В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 6, 2009

Ликонопись Сейдозера

Автор 19:35. Рубрика Геоглифы

Весьма интересна дальняя скала. Она по большому счету напоминает лицо пожилой женщины в профиль, и на нем виден прямой нос, глубокие глазницы, запавший внутрь рот с тонкими губами. Но что весьма примечательно - наверху, надо лбом, вместо копны волос видна маска, которую на врезке я показываю левее. Это - также маска женщины, но с негроидными чертами, причем вдвое меньшего размера, чем лицо богини. Изображение мелких масок вместо волос нам уже встречалось при рассмотрении «Венер палеолита». Глаза на такой маске не пробиты и даже едва обозначены. Таким образом, данную маску нельзя считать ни передней, поскольку он не смогла бы закрыть всего лица и не имела отверстий для глаз, ни задней, поскольку при ее сдвиге назад она оказалась бы в положении «вверх ногами», а остаётся считать верхней. Но маски носили мимы; тем самым, верхнюю маску уместно считать атрибутом бога, а не мима. Что же касается надписи на маске, то она такова: МАРА ЯРА, РУСЬ ЯРА. Иными словами, надпись также подтверждает, что изображена богиня, а не ее мима.

На нижней челюсти лица богини, слева, видна плоская маска, передающая три лика друг за другом в профиль, повернутые вправо. Два ближайших, имеющих бороды, можно атрибутировать как лики Яра и Рода, тогда как дальний, несомненно, - это лик Мары. На этом тройном лике можно прочитать надпись МАРЫ ЯРА МАЯК. При этом удивляет, что этих ликов три, а не четыре - нет лика Макоши. А еще правее от тройного антропоморфного лика можно видеть чёрный зооморфный лик в профиль, развёрнутый вправо - лик козла, или, точнее, козлика - древнейший зооморфный лик Мары.

Таким образом, перед нами находится исключительно интересный храм Мары с зооморфным и антропоморфным монументальными скульптурными ликами, требующий дополнительного изучения. Пока мною прочитаны только основные надписи, помогающие атрибутировать данные артефакты, тогда как данный памятник заслуживает гораздо более фундаментального исследования.

Итак, я постарался подтвердить ту часть приведенных выше утверждений, которые провозглашают Сейдозеро чудесным и священным. Однако я не менее, а, возможно, и более постарался опровергнуть другую часть этого утверждения, а именно, что озеро являлось саамским. Ибо как название Сейдозера, так и рассмотренные на нем артефакты однозначно принадлежат к русской культуре наших предков. Из того факта, что на каком-то кратком историческом промежутке времени наши святые места были заняты народом, находящемся на уровне палеолита, совершенно не следует, что этот народ и был творцом данной красоты и святости. Наши древности по праву принадлежат нам.

Из сказанного понятно, что если весь комплекс Сейдозера являлся огромным святилищем русских богов, то и изображение Куйвы также является русским, что я уже показал в своей публикации об экспедиции на Сейдозеро. Теперь пришел черед разобраться в этом вопросе поглубже.

Скала Куйва. Данный материал был взят с сайта с электронным адресом http://wikimapia.org/1860711/ru/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B2%D0%B0. «Куйва - самая  известная достоприме-чательность озера Сейдозеро. В переводе с саамского Куйва означает "старик". Согласно преданиям, Куйва - это застывшая в камне фигура чудского военачальника. Саамы никогда не видели в человекоподобном очертании на скале покровителя этих мест, однако старались не кричать вблизи него и не думать о нем плохо. Почитание Куйвы как божества возникло сравнительно недавно благодаря легендам-новоделам.

Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах и это очень хорошо видно особенно зимой. Отвес стены неровный. Процессы выветривания постепенно разрушают её, раскалывая на части. У подножья скалы - огромная осыпь из продуктов разрушения. О том, что Куйва имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е Ферсман обследовал изображение Куйвы, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах". Влага на отвесных скалах, скорее всего, берется от тающих сверху снежников, просачиваясь по расщелинам».

Прерву пока цитирование статьи, чтобы сделать свой комментарий. Ничуть не желая усомниться в профессиональных качествах отечественного геолога, могу лишь отметить, что я при рассмотрении артефактов Кольского полуострова неоднократно убеждался в том, что мхи и лишайники очень любят поселяться в небольших выбоинах на камнях и тем самым повторяют выбитые надписи, хотя и немного расплывчато передают их контуры. Могу также предположить, что и для воды небольшие углубления представляют собой более удобный путь стекания, представляя, так сказать, искусственное русло. Однако, как мне представляется, решать вопрос о естественности или искусственности сооружений должен не специалист по природным материалам, а профессионал именно по сооружениям, то есть, в данном случае археолог, а точнее, поскольку археология тоже начала сбиваться на вещеведение, археоник. Именно поэтому я отношусь к данному утверждению Ферсмана не как к ложному, но как к поверхностному.

seidozero8.jpg

Рис. 8. Одна из фотографий Куйвы из интернета

Легенда о Куйве. А теперь продолжу цитирование. «Из книги Ферсмана "Воспоминания о камне" (рассказывает саами Аннушка Кобелева): "Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной - кто с дробвиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять... Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..."»

Первое, что поражает при чтении этой легенды - так это ее невероятная молодость. Речь идёт не о палеолите, даже не о неолите или эпохе бронзы, а всего-навсего где-то о XVIII-XIX веках, когда производились дробовики. Но по саамским меркам, это было давным-давно! И вот на основании таких легенд, то есть, по современной классификации, устного народного творчества, фольклора, у нас отняли нашу историю и передали ее саамам! Далее, становится понятным, что слово Сейдозеро не было саамским, ибо саамы называли его Сейявр. Понятно, что Явр - это «озеро». А «сей» - это искаженное русское слово «сейд», то есть «се иди». Ибо фонетическое развитие слова почти никогда не идёт за счет его расширения новыми звуками, но всегда - за счёт утери одного из двух согласных. Поэтому слово «сей» из «сейд» получиться может, а «сейд» из «сей» - нет. Так что первичность русского слова по сравнению с саамским несомненна. И с этой точки зрения слово Умбозеро вместо Ловозеро - тоже не чисто саамское, по-саамски должно быть Умбявр. Наконец, «шветы» - это шведы, и Куйва - враг саамов, швед, которого они якобы изобразили в камне. Полагаю, что «шветами» для них являлись позже все белые люди, в том числе и русские. Так что Куйва - не саамский бог, а поверженный враг. Правда, каким образом народ, которого только коми научили пасти скот (то есть, перевели с уровня палеолита на уровень неолита) могли делать 70-метровые изображения на отвесной скале, легенда умалчивает. Ибо саамам это было не по силам.

«А вот - легенда, записанная русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова (предположительно жители Ловозёрского погоста):"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, - прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере. Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро».

Обращаю внимание на то, что если Седьявр или Сейявр означает по-саамски Сейдозеро, то слово «рйока» означает «река». В последнем случае видно явное заимствование саамами русского слова. Возможно, что до того они встречались только с ручьями, а рек на их пути встречалось немного, и были они все именами собственными, так что собирательного слова «река» у них до знакомства с русскими могло и не быть.

«Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр." "Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит".\\Лопарские сейды. В. Визе. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912».

Итак, новая легенда, и совершенно иное происхождение Куйвы. Теперь «старик» является уже не шведом, а чудью. И отношение к нему у лопарей-саамов не как к богу-покровителю, а как к грозному неприятелю, который не любит шума и грязи, и часто насылает на саамов плохую погоду. Так что считать Куйву саамским божеством даже исходя из саамских же легенд, нет никаких оснований.

seidozero9.jpg

Рис. 9. Еще одно изображение Куйвы из интернета с моими комментариями

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.238sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.412 секунд