира. На первом просителе, на его волосах головы на темечке читаются слова: ЯРА ХРАМ, а на пряди волос возле левого уха - слова: РИМА ХРАМА (в обращенном цвете), и МИМ (в прямом цвете). Так что перед нами - вовсе не Аскольд, а мим храма Яра из Рима. - На втором посетителе, на верхней части волос написано: МИМЫ, а дальше - СКИФСКИЯ ХРАМЫ ЯРА. Следовательно, перед нами находится один из мимов скифских храмов Яра, а вовсе не Дир.

Затем рассмотрим воинов в ладье. На их середине можно прочитать надпись ЯРА ВОЙСКА РУСОВ, а на борту лодки - надпись: ЯРА МИМЫ. А на воде под лодкой читаются слова: С АРКОНЫ ЯРА СКИФЫ. А на их знамени начертано слово РИМ - видимо, это была цель их похода. А на правом здании начертано: МАЯКИ ЯРА.

Иначе говоря, миниатюры никоим образом не подтверждают то, что приписано им историками. А именно: тут нет Аскольда и Дира, хотя имеется Рюрик, но не в Новгороде,  а в Арконе. И войско отправляется не на Византию, а на Рим. Замечу, что Википедия подчёркивает: «Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем».  Однако, на мой взгляд, приведены совсем не те доказательства.

Версия варягов. Википедия продолжает: «Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей».

Именно этой версии я и придерживался, но не основании мнения Герберштейна, а на основе исследования других миниатюр Радзивилловской летописи, а также на основе этрусских зеркал.

Мекленбургские генеалогии. Википедия пишет: «Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй - Сиваром Победоносным, третий - Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники».

Рюрик в историографии. Википедия пишет в конце: «Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы».

rurik12.jpg

Рис. 12. Рюрик (миниатюра из «Царского титулярника») и моё чтение надписей

Здесь же помещен портрет Рюрика из «Царского титулярника». Я его уже рассматривал в [7, рис. 8]. Тогда я писал следующее: «На рисунке мы видим усатого человека в шлеме и доспехах, поверх которых надето нечто вроде жилета. А на жилете имеются лики и надписи. На левой стороне между застёжками и шнурком от щита можно видеть лик мужчины анфас. Над ним на плече имеется надпись МАРЫ ЯР. На правой половине жилета симметрично лику расположена надпись крупными буквами: ЯР. Получается, что Рюрик носил прозвище «Яр», а лик Яра на нем был изображен посмертно, в качестве МАСКИ МАРЫ.

Надписи можно видеть на шлеме и на лице. На шлеме в левой части видны зигзаги, образующие слово МИМ. На лице по вертикали (начиная от скулы и до нижней челюсти) имеется надпись ХРАМ, а под нижней челюстью - надпись ЯРА. Иными словами, Рюрик являлся мимом храма Яра.

Интересны также надписи, образуемые складками рукавов. Складки право руки образуют слова ЯРА РУСЬ, складки левой руки, читаемые в обращенном цвете, слово АРКОНА. Так что он был, судя по изображению, не просто мимом храма Яра, но мимом столичного храма Яра столицы ВСЕЯ РУСИ АРКОНЫ. Хотя «Титулярник» ставит на надписях самое низкое духовное звание - МИМ ХРАМА ЯРА, хотя Рюрик обладал не просто высоким, МИМ ЯРА, но и наивысшим - ХАРАОН. Однако, как я понимаю, «Титулярник» создавался Романовыми, но не Рюриковичами, и такого рода достоинства им выделять было политически невыгодно.

Однако сейчас я понимаю, что поспешил обвинить создателей «Титулярника», не потрудившись рассмотреть ВСЕ детали изображения. А именно: я не рассмотрел два пера головного убора. А именно, на более низком, тёмном перышке, по его середине, имеется надпись ХАРАОН ЯРА. А на верхнем пёрышке в обращенном цвете можно прочитать имя Рюрика: ИВАН ИММАНУИЛОВИЧ, которое я встречал многократно. А в прямом цвете я читаю слова: РУСЬ СКЛАВЯН ЯРА. Насколько я понимаю, Рюрику удалось объединить РУСЬ СЛАВЯН и РУСЬ ЯРА, что и дало РУСЬ СКЛАВЯН ЯРА.

А еще интересно прочитать надписи на видимой за плечами верхней части щита, на тени от ремешка щита, а также на наплечнике. В первом случае я читаю цифру 30 и слово ЯРА,  на тени ремешка - слова СМЕРТИ, на наплечнике слева - слово ГОД. Итак, ГОД СМЕРТИ ЯРА - 30 ГОД ЯРА. В привычном для нас летоисчислении это образует дату 886 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.  Это расходится с утверждением Википедии о том, что он умер в 879 году, хотя и не намного, на 7 лет в сторону увеличения.

Таким образом, далеко не всегда мои претензии к подлинникам оправданы. Иногда мне просто не хватает времени (или терпения, или опыта) обращать внимание на мельчайшие детали изображения.

Статья Википедии заканчивается так: «Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда».

На мой взгляд, концовка статьи Википедии о Рюрике не удалась. После перечисления ряда точек зрения, никакого итога не подведено.

Рёрик Ютландский. Существует также отождествление Ивана Рюрика с Рёриком Ютландским. О последнем существует статья в Википедии, где говорится: «Рёрик Ютландский - один из наиболее успешных датских конунгов на службе у Каролингов. Упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 - 873 годы. В Ксантенских анналах к нему прилагается прозвище «язва Христианства».

Родословные связи Рёрика не вполне ясны. Очевидно, он принадлежал к династии Скьёльдунгов, правившей в Хедебю. Его дядей (по другим источникам братом), по-видимому, был ютландский конунг Харальд Клак, однако кто из братьев Харальда был отцом Рёрика - вопрос открытый.

В ранней молодости Рёрик находился в тени своего старшего брата Харальда. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. Они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика Благочестивого (841), а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов.

Лотарь использовал верных ему норманнов как орудие в борьбе с братьями - Людовиком Немецким и Карлом Лысым, которые не оставляли планов овладения Нижними землями. В начале 840-х годов резиденцией Рёрика служил остров Виринген, а его брат обосновался на Вальхерене. Богатый город Дорестад, похоже, находился в их совместном владении.После заключения с братьями Верденского мира (843) Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рёрик с братом были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался. Рёрик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы.

В 850 году Рёрик при содействии своего двоюродного брата (возможно племянника) Годфреда Харальдсона отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рёрик будет ограждать северные земли Лотаря от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рёрика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды. Бертинские анналы сообщают по этому поводу: «Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства».

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.207sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.373 секунд