В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 18, 2016

Надпись Сандуса, яко поручика Киже, и другие новости археологии контакта

Автор 11:45. Рубрика Чтения новых текстов

А далее я вижу надпись, которую я уже поместил на рис. 1, и она сопровождалась такими словами: «Надпись Сандуса. Софийский собор, Новгород. Вторая половина XII века «Г҃и помози рабоу своемоу Санъдоусоу» / «Господи, помоги рабу своему Сандусу». © Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева. Надпись сделана справа налево на углу стены. Сандус - половецкое (тюркское) имя».

Страна должна знать своих героев, и я нашел, кто впервые прочитал это граффито таким нелепым способом. Это - эпиграфист Т.В. Рождественская [3]. Эту надпись она ухитрилась прочитать по рис. 4. И далее я цитирую статью [3].

saduk4.jpg

Рис. 4. Надпись Сандуса в Мартирьевской паперти (вид с юго-востока)

Меня смущает не черно-белая передача надписи, обычная для научных журналов, а наличие светлой части только в центре артефакта, тогда как оба граффито находятся в тени, а рисунков вообще не видно. При такой передаче источника можно прочитать всё, что угодно. Так оно и читается: «Автограф Сандуса (No 1 по Т. В. Рождественской). Местоположение: мартирьевская паперть, северная стена, западная лопатка, юго-восточный угол, 115 см от пола. граффито написано справа налево: оно начинается в 6 см правее угла (на восточной грани лопатки), а заканчивается на 9 см левее его (на южной грани). 3-я строка полностью выполнена на южной грани лопатки, остальные строки переходят с восточной грани на южную. Материал: фресковая штукатурка XII в. Размеры: высота 6 см, длина 14 см. Контекст: над стенкой кирпичной гробницы».

Но как было прочитано имя Сандуса? - По прориси, рис. 5. На этом рисунке я сначала показываю прорись из статьи [3] (верхнее изображение), затем я ее отражаю зеркально (среднее изображение), и, наконец, показываю верную прорись (нижнее изображение).

saduk5.jpg

Рис. 5. Прорись в прямом и зеркальном изображении и неверное чтение имени

И теперь, убедившись в неверном чтении (профессиональной ошибке), я попробую разобраться как эксперт-криминалист: что же именно произошло, рассмотрев все детали.

Первое: прорись выполнена буквами гораздо более тонкими, чем исходная надпись. Тем самым, прорись соответствует (да и то в первом приближении) только форме букв, но не их толщине и не расстоянию между ними. Это уже неполное соответствие. Оно особенно заметно в трактовке буквы «О», где невозможно усмотреть вписанное в некоторые из них слово ПОМОЗИ. Как следствие - установить почерк (или, как выражаются эпиграфисты, начерк) конкретного лица по прориси становится невозможно.

Второе: прорись отражает только процарапанные буквы (граффито), но не написанные краской. Отсюда исчезло и второе граффито, и все рисунки с ликами. Это - дискриминация большей части надписи по способу нанесения букв. Как мы подсчитали, осталось только 1/7 часть исходной надписи, потерялись и числа, и лики. Иначе говоря, исходная надпись в прориси осталась изуродованной на 6/7.

Третье: при рассмотрении нижней части прориси бросается в глаза, что в прочтении придуманного имени САНДУС буква «С» на исходной надписи вверху соединено в лигатуру с буквой «Я», вторая буква, буква «А» вверху содержит вписанную в нее букву «К», а третья буква «М» имеет помещенную над ней букву «О» небольшого размера. Названные небольшие буквы образуют слово ЯКО.  Иначе говоря, человек, сделавший прорись, не умел разлагать лигатуры на отдельные буквы. Это - профессиональное неумение эпиграфиста.

Четвертое: на этом нижем, самом сложном участке первого граффито при более тщательном рассмотрении можно выявить новые слова и числа, ибо после слова ЯКО написано: В 33, ТАК И В 35. Эти дополнительные 4 слова и два числа немного изменяют чтение первого граффито, которое становится таким: ГИ, ПОМОЗИ РАБОУ ХРАМА, ЯКО В 33, ТАК И В 35, САМОМОУ ХРАМОУ МАРЫ, что означает: ГОСПОДИ(Н) (РЮРИК), ПОМОГИ РАБУ КАК В 33, ТАК И В 35 (ВТОРИЧНЫХ АРКОНАХ), САМОМУ ХРАМУ МАРЫ.

Итак, если бы первое граффито было прочитано правильно, на эпиграфиста обрушились бы требования объяснить, почему христианский храм Софии в Новгороде называется храмом Мары, что означают номера 33 и 35, почему Рюрик назван господином, и прочее. И первая мысль у эпиграфиста появляется такая: в не возникнет ли конфликт между РАН и РПЦ, и что означают номера 33 и 35. Поэтому гораздо проще нафантазировать слово САНДУС, и свести его к искаженному тюркскому имени САНДУЗ.

Что мы и читаем ниже: [3:45, Рис. 4]. «Надпись Сандуса в Мартирьевской паперти (прорись-развертка). Данная прорись выполнена совместно с В. В. Солдатенковой. Основой для прориси послужила склейка из нескольких фотографий данной надписи, сделанных с разных ракурсов». Иначе говоря, вместо одной хорошей фотографии оригинал был размещен на нескольких плохих, и их склейка, увеличивая число ошибок, привела к такому результату.

Читаем дальше: «Прочтение (справа налево): 1 ги помо, 2 зи рабоу своем⸗». Тут я прерываю цитирование, чтобы заметить, что чтение СВОЕМ есть уже фрагмент второго граффити, В 200 ГОД ЯРА, где правая мачта буквы «М» не прочитанного слова ХРАМА, написанного в виде лигатуры первого граффити, была понята как буква «С» придуманного слова СВОЕМ второго граффити, буква «В» прочитана правильно, цифра «2» воспринята как буква «В», цифра «0» воспринята как буква «О», вторая цифра «0» датировки воспринята как буква «Е», написанные одно над другим слова ГОД ЯРА восприняты, как буква «М». Словом, эпиграфистка читала только крупные буквы, не обращая внимания на мелкие. И читала то, что должно было укладываться в христианскую формулу, что можно охарактеризовать как «презумпцию христианской надписи».

Читаем еще дальше: «3 моу». Так прочитано выражение В 33, ТАК И В 35. Далее: «4 санъдоусоу». Неверное чтение.

«Издания: 1. (прорись) Т. В. Рождественская [4]. Стратиграфическая датировка: середина-конец XII в. (надпись сделана по фресковой штукатурке 1140-х годов над стенкой кирпичной гробницы, которая, вероятно, перекрыла данный участок стены в конце XII в.) Внестратиграфическая датировка: после 1180 г.; предпочтительно до 1300 г. (б «высокая петля», з «правонаклонные (развилка)», р «углом вперед»)). Комментарий: имя < Сандусъ> по происхождению - тюркское двусоставное. носитель этого имени упоминается в ипатьевской летописи, где под 6668 (1159) г. говорится об убийстве половецкого князя Сантуза. по всей вероятности, писавший был этнический тюрк (например, крещеный половец). тот факт, что свое имя он записал с ъ в середине, показывает, что древнерусский язык был освоен им в эпоху до завершения падения редуцированных, когда отсутствовавшие в восточнославянской фонетической системе сочетания согласных могли, встречаясь в заимствованной лексике, факультативно разделяться неорганическими ерами (ср. Анъдреѧ и Анътон-граффити No 4 и No 130 киевского софийского собора, а также Аньдрея в берестяной грамоте No 724, 60-70-х годов XII в.; ср. также Валътыроу (< нем. Walter) в берестяной грамоте No 881 (20-30-е годы XII в.)».

Как видим, придуманному тюрку (крещенному половцу) САНДУСУ, как поручику КИЖЕ, выдано эпиграфическое удостоверение на существование. А написание справа налево не объяснено. - Чудесны дела твои, Господи!

Но зато выясняется, что реально на стенах храма Софии Новгородской остались следы его существования в виде храма Мары Рюрика. И это великолепно!

Переходим к другому сюжету «Новостей археологии в контакте», рис. 6.

saduk6.jpg

Рис. 6. Якобы греческая расчёска и моё чтение надписей

Подпись гласит: «Томас Микк. Греческая расчёска. 26 февраля 2016 года. - Павел Ильин. Без названия. 26 февраля 2016 года. Помогите разобраться!». - Что ж, попытаюсь.

На артефакте можно видеть некую бляху в виде гребешка, имеющего верхнюю часть в виде завитушек, среднюю часть, где изображено три воин со щитами и копьями, стоящие на полусогнутых ногах, и нижняя часть в виде зубцов, довольно мелких для гребешка.

Верхняя часть образует буквы слова КОЛЬТСЕ, о есть, слово КОЛЬЦО. Просто аффриката «Ц» раньше писалось через две буквы, «ТС». А перенос ударения с корня на окончание переводит само окончание со звука «Е» на звук «О», то есть, КОЛЬЦЕ-КОЛЬЦО. Следовательно, данная бляха называлась КОЛЬЦО. Возможно, что через букву «О» левой части и букву «С» правой части надписи продевался шнурок, чтобы данную бляху носить на груди.

Затем я читаю слова на верху средней части бляхи. Нал левым персонажем можно прочитать слова: КОЛЬТСЕ, а выше, по границе - слова: РУКИ МАРЫ ХРАМА, над щитом левого персонажа - слово РЮРИКА, и над щитом среднего персонажа - слова МИРА ЯРА. Иначе говоря, более полное название данной бляхи - КОЛЬЦО АДМИНИСТРАТОРА МАРЫ ХРАМА РЮРИКА МИРА ЯРА.

Далее я читаю слова на полоске границы между средней и нижней частью бляхи: ЯРА РЮРИКА ВЕРА В ЯРА РЮРИКА В 45-46 ГОДАХ ЯРА РЮРИКА В РИМА ХАРАОНА ЯРА ХРАМЕ. Так что в данном случае речь идёт только о тех администраторах храма Мары, которые привержены вере в Яра Рюрика. И притом приводится датировка: 45-46 года Яра, которая при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате: 901-902 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Я перехожу к чтению надписей на изображениях воинов. На голове и над левой рукой левого воина я читаю слово: МАСКИ, а затем на голове среднего и над головой правого воина читается продолжение: ВОЙСКА ЯРА ХРАМА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙСКА ЯРА ХРАМА. Иными словами, это не общее войско Рюрика, а войско только его храма Мары. При этом на правой руке и груди левого воина можно прочитать слова: ВОЙСКА СКИФИИ, на голове среднего воина можно прочитать слова: 35 ЯРА АРКОНЫ, на голове и правой руке правого воина можно прочитать слова: 35 ХРАМ МАРЫ. Иначе говоря, на бляхе представлены три рода войск: войска Скифии в целом, войска Великого Новгорода, и, наконец, войска храма Мары Рюрика Великого Новгорода.

На этом я чтение заканчиваю, поскольку мне становится понятно, кем командовали носители данного жетона. И далее я перехожу к обычным новостям археологии.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.2MB | MySQL:11 | 0.188sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.351 секунд