В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Сентябрь 26, 2013

Комментарий к статье Артемия Северина

Автор 10:15. Рубрика Исторические комментарии

Комментарий к статье Артемия Северина

Чудинов В.А.

Еще один последователь опубликовал любопытную статью под названием «эолова арфа от Бернадацци в Пятигорске»,

опубликованную по адресу http://troja-russkaja.my1.ru/publ/stati_artemija_severina/eholova_arfa_ot_bernardacci_v_pjatigorske_khram_jara/7-1-0-5, которую я, как обычно, помещаю со своими комментариями. Статья подготовлена и написана Чумаковым Н.Ю. (рабочее имя - Артемий Северин) 30-31.03.2013. Полагаю, что читатели могли бы познакомиться со статьёй этого автора без моих комментариев по указанному адресу.

Предисловие. «На северном краю земли русской, где река Нева катит свои суровые воды, стоит Храм. Золотые кресты Храма пронизывают петербургское небо, одевая на себя то необыкновенно чистую голубизну, то тяжелые серые тучи, то белоснежные и легкие, словно пуховые, облака. Чудесен этот Храм и известен по всей земле - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Храм, построенный волею основателя города русского царя Петра Первого, имеет богатую историю, несколько строк которой связывают северную столицу и Кавказ.

В 1822 году двое участников строительства Исаакиевского собора Джузеппе (1788-1840) и Джованни (1782-1842) Бернардацци, уроженцы города Лугано (итальянская часть Швейцарии), потомственные зодчие подпишут документ: "1822 года августа 21 дня мы, нижеподписавшиеся архитекторы Иван и Иосиф Бернардацци, дали сие обязательство в медицинском департаменте Министерства внутренних дел в том, что мы обязуемся ехать на Кавказ, где минеральные воды, и производить постройку по планам и по фасадам бань и прочих к ним принадлежащих зданий...".»      

Меня давно привлекало данное строение, буквально манило и притягивало. Вероятно, как и многих других людей, которые приходят, чтобы побыть в этом достаточно чарующем месте. Но мне оказалось мало того, что меня просто тянет побыть там. Я иногда доверяю своему чутью и всего лишь, как кажется многим, на основании этого чутья я стал исследовать Эолову арфу. Произошло это в 2008 году, и конечно, сподвигли меня на такое исследования работы Валерия Алексеевича Чудинова. И хотя строению еще нет 200 лет, я решился рассмотреть в том, что привычно, хоть и красиво, то, чего, вроде быть не должно. И это дало свой итог, что может дать еще один ключик пониманию прошлой действительности, имевшей место быть. Но сначала некоторые данные по этому строению (рис. 1)».

Весьма интересное начало. Еще более любопытно то, что Н.Ю. Чумаков (Анатолий Северин) уже в 2008 году последовал моему примеру чтения древних надписей. Так что в моём полку прибыл еще один штык.

severin1.jpg

Рис. 1. Авторский снимок «Эоловой арфы», август 2012 г.

Мелодия Эоловой Арфы. «На скале севернее Академической галереи, на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами. Летом 1829 г. Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне - Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов - Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Паскевича-Эриванского), по странной прихоти, начинались с одной буквы. Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами.       

В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном (рис. 2). Этот зодчий-романтик, хорошо известный и в России, смело сочетал в своих пейзажных парках «очарованные» гроты, водопады и сооружения в китайском и греческом стилях».

Итак, довольно поэтично обозначен объект исследования.

severin2.jpg

Рис. 2.  Пейзажный парк в Кью. Арх. У. Чеймберс (1726-1796). Храм Эола . 1760-63 г.

Из книги С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска»

«Весной 1830 г. генерал Емануель утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры.

Павильон Эола представлял собой небольшой восьмиколонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола - оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.

Но главный доктор Вод Ф. П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент - эолову арфу, широко распространенную в Европе. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Страстный любитель музыки, доктор Конради убеждал, что «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние посетителей Вод. «Эолова арфа
Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Эо́лова арфа (итал. arpa eolica, arpa d'Eolo; нем. Äolsharfe; англ. aeolian harp), также возду́шная а́рфа (нем. Windharfe, Geisterharfe, букв. «арфа ду́хов»; англ. windharp) - струнный эолофон, инструмент типа цитры, звучащий благодаря колеблющему струны ветру. Названа в честь Эола, мифического повелителя ветров
».

Очевидно, речь пойдет о надписях на данной беседке в виде ротонды.

«Эолова Арфа в Пятигорске. На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. XIX века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название "Эолова арфа" (Эол - бог ветра). Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус"».

Емануель одобрил это предложение и распорядился заказать удивительный инструмент. Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой.

На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог Кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Беседка «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануеле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод. Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился настолько, что посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки (рис. 3). В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений».

Историю объекта исследования не всегда удаётся проследить. В данном случае такой исторический очерк оказалось возможно сделать.

severin3.jpg

Рис. 3. Художник М. Зичи, 1881 г., Институт литературы, Ленинград

«Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. беседка была наблюдательным пунктом обеих враждующих сторон. Отсюда посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась деревянной балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главка с флюгером. Беседка была признана как одно из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1965 года на ее цоколе. С начала 1950-х годов модель беседки «Эолова арфа» и действующая модель колонки с эоловой арфой экспонировались на пятигорской Курортной выставке. В книге отзывов можно прочесть многочисленные пожелания посетителей - восстановить в каменной беседке колонку арфы, как это было в старину. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, - электронная «эолова арфа» (авторы - настройщик Л.Н. Роганов, инженеры Б.Н. Бурый и С.А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В.В. Маркова и А.С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов. В сентябре 2009 г. в беседке установлена очередная электронная, тихая «Эолова арфа» (рис. 4)».

Радует то, что исторический объект был восстановлен почти в исходном виде.

severin4.jpg

Рис. 4. Эолова арфа после 2009 года (установлена подсветка, восстановлена музыка)

Исследование 2008 года. «Сначала я сам непосредственно отправился к Эоловой арфе, чтобы сделать снимки. Я живу в самом Пятигорске с рождения, так что для меня не составляло никаких трудностей или затрат, чтобы добраться до места - как турист, пешочком, с пользой для здоровья, город-то, вообще, маленький.  Уже находясь на месте, я начал видеть то, что хочу снять. Дело было в первой половине дня, когда солнце еще не попадало в те места, которые я отснял. Если бы попадало - то из-за прямого света было бы очень плохо различимо, есть ли что-нибудь искомое на камне или нет. Итак, первый снимок, с которого я начал разбор уже дома, был снимок левой стенки входа в Эолову арфу (рис. 5)».

Здесь автор переходит к описанию собственного наблюдения.

severin5.jpg

Рис. 5. Левая стенка входа в Эолову арфу

«Я помню замечания Валерия Алексеевича к тем, кто присылал ему свои работы, но в исследовании 2008 года я оставил все, как я сделал тогда, но сложив сейчас снимки, как это наиболее удобно для рассмотрения. Правда рамочками я тогда не выделял нужные мне части, а сейчас уже  попасть точно туда, откуда вырезал части, трудно будет, но оно почти и так видно - откуда что. Тем более,  те снимки, из которых я вырезал тогда, в большинстве не сохранились - много раз с тех пор погибал мой компьютер, не без моей помощи, так я постигал устройство и работу компьютера. Сохранилось, точно не помню все случаи, благодаря друзьям, которым я передавал показать то, что нашел и флешке. В свою очередь в исследовании 2013 года я сделал уже так, как делает профессор - так и правда лучше, конечно, возни при этом больше, но нагляднее и того стоит.

Выделив первую часть изображения левой стенки входа, на которой я уже начал видеть что-то в живую, увеличив контраст и сделав еще один образец ее, который обратил в цвете, чтобы лучше рассмотреть, я прочитал на ней первую надпись (рис. 6)».

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.306sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.485 секунд