В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 19, 2013

Скульптурный ороглиф Саян

Автор 15:05. Рубрика Геоглифы

Скульптурный ороглиф Саян

Чудинов В.А.

Ороглифы, особенно скульптурные, где гора изображает тело человека в полный рост или хотя бы его голову, встречаются весьма редко, поэтому всякое их исследование представляет весьма большой интерес.

Данная статья представляет мой комментарий к статье [1]. Она начинается такими словами: «Массив Ергаки расположен в центральной части Западного Саяна (юг Kрасноярского края). Название «Ергаки» в подобном написании - молодое. Еще в начале ХХ века на географических картах и в печатных изданиях это название выглядело как «Иргаки» (тувинское «эргек» - палец). С этим словом сравнивают наиболее выразительный пик гор - Звёздный, отдаленно напоминающий большой палец».

Пока ничего не предвещает основную мысль статьи - сходства горы с человеком.

sayani1.jpg

Рис. 1. Общий вид на Саян

Саян как цепь скал массива Ергаки. «Протяженность массива с запада на восток около 80 километров, ширина около 60 километров. Массив Ергаки очень сильно изрезан, имеется много крутых скальных стен, глубоких речных долин и озер. Местность горно-таежная, в горах протекает много рек. Рельеф среднегорный преобладают высоты 1300-2100 м. Наивысшая отметка пик «Звездный» 2265 м. Горы сложены из очень крепких пород в основном сиенита, камнепады случаются очень редко».

Общий вид, действительно, потрясает. Однако на рис. 1 он представлен не полностью. Имеется и более интересное изображение, захватывающее полный вид, рис. 2.

sayani2.jpg

Рис. 2. Полный вид Саяна как спящего человека

«Это необычное творение находится в Ергаках, горах Западного Саяна. И является настолько притягивающим, что посмотреть на него приезжают не только сибиряки, но и жители европейской части России и даже иностранцы. Горы в этих местах действительно похожи на гигантский силуэт лежащего на спине человека. Видно и лицо, и ниспадающие прямые длинные волосы, и сложенные на груди руки, и ноги. Спящий Саян похож на лежащего человека, даже если поглядеть на него с разных сторон. А это большая редкость, что говорит о чудесном происхождении этого творения природы».

С точки зрения моей классификации артефактов, - это  скульптурный ороглиф. И доказательство рукотворности я приведу ниже.

Спящий Саян и Висячий Камень. «Про Спящий Саян существует множество легенд и мифов. Самая известная легенда рассказывает, что это мудрый и добрый богатырь, который охраняет здешние места и сокровища. Он проснется и встанет на защиту, когда этим местам будет угрожать опасность. По другим древним русским легендам Спящий Саян - это богатырь Святогор, про которого писали: «большой, как гора». И он является самым таинственным и величественным зрелищем в горах Сибири».

Разумеется. Однако, помимо мифологии, можно привести и вполне научное исследование данного артефакта, если попытаться прочитать надписи на его боковой поверхности, то есть, сделать его эпиграфический анализ.

sayani3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей и выявление ликов

Надписи и лики Саяна. Перехожу теперь к чтению надписей и выявлению ликов. На рис. 3, где я показываю увеличенное и усиленное по контрасту изображение с рис. 1, видно, что изображен в правый профиль лежащий человек. На его голове видна шапочка, а на ней можно прочитать слова МИМ ЯРА. Вероятно, таков статус Саяна.

А затем, ориентируясь на треугольник, я выявляю лик, где треугольником является головной убор. Лиц представляет собой лицо старой женщины в правый профиль. На ее глазах написаны два слова: МАРА и ХРАМ. Справа от лика имеется надпись РУНА РОДА, то есть, БУКВЕННАЯ НАДПИСЬ.

Правее находится иной лик: изображение мужчины по плечи с головой, повёрнутой вправо. На голове мужчины находится шляпа, глаза не обозначены, рот перекошен, имеется небольшая бородка, у верхней одежды - стоячий воротник. На шляпе можно прочитать слова ЯРА МАСКА.  На бороде лика читаются слова ХРАМ ЯРА, где буквы повернуты правильно, а их последовательность - обратная. Кроме того, над словом МАРХ имеется перевернутое на 180 градусов его отражение (зеркальное). Такого рода надпись нами встречена впервые.

Справа от лика крупными буквами написаны два слова, ЯРА ХРАМ. А ниже имеется надпись в четыре слова, где первые два слова читаются  в прямом цвете, а два последних - в обращенном. Эти два последних слова я обвёл прямоугольной рамочкой. Общее чтение таково: ЯР В ХРАМАХ РОДА.  Это замечание означает, что храмы Рода преобладают, но в данном случае изображен мим Яра, а не Рода.

Наиболее длинная надпись находится на границе между изображением человека и тканями его погребального вместилища. Какие-то буквы написаны синим цветом, какие-то рыжие. Взятые вместе, они составляют текст СОН МОНАХА СО ВСЕМИ ХРАМАМИ. Это означает, что мим Яра был монахом, и, став каменным, как бы уснул со всеми теми храмами, которые находятся внутри его каменного тела. - Подобная надпись встречена нами впервые.

В правой части изображения имеется надпись из трёх букв, где каждая буква может быть прочитана двумя разными способами. Тем самым, общая надпись гласит ЯРА РОД. Хотя это словосочетание нами встречалось многократно, но применённый здесь способ двойного чтения букв нами отмечен впервые.

Наконец, правее от сложенных рук имеется надпись синими буквами - написано слово ЯР. Иными словами, мим Яра может быть понят и как изображение самого бога Яра. - Таковы основные надписи и лики данного ороглифа.

Легенда о Саяне. «Когда-то очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места. Долгие года он жил и берег богатства природы. Не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени. Пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности - длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства».

Вообще говоря, легенды появляются обычно гораздо позже самого события. Не исключено, что наши предки задолго до этой легенды сделали это место сакральным.

Легенда о Ергаках. «Одна древняя легенда гласит: "В одном из селений жили муж да жена. Все было в их доме: и любовь, и достаток, и дети. Но вот беда, рождались на свет у них одни девочки. А какой с них толк, вырастут да уйдут в чужой дом. Сын же - это продолжение рода, это опора и гордость родителей. Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, встретил хозяин странника, устало бредущего по дороге. И пригласил он его к себе на ужин, а потом и на ночлег. Так уж получилось, что за ужином и рассказал он чужестранцу о своем горе. Ничего не сказал гость, а утром, уходя, протянул он хозяйке спелое яблоко со словами: "Съешь половину сама, а половину отдай мужу. Ровно через 9 месяцев родится у вас сын, крепкий и румяный, как этот плод". Не поверила женщина гостю, но все сделала так, как он велел. А вскоре почувствовала,что понесла. Через положенный срок родился у них сын. Не ребенок, а богатырь. Так и нарекли его Батыром. Рос он не по дням, а по часам. И быть бы ему как все, да избаловали долгожданную радость родители. Не простым человеком он рос, а настоящим баем. Работать не умел, да и не хотел вовсе. И решил Батыр однажды, что жить ему надо на небе, среди богов, где, по словам стариков, ничего делать не надо: только ешь, спи, да забавам предавайся. И так захотелось ему божьей жизнью пожить, что забрался он на самую высокую гору, протянул вверх руки и крикнул: "Эй, вы, Боги! Посмотрите на меня, Батыра! Я умен, я красив, я достоин жить рядом с вами." Рагневались боги, услышав горделивую речь простого смертного, обратили его в камень и низвергли в тартарары. А в назидание будущим поколениям оставили руку гордеца на земле - пальцы-скалы, которые и по сей день тянутся к небу..."»

И эта легенда является более поздним осмыслением горного хребта.

sayani4.jpg

Рис. 4. Саян вблизи и моё чтение надписей

Имеется также фотография Саяна вблизи. На ней можно прочитать ряд надписей. Первая из них представляет собой рельеф вверху слева, на котором можно прочитать слово МАЯК. А на фрагменте на уровне подбородка (справа вверху) читаются слова ХРАМ МАРЫ. И, как мы видели прежде, действительно храм слева - это храм Мары.

На фрагментах, обведенных белыми рамочками, можно прочитать слова ЯРА ХРАМ и МАЯК.  А на нижнем фрагменте, обведенном черной рамочкой, читаются слова МАСКА МАРЫ. Это обозначает ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА, чем и является лежащий Саян.

Таким образом, надписи вблизи лишь дублируют надписи, видимые издалека.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.441sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.627 секунд