В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 13, 2019

Памяти академика РАО Михаила Петровича Щетинина

Автор 15:18. Рубрика Воспоминания и некрологи

Про знания и навыки. Здесь надо честно сказать, что хотя нам всем хочется, чтобы детям было хорошо, чтобы они были веселы и счастливы, все же главным для нас является «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок» (цитата из Закона «Об образовании в РФ». - И.Ф.). Поэтому мы не можем судить о педагогическом опыте, не обращая внимания на эту совокупность. Поэтому для нас сложно соглашаться с Тубельским, настаивавшим на том, что дети могут осваивать школьную программу с разной скоростью, что сохранение их интереса к школе важнее, чем оценки на экзаменах. Поэтому я с такой осторожностью читал в интервью и статьях Щетинина о матричной информационной структуре - «космическом нечто». Мне трудно признать, что для школы ценность культуры, отраженной в науках, в искусствах, в знаниях, не является бесспорно приоритетной. Но если отстраниться от спорного (как мне кажется) учебного материала, то начинаешь понимать, что Щетинин был (как ни трудно это писать) выдающимся изобретателем коллективного уклада, в котором растущий человек является не наполняемым сосудом, а самореализующейся личностью, которая в то же время является частью общности или общины. Тут как раз встает вопрос о свободе личности. Не случайно для нас слово «секта» или «община» связывается иногда со словом «тоталитарная». Не случайно и подход Макаренко некоторые называют «тоталитарное воспитание». Думаю, что этот вопрос занимал и Михаила Петровича. С одной стороны, в 1999 г. он говорит про свою школу: «Принятие смысла каждым - условие взаимосогласованности их как системы». Но в 1987 написано другое: «Может быть, это будет главным достижением нашего времени - то состояние общества, когда мы перестанем озираться. Пусть мы будем оглядываться назад, но не озираться.

Когда пишешь или говоришь, озираясь, то перестаешь быть самим собой, зажимаешь свое горло, перекрываешь течение мысли и начинаешь лгать, становишься серостью и ничтожеством. Вот мы и ходим, порой чужие друг около друга. И надо выстроить так наши отношения и в обществе, и в школе, тем более чтобы не схватила за горло та среда, в которой человек пытается состояться. Ведь все-таки гений - это тот, кто был самим собой. Люди по природе честны. Я верю, что человек добр изначально, мы выпестованы такими природой. Эту природу и должна сберечь школа». То есть он видел это напряжение между средой и самим собой. И пытался его разрешить. Действительно, среда, сообщество, коллектив - лучшее средство преодоления отчуждения. И опыт полноценной жизни в этом коллективе - важнейший. Но как сделать так, чтобы этот опыт был и опытом самостояния?.. К сожалению, Щетинин не оставил нам ясного описания своей педагогической системы, но совершенно ясно, что он пытался ответить на представленные выше фундаментальные вопросы педагогической теории и практики. Мои коллеги, знакомые с опытом посещения его школы, рассказывают об очень интересных находках. Изучение и понимание этих находок может помочь тем, кто строит школу будущего, пытаясь разрешить труднейшие вопросы педагогики. И здесь мне придется перейти из области педагогических размышлений в область образовательной политики. Потому что и школа Щетинина, и он сам стали жертвами людей, не обученных понимать сложную реальность, видеть ценность в творческих неординарных людях и практиках. К сожалению, для многих педагогов и управленцев новое, незнакомое - это всегда пугающее, чужое и опасное. Они на всякий случай даже вперед идут, поворачивая голову в прошлое. В качестве причины агрессивности по отношению к инновациям они приводят желание избежать рисков. Эта позиция звучит как искренняя забота о детях, но как в таком случае эти наши коллеги мирятся с десятками и сотнями тысяч детей, которые не хотят учиться и не учатся? Попытки Щетинина и его соратников по школе найти новые подходы для вовлечения детей и были направлены на решение этой проблемы.

Дремучее охранительство не забота, а создание рисков. Не только нашему, но и мировому образованию нужны новые идеи, новые практики, педагоги-романтики, каким был Михаил Петрович. Пожалуй, не просто романтики, а романтики-борцы. Люди с сильными мышцами духа. Вот что он говорил о себе в 1987 году: «Я вот, например, несмотря на долголетнюю борьбу, не считаю себя несчастным человеком. Знаю, жизнь тяжела и всегда будет горечь поражений, но только тот гибнет, у кого слабые мышцы духа. У кого мышцы духа сильные, кто действительно подготовлен - не просто так, а путем погружения в жизнь, - тот выстоит».

Это мнение ценно тем, что оно принадлежит, скорее, «человеку с другого берега» педагогической науки.

Александр Асмолов написал [5]: «Мир и бессмертие Рыцарю Детства Михаилу Щетинину - музыканту, учителю, новатору. Его преждевременный уход из жизни на совести тех, кто устроил жесточайшую травлю народного новатора народной педагогики, тех, кто третировал его Школу.

В связи с уходом из жизни Михаила Щетинина в мое сердце стучатся строчки протестантского богослова Мартина Фридриха Густава Эмиля Нимёллера:

Когда нацисты пришли за коммунистами,
я оставался безмолвным. Я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов,
я промолчал. Я не был социал-демократом.
Когда они пришли за членами профсоюза,
я не стал протестовать .Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями,
я не возмутился. Я не был евреем.

Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы заступился за меня.

Михаил Щетинин ушел. Но остается рвущий душу вопрос: КОГДА ОНИ ПРИДУТ?

Когда они пришли за Михаилом Щетининым, мы молчали...
Когда они приходили за Василием Сухомлинским, мы молчали...
Когда они приходили за Львом Выготским, мы молчали..
Когда они пришли за Леонидом Занковым, мы молчали...
Когда они приходили за Василием Давыдовым, мы молчали....
Когда они пришли за Гасаном Гусейновым, мы молчим...
Когда они придут за Евгением Ямбургом, мы будем молчать...?
Когда они придут за ШАЛВОЙ АМОНАШВИЛИ, мы будем молчать...?
Когда они своими смердящими школьными стандартами убьют Будущее
Наших детей, мы будем молчать...?

КОГДА ОНИ ПРИДУТ... Александр Асмолов.

Сильное высказывание! Они не должны прийти!

Но не только педагоги и психологи высказали сожаление о смерти Щетинина.

Сергей Степашин [6]: «С глубокой горечью и скорбью Российский книжный союз встретил известие о смерти Михаила Петровича Щетинина - академика Российской академии образования, основателя и директора экспериментальной школы интернатного типа. Кончина Михаила Петровича - огромная невосполнимая потеря для российской науки, для близких, коллег, друзей. Он был выдающимся учёным. Его труды хорошо известны у нас в стране и признаны научным сообществом. Очень важно, что для многих он был е только человеком, который являлся примером верного и самозабвенного служения науке. Его жизненный путь - показатель истинного служения Родине, преданности любимому делу и самоотверженного труда. От имени Российского книжного союза хочу выразить родным и близким искренние соболезнования и отдать дань памяти этому замечательному человеку».

Очень важно, что эти слова прозвучали не от педагога, не от коллеги по членству в какой-либо организации, а от человека, возглавлявшего ряд министерств. То есть, вроде бы от чиновника, но не бездушного, не из числа тех, кто закрыл его детище.

От себя хочу добавить, что о Щетинине я узнал более 20 лет назад, когда в программу аспирантов на пару лет ввели дополнительные курс по истории педагогики, и мне пришлось его освоить и прочитать соискателям и аспирантам. Я был поражён смелости новаторства Михаила Петровича, его пониманием сущности человека на ранних ступенях развития как личности, и с тех пор следил за его успехами.

Закрытие его школы - это приговор не Щетинину, а нашему периоду эпохи бесчеловечного капитализма, который считается только с жадностью чиновников, но не с гениями. Ибо каждый новатор, а тем более, создатель новой Российской элиты - это человек не просто будущего, но и в определённой степени ниспровергатель настоящего. Казнокрада могут посадить на небольшой срок, но позже простить, как человека социально близкого, но новатора во всех странах непременно доведут либо до болезни, либо до крышки гроба: он покушается на заведённый капиталистами мировой порядок. В данном случае вместо покорных слуг капитала он готовил всесторонне развитых личностей. Зачем капиталистам такой народ? Потерпит ли он грабёж национального богатства и существование незаслуженных привилегий капиталистов? - Так что Михаил Петрович, как истинный сын социалистической эпохи, смог жить и работать почти 30 лет в совершенно иных социальных отношениях, за что я испытываю к нему огромное уважение. Жить в один «краткий период» времени вместе с ним - большая удача, которой можно гордиться. И осталось лишь скорбеть о невосполнимой потере этого гения педагогической мысли.

 

Литература

1.Кудрявцев Владимир, профессор МГППУ.  В Школе Щетинина не было маленьких людей. 11 ноября 2019 года. Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/11/11/person/10329-v_shkole_schetinina_ne_bylo ma lenkih_lyudey

2.Амонашвили Шалва. Слово о Михаиле Петровиче Щетинине. 11 ноября 2019 года.  Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/11/11/Proschanie_s_Schetininim/10347-slovo_o_ miha ile_petroviche_schetinine

3.Смолин Олег, первый зам председателя Госдумы по образованию и науке. Последним костром догорает эпоха? 12 ноября 2019 года. Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/ 11/12/Proschanie_s_Schetininim/10361-poslednim_kostrom_dogoraet_epohа

4.Фрумин Исак, научный руководитель Института развития образования ВШЭ. Сильные мышцы духа. 12 ноября 2019 года. Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/11/12/Proschanie _s_Schetininim/10358-silnye_myshtsy_duha

5.Асмолов Александр, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ. На смерть Михаила Щетинина. 10 ноября 2019 года. Источник:.https://vogazeta.ru/articles/2019/ 11/10/edpolitics/10326-na_smert_mihaila_schetinina

6.Степашин Сергей, Президент Российского книжного союза. 11 ноября 2019 года. Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/11/11/Slovo_o_Schetinine/10344-nevospolnimaya_po terya

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.196sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.363 секунд