В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 13, 2019

Памяти академика РАО Михаила Петровича Щетинина

Автор 15:18. Рубрика Воспоминания и некрологи

Памяти академика РАО Михаила Петровича Щетинина

Чудинов В.А.

shetinin1.jpg
Рис. 1. Михаил Петрович Щетинин

10 ноября 2019 года в возрасте 76 лет скончался академик Российской академии образования Михаил Петрович Щетинин. Он создал новаторскую педагогическую систему для личностного и патриотического развития детей, которое происходит через свободу выбора деятельности и творчества, через труд, спорт, красоту. Основой системы стала педагогика сотрудничества, погружение в отдельные предметы и синтез нескольких спецшкол в одной.

А вот что можно прочитать в некрологе [1]: «К 75-летию легендарного (простите за это пошлейшее словечко) директора школы Михаила Петровича Щетинина чиновники решили сделать ему «подарок» - убить его очередное детище, лицей в Текосе (Краснодарский край), приостановив его работу. Хотя у самого Щетинина не было ничего «очередного». В «очередную» жертву его воплощенные вместе с соратниками - детьми и взрослыми - задумки превращали чиновные человечки. Убить лицей пока не удалось - многие, в том числе, влиятельные люди, встали на его защиту. Убили Щетинина. 3 часа назад смолкло, не выдержав, его сердце. А ведь на него и вправду однажды покушались, в буквальном смысле слова».

И далее выделено: «Нет ничьей персональной ответственности за это убийство. Потому что тут нет персон, нет личностей. Нет совести, на чью можно было бы повесить это убийство. Педагога убила безличная образовательная некрократия, для которой все живое и жизнеспособное, но выходящее за рамки ее «циркулярного» понимания смертельна. Всем этим минпросам и минпросикам наплевать на школу, учителей, учеников, родителей. Они смотрят на это, как на совокупность имущественных комплексов, звено цифрового бумагооборота и сферу насаждения идиотских идеологем с исторической помойки, под которое можно что-то урвать из госбюджета, в том числе, за счет того, что действительно нужно школе.

А Щетинин, его коллеги и ученики делали именно это нужное, в значительной части - на энтузиазме, собственным руками (реально занимались строительством в полном соответствии со строительными, санитарными и прочими норами), отбиваясь от минпросиков, всю дорогу колготившхся под ногами. Они доказали, что ни финансирование, ни инновационные программы, ни новейшие образовательные «технологии» сами по себе ничего не сделают, пока школа не превратится в место встречи личности с другими личностями и с самой собой. А для этого должна была быть Мера - масштаб личности, который задавал директор Щетинин.

Им, как могли, мешали, но они построили школу, достойную человека. Большого и маленького. Впрочем, в Школе Щетинина не было маленьких людей. Можно обсуждать результат, оспаривать многое, но факт, что это - школа для человека, который в один прекрасный день подрастет и сметет с лица земли все «минпросики». Точнее, они просто будут неуместны на этой земле, в проваливающийся ландшафт которой сегодня так удачно вписываются. И если цепляться за них и всю некрократию, которая из них состоит, легко провалиться всей страной.

Михаил Петрович Щетинин - убитый, но не сдавшийся. Звучит банальным пафосом. Увы, он отвечает реалиям той жизни, которая была несовместима с его. Равно как и с жизнью оставшихся жить в человеческом мире по-человечески. В мире больших людей».

Сильно, но верно сказано!

Шалва Амонашвили, известный педагог, написал о Щетинине так [2]: «Михаил Петрович Щетинин был для нас до той степени человечным и доступным, и мы стоим с ним так близко, что наше сознание не может достойно оценить его величие, оценить совершенный им подвиг. Он великий педагог, мыслитель и деятель, сравнимый только с мировыми классиками, которые не остаются в истории, а становятся горизонтами сознания. Мыслителей и деятелей такого уровня, который в образовании бывает редко, как правило, многие современники понять не могут, и они, исходя из своих сегодняшних убеждений, не видят того будущего, творцом которого является Михаил Петрович Щетинин.

Они даже дают себе волю судить о нем, осуждать, а если кто имеет еще и власть, то и препятствовать продвижению его идей и дел.Я не знаю, как смоют с себя стыд и срам представители власти и правосудия, которые сделали все, чтобы уволить из жизни гения в образовании, не знаю, в каких кустах будут прятаться те, кто со своими возможностями могли защитить его, дать ему творить дальше чудное будущее, но не сделали этого.Если бы Михаил Петрович ушел из жизни в ту полосочку времени, когда он, чувствуя себя свободным, создавал свой шедевр, у нас не возникло бы никакого повода оглядываться на могильщиков. Но что сказать о той действительности, когда жизнь Михаила Петровича оборвалась именно сейчас?

Все знали, что он тяжело болен, он с трудом восстанавливается после сложнейшей операции, и нужно же было случиться такому, что перед Первым сентября, когда в Текосской Щетининской школе готовился большой праздник, власть распоряжается опечатать все помещения и его кабинет тоже. Когда-либо откроются все недостойные причины этого вредоносного поступка, и мир увидит могильщиков будущего. А нам, свидетелям случившегося, становится предельно ясно: не вынесло сердце героя эгоистическую злобу.

Какую школу создавал Михаил Петрович Щетинин? Создавал он необычную школу, которая за пару десятилетий успела выдать стране несколько сотен достойных граждан, мыслящих государственно, высококультурных, честных, преданных Родине, жизнерадостных, творческих и трудолюбивых.

Стыд и срам тем, кто оценивает работу школы паршивыми так называемыми государственными экзаменами, в которых нет никакой заботы о государстве. Но если это для кого-то мера качества, то Школа Щетинина выдавала кесарю кесарево, притом щедро.

Он создавал Школу не только сам со своими коллегами, но и делал творцами всех граждан этого образовательного мира. Покажите пальцем, где еще ученики становятся учителями, коллегами своих учителей, где еще ученики сами строят свои теремки для жизни и познания, приукрашивают их, радуются своему труду и творчеству!

Михаил Петрович создавал Школу как лестницу, по ступенькам которой каждый восходил соразмерно своим талантам и стараниям. Покажите еще школу, где ученики могут свободно опережать нами придуманные возрастные ограничения и где 10-12-летние ученики становятся студентами вузов! Создавал он Школу свободную, подвергая своих граждан только диктатуре совести, обучая только любви к Родине, только творению общего блага. Покажите еще школу, где воспитание нрава и культуры стоят выше безликих и безличностных стандартов, которым безалаберно приписывается качество образовательных!Михаил Петрович создавал Школу, где гармоничное развитие становилось не былью, а действительностью, где ум, сердце и руки становились золотыми, едиными.В школе Михаила Петровича кипела жизнь, здесь все жили устремленно, здесь дружба и помощь, любовь и преданность, благодарность и благородство становились естеством общения. Дух Школы Михаила Петровича возвышал каждого жителя этого образовательного мира.

А какие были занятия, на которых возраст не служил помехой!На них ученики вместе с учителями-друзьями познавали целостность наук, их синтез, единую основу бытия! Они открывали гипотезы и старались их разрешать. Их познавательная страсть шла далеко за грани программ и учебников, ученики-исследователи жили пониманием будущих открытий и обновленного образа жизни. В Школе Михаила Петровича запросто были сняты пресловутые вопросы заинтересовывания учеников, выполнения угнетающих жизнь домашних заданий, формальной дисциплины. Только косность ума и злостность намерений могли приписывать Михаилу Петровичу и его школе разные абсурды.

А каким был он сам? Он был истинным олицетворением своей сути и в духе, и во внешнем мире. Мыслящий, мудрый, миролюбивый, беззаветно преданный молодому поколению, чуткий, понимающий, проницательный, прощающий, истинный гражданин и патриот своей родины. А для меня он был маяком педагогического сознания и, конечно, самым близким и родным человеком.

Для моей матери он был сыном, для его родителей я тоже был сыном. Так мы стали братьями. Я счастлив, что общался и учился у него. Счастлив, что сохранились у меня первоисточники его размышлений и философствования о высоких материях.

У Михаила Петровича остались преданные ученики и последователи, которые, я уверен, не дадут попирать творимое им будущее образования, они продолжат его начинания. У него есть, кому соболезновать из-за утраты родного человека. Я тоже среди них. Боль раздирает меня, но и теплится надежда, что Михаил Петрович начинает небесную жизнь, откуда он пошлет нам свою благодать.

Милый мой, любимый мой брат, спасибо тебе, что ты любил меня и делился своими высшими ценностями. Мы с тобой все строили планы на благо образования с надеждой, что мы свершим намеченное. Сколько было в тебе бодрости духа и как широко простиралось твое сознание! Не теряю веру, что твое светлое и великодушное сердце, твоя самоотверженная забота и впредь защитит твое детище, которое есть неоценимый дар человечеству.

С любовью к тебе, Миша, твой Шалва Амонашвили».

Очень трогательное обращение к Михаилу Петровичу, как к живому.

shetinin2.jpg

Рис. 2. Михаил Петрович Щетинин и аплодирующие ему ученицы

Олег Смолин [3] пишет: «Утром 10 ноября не стало Михаила Петровича Щетинина - одного из лидеров блестящей плеяды педагогов-новаторов, одного из основателей Российской академии образования, создателя и бессменного руководителя легендарной школы. Глубокие соболезнования - родным и близким! Земля - пухом! А память - с нами, пока живем... Возможно, строки, которые пишу, помогут сохранить эту память тем, кто не знаком с уникальным опытом щетининской школы.

Педагогика сотрудничества. На мой взгляд, вторая половина 1980-х годов была высшим взлетом отечественной педагогической мысли и педагогического творчества. В это время свободу образованию уже дали, а деньги не отняли. Позднее отнимут сначала деньги, а затем и свободу. Разумеется, назвать это время эпохой нельзя - слишком оно коротко. В лучшем случае - периодом. И хотя многие выдающиеся педагоги, ставшие символом нового направления, начинали свои эксперименты в 1970-х и даже ранее, общероссийскую известность они приобрели именно в тот период, когда перестройка еще не превратилась в «перестрелку». Приобрели благодаря «Учительской газете» под руководством Владимира Матвеева и Центральному телевидению.

До сих пор помню телепрограммы, в которых выступали Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Михаил Щетинин и другие - программы, собиравшие многомиллионные аудитории вроде тех, которые сейчас собирают шоу, подобные «Пусть говорят». Тогда же направление обрело и свое название - «Педагогика сотрудничества». Позднее выяснилось, что лидеры нового направления имеют разные философские и политические взгляды. Однако в конце 1980-х их явной или неявной общей идеологической платформой было то, что еще в конце 1960-х получило название «социализм с человеческим лицом».

Первая встреча. Году, кажется, в 1997-м я впервые попал в школу Щетинина. И сразу нарвался на его жесткий вопрос:

«- Говорят, ваш комитет собирается нас закрывать? (Далее пересказываю по памяти).

- Нет, такой задачи не ставилось. Но слышал о Вас разное и хочу составить собственное мнение, по Декарту, подвергая все сомнению.

- Как можно во всем сомневаться? Разве не сомнения довели нас до кризиса?

- Михаил Петрович! В педагогике, вероятно, нельзя без веры (например, учителю). Но в науке нельзя без сомнения». Обойдя школу, поговорив с педагогами и детьми, посмотрев выступления ребят, где русские и кавказские танцы перемежались со славянскими боевыми искусствами, перед прощанием я сказал Щетинину:

«- Если кто-то соберется вас закрывать, можете рассчитывать на поддержку Комитета Государственной думы по образованию и науке». С тех пор на протяжении нескольких лет более или менее регулярно бывал в школе, выступал перед детьми, выходил с ними в море на яхте и даже закладывал кирпич в новое здание, которое строили вместе педагоги и воспитанники под руководством своего лидера. В начале второго десятилетия XXI века школа получила поддержку от высокопоставленных российских государственных деятелей: распоряжение о ее федеральном статусе подписал лично Владимир Путин, в то время председатель правительства России. Более 10 лет «вживую» школы я не видел, но отношения к ней не менял.

Система Щетинина: некоторые принципы. Недавно от высокопоставленного представителя Министерства просвещения я услышал: основная идея Щетинина - обучение младших детей старшими - известна еще с 1950-х годов. В ней нет ничего нового.

И действительно, идея взаимного обучения, в т. ч. так называемый звеньевой метод, который учителя в 60-х годах прошлого века именовали квадратно-гнездовым, был известен еще моим родителям - учителям и описан в книге Владимира Тендрякова «За бегущим днем». Скажу больше: возможно, и целый ряд других принципов образовательной системы Щетинина придуманы не им, а другими педагогами. Однако, во-первых, между изобретением метода и его успешным применением - дистанция большого размера; а, во-вторых, соединенные вместе и выстроенные в определенном порядке принципы (не обязательно исключительно свои) способны дать новый системный эффект. Назову некоторые принципы системы Щетинина в том виде, как я их наблюдал, неоднократно посещая школу.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.189sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.352 секунд