В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 17, 2019

Жреческое послание ко мне в Симеизе и другие новости

Автор 03:39. Рубрика Чтения новых текстов

Этап шестой - правило сингармонии. Один и тот же знак мог выступать и как слоговой, и как алфавитный. Выяснилось, что знаки, использованные как алфавитные (только для передачи согласных), должны были иметь сингармоничные с морфемным гласные. Иногда знаки, передающие открытый слог, сопровождались «звуковым подтверждением» - знаком, передающим только гласный, идентичный морфемному. Иногда таким образом обозначалась и долгота гласных.

Этап седьмой - доказательство, что для всех гласных звуков в письменности майя существовали самостоятельные знаки, приведённые в алфавите де Ланды.

Этап восьмой - формальный анализ текста. Кнорозов определил, что в 3 рукописях содержится 355 уникальных знаков, однако из-за использования составных графем и аллографов их число сокращается до 287, фактически же читается не более 255 - остальные сильно искажены или, возможно, являлись вариациями известных знаков. Эта работа сопровождалась трудоёмким овладеванием майяским иероглифическим шрифтом и навыком распознавания индивидуальных почерков. Майяская каллиграфия в этом отношении напоминала китайскую и японскую - допускалось серьёзное искажение знаков в эстетических целях.

Этап девятый - частотный анализ текста. Выявилась следующая закономерность: по мере продвижения по тексту количество новых знаков сокращается, но никогда не доходит до нуля. Знаки имели различную абсолютную и относительную частоту: около трети всех знаков встречались в составе только одного иероглифа; примерно две трети употреблялись в составе менее чем 50 иероглифов, зато чрезвычайно часто встречались единичные знаки.

Этап десятый - определение грамматических референтов, для чего следовало проанализировать состав иероглифов. Ю. Кнорозов много времени потратил на определение порядка написания отдельных знаков в блоках, который давался отдельно для ди-, три-, тетра- и пентаграмм. Всего было выявлено шесть групп иероглифов по позиции в строке. Анализ их сочетаемости с переменными знаками позволил выявить грамматические показатели - главные и второстепенные члены предложения. Переменные знаки в составе иероглифических блоков обозначали аффиксы и служебные слова. После этого началась работа со словарями и наращивание числа читаемых знаков» [2].

Иначе говоря, подход был чисто формальным. Язык неизвестен, фонетическое значение определяется по предположениям, допускается, что один знак соответствует слову, а его части - морфемам, буквам, или отдельным фонетическим знакам. В таком случае знак №10 на рис. 7 соответствует пентаграмме, а знак №11 - тетраграмме. Но только элементы этих знаков соответствуют не морфемам, не слогам, и не предлогами или послелогам, не артиклям, а целым словам. А из этого следует, что хотя подход Ю. В. Кнорозова теоретически (с формальной точки зрения) возможен, хотя и не соответствует действительности.

«Иероглифический каталог Кнорозова, опубликованный в монографии «Письменность индейцев майя» 1963 года, был составлен по строго графическому принципу и включал 540 знаков. Цифры, лицевые формы цифр, иероглифы дней и месяцев, богов - «патронов» месяцев, периодов времени и прочего были вынесены в приложение. Знаки сопровождались комментарием, в котором указывалось, что знак предположительно означает, его чтение, отсылки к аллографам и вариантам, ссылки на каталоги Циммермана и Гейтса» [2]. Хочу подчеркнуть, что комментарий показывает не точное значение, а то, что знак предположительно означает, и, следовательно, предположительно чтение.

simeiz9.jpg

Рис. 9. Мои чтения надписей на знаках цивилизации майя

Иные чтения. Отвлечёмся пока от обсуждения дешифровок Ю.В. Кнорозова и вернёмся к заметке [1]. «Лишь четыре кодекса майя найдены учеными на сегодняшний день. Причем три из них каким-то образом попали в Европу и были обнаружены случайно - например, так называемый Парижский кодекс оказался среди выброшенных в мусор бумаг. Содержание этих длинных (до 6 м) складных папирусных книг притягивало и притягивает к себе множество ученых всего мира. Пытаясь расшифровать рукописи, исследователи понимали, что с помощью полученного «шифра» можно будет понять и надписи на дворцах, пирамидах и надгробиях майя. А это означало возможность приоткрыть покров тайны над всей их культурой». И после этого помещена фотография, рис. 9, где знаки цивилизации майя показаны на фоне ступенчатой пирамиды. Но я уже убедился в том, что все ступенчатые пирамиды майя построены русскими воинами и подписаны по-русски. Так что осталось прочитать надписи на знаках цивилизации майя.

На рис. 9 на поле дешифровки я показал изображение, усиленное по контрасту. И тут я прочитал наверху цифры: 35-30, наименования вторичных Аркон, то есть, городов ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД и ЗАПАДНЫЙ КАИР.  А далее я читаю датировку: ГОД 901 ЯРА, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате 1757 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. А это весьма странно: во второй половине XVIII века никакой цивилизации майя не существовало! Однако создание плит продолжалось. Поскольку индейцев майя уже не существовало, а латиноамериканцы перешли на испанский язык, осталось допустить, что создателями керамических пластин с надписями продолжали оставаться жрецы сохранившихся немногочисленных храмов бывших русских воинов Рюрика. Их численности и экономических возможностей на капитальное строительство уже не хватало.

И, наконец, на второй и третьей нижней пластинах я читаю слова: ВИМАН СКОЛОТОВ ВОИНОВ МАРЫ, что означает: ВОИНОВ-СКОЛОТОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ. Опять я прочитал по-русски надписи на пластинах якобы цивилизации майя.

simeiz10.jpg

Рис. 10. Моё чтение надписей в месте Эль-Мирадор в Гватемале

Ступени в Эль-Мирадоре. Памятники цивилизации майя существуют не только в Мексике.  Так, в заметке [3] говорится: «В Мексике города майя уже давно являются местом паломничества. Вокруг них построено множество роскошных курортов, и все отели и туристические агентства предлагают совершить экскурсию на руины. Но храмы майя можно увидеть и в других странах: Гватемале, Сальвадоре, Белизе и Гондурасе».

Так, в Гватемале имеется два главных памятника майя: Тикаль и Эль Мирадор. «В Национальном парке Тикаля 5 больших храмов, высота которых достигает 70 метров. Наряду с королевскими дворцами здесь есть жилые дома, административные здания и многочисленные каменные изваяния» [3]. А далее говорится: «Эль-Мирадор находится в девственном тропическом лесу и считается колыбелью цивилизации майя. Он охватывает огромную территорию в 100 кв. км, но, к сожалению, не является туристическим объектом. Там работают только археологические экспедиции, которым удалось откопать монументальные пирамиды Данта и Тигре. Правительство Гватемалы собирается сделать комплекс более доступным, но на это понадобятся годы». И в качестве примера приводится рис. 10. Понятно, что ступени меня заинтересовали.

Чтение я начинаю со ступени, обозначенной белой стрелочкой. На этой ступени я читаю слова: 33-ХРАМЫ-35-МАРЫ-30, что означает: ХРАМЫ МАРЫ ЛАДОГИ, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ЗАПАЖНОГО КАИРА.  Ступенькой ниже я читаю слова: ТО 30 СТАН МИМА МАРЫ, что означает: ТО СТАН ЖРЕЦА МАРЫ (РЮРИКА) ЗАПАДНОГО КАИРА. Ещё ступенью ниже я читаю слова: ХАРАОНА МИМА МАРЫ, то ест, ХАРАОНА, ЖРЕЦА МАРЫ, н, наконец, ступенью ниже, я уже с трудом прочитал слова: ВИМАН МАРЫ, что означает: КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ.

Так что опять ничего, связанного с индейцами майя, с их образом жизни, обрядами и богами мне увидеть не удалось.

simeiz11.jpg

Рис. 11. Памятник из Копана и моё чтение надписей

Надписи на памятнике в Копане. Я рассматриваю ещё один пример из заметки [3], а именно памятник из города Копан в Гондурасе. Перед фото на рис. 11 говорится: «Город Копан - один из самых интересных памятников майя. Он отличается тем, что здесь много больших каменных стел, на одной стороне которых изображены человеческие лица, а на другой вырезаны замысловатые иероглифы. Археологи нашли 4,5 тысячи таких структур и до сих пор продолжают открывать новые артефакты. Самым известным памятником Копана является Иероглифическая Лестница, состоящая из 63 ступенек». В этом городе я был в 1994 году и поражался обилию весьма изощрённых, выполненных на высочайшем художественном уровне древним памятникам.

А теперь я решил прочитать надпись на этом памятнике. Сначала я читаю надписи на центральном столбце, где для лучшего понимания каждой буквы дублирую надпись в дополнительном цвете: ХРАМЫ МАРЫ 35-30-33 РУСИ ВИМАН МАРЫ. Это - архитекторы и строители, ХРАМЫ МАРЫ ВСЕХ 3  СТОЛИЦ РЮРИКА.

Затем я читаю слова: А ГОД 330, что при пересчёте на привычное для нас летоисчисление приводит к дате: А ГОД 1186 НАШЕЙ ЭРЫ. Однако правая часть всей композиции тоже передаёт число: 353 ГОД ЯРА МАСКИ, то есть, 1209 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ СКУЛЬПТУРЫ. Кстати, левая часть всей скульптуры содержит ещё более замысловатое число 320,то есть, 1176 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ.  Вряд ли данную отливку  создавали 23 года, на это хватило бы меньше месяца. Скорее всего, это - датировка данного комплекса скульптур, причем первая дата - возможно, окончание архитектурного проекта, вторая дата - завершение строительных работ, и третья дата - открытие комплекса для публики.

Возвращаюсь к центральной колонке надписей. Тут я читаю: МАСКА МИМА МАРЫ 30 МИМА АРКОНЫ ВОИНОВ РЮРИКА ВИМАН МАРЫ ХРАМА МАСКИ РИМА, что означает: СКУЛЬПТУРА ЖРЕЦА МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ХРАМА СИМВОЛА ЗАПАДНОГО КАИРА.

И опять, ничего связанного с народом майя (или ацтеков) на этой скульптуре не содержится. Кстати, название самого городе Копана звучит удивительно по-русски. Его так назвали потому, что он однажды уже был копан.

simeiz12.jpg

Рис. 12. Моё чтение надписи на стеле из Копана

Стела из Копана. Ну и, наконец, я решил  посмотреть какие-то публикации самого Ю.В. Кнорозова. На этот раз научно-популярные. Это - его статья в журнале «Наука жизнь» вместе с доктором исторических наук В. Гуляевым [4]. Уже первая иллюстрация подписана так: «Каменная стела из майяского города Копан (Гондурас). Надпись на стеле соответствует дате - 21 марта 623 года н.э. по европейскому летоисчислению». Меня весьма удивило то, что из всех  слов была приведена только дата, да притом весьма сомнительная, поскольку комплекс, как мы выяснили, строился в конце XIIвека.

Понятно, что мне захотелось самому прочитать надписи на этой стеле. Удобнее оказалось читать слова в обращённом цвете. Сначала я читаю надписи над горельефной головой: МИМА РЮРИКА МАСКИ СТАНА РИМА МИМА МАРСА ВОЙСКА МАРЫ ВОИНОВ, что на современном русском языке означает:  СКУЛЬПТУРЫ ЖРЕЦА РЮРИКА ИЗ СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА ЖРЕЦА МАРСА КОСМИЧЕСКОГО ВОЙСКА. Затем читаю текст на уровне головы: ВИМАНЫ 30 АРКОНЫ, ВОИНЫ ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА ЯРОВЫ. МАСКИ МИМА МАРЫ, что означает: КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ЗАПАДНОГО КАИРА, ВОИНЫ ЯРОВА ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА, СКУЛЬПТУРЫ ЖРЕЦА МАРЫ.

Ниже головы, на третьем фрагменте, я читаю слова: МАСКИ СКОЛОТОВ 30 АРКОНЫ МИМА МАРЫ ЯРА ВИМАН МАРЫ ЯРА РЮРИКА МИМА МАРЫ ВОЙСК ЯРА РЮРИКА, что означает: СКУЛЬПТУРЫ СКОЛОТОВ ЗАПАДНОГО КАИРА ЖРЕЦА МАРЫ КОСМИЧСКИХ КОРАБЛЕЙ ЯРА РЮРИКА ИЗ ВОЙСК ЖРЕЦА МАРЫ ЯРА РЮРИКА. К сожалению, в самой нижней четверти изображение на фото имеет такое низкое качество, что по нему прочитать надпись не представляется возможным. Однако прочитанного текста вполне достаточно, чтобы понять, что это - обычная надпись на месте стоянки ВКС Яра Рюрика.

simeiz13.jpg

Рис. 13. Алфавит и пиктограммы майя

В заметке [1] приводится «Алфавит и пиктограммы майя», рис. 13. При этом сообщается: «С середины 60-х годов майянистика пережила взлет, и тексты майя активно изучались. Постепенно о культуре и укладе жизни майя стало известно очень многое. Сегодня мы знаем имена реальных императоров, жрецов и других представителей элиты, о том, как проходили бракосочетания, захоронения и другие ритуалы. Мы знаем о правилах игры в мяч, о традициях самопожертвования, об использовании домов и храмов. Мы знаем, как майя называли священные предметы, как были сделаны инструменты для кровопускания и чаши для шоколада. Мы даже знаем имена художников и скульпторов, подписывающих свои работы».

При этом среди знаков, обозначающих буквы, нет ни одного знака с человеческим лицом. Зато среди идеограмм само первое изображение, лицо анфас, подписано, как ЛОРД, а третье лицо во втором ряду, в левый профиль, подписано, как МАЛЬЧИК. Вполне возможно, что на основе стилизованных русских букв в средние века представители филологии майя придумали какие-то рисунки-подсказки. Так, если следовать латинскому названию ПТИЦЫ avis, если бы алфавит начинался у какого-то народа, говорящего на одном из романских языков, например, на испанском, первую букву можно было бы пояснить изображением именно ПТИЦЫ, как это сделано в египетском алфавите. И действительно, буква «А» в приведённом на рис. 13 алфавите, то она выглядит как птица, screenshot_136.png. А идеограмма screenshot_137.png, подписанная русским слово ЯМА, обозначает звук «i».

Так что у меня возникло предположение, что в средние века на базе русских изображений были придуманы и знаки для письма майя.

.simeiz14.jpg

Рис. 14. Лицевые варианты записи майяских цифр от 1 до 7 из книги [5]

Записи майяских цифр. Википедия приводит также лицевые варианты записи майяских цифр от 1 до 7 из книги [5], рис. 14. Меня удивляет, что это - не буквенные и не фонетические записи, а как бы графические синонимы. То есть, ОДИН - это непременно как бы человек, лицо (как будто не бывает одного предмета, действия, свойства и т.д.), и при этом в левый профиль. А вот вариант «d» не просто человек, но европеец, испанец (намёк на то, что иероглифы числе появились после прибытия в Латинскую Америку испанцев). А вот для ДВУХ иероглиф показывает 3 половины лица, но левую при виде анфас, а правую - в левый профиль, что странно. На том же иероглифе левого глаза нет вообще, зато правый показан ещё и на лбу под волосами, что вообще является уродством. А второй иероглиф для числа 2, это лицо человека в левый профиль (как бы число «1»), но с непомерно большими ушами. Два варианта числа 3 - это лица в левый профиль с разными головными уборами - либо в виде женской маленькой шапочки, либо в виде круглого зеркала на тесьме отоларинголога. А 4 варианта иероглифов для цифры 4 опять показываю лиц в левый профиль, причём у половины из них рты открытые, как у иероглифов для обозначения числа 1 (кроме испанца). Какие-то  ощутимые отличия их от иероглифов, для обозначения цифры 1 не улавливаются. Для цифры 5 имеется 6 разных иероглифов в виде лиц в левый профиль с продолжительной горизонтальной шапочкой, как бы стилизованно отображающей горизонтальную линию со значением =5 (точка имеет значение=1). И тогда понятной становится логика иероглифов цифры 6 (вместо глаза - большой круг) и цифры 7 (2 больших круга вместо глаз).  Словом, где-то логика улавливается, где-то нет, но после цифры 7 иероглифические изображения цифр отсутствуют.

Таковы мои первые впечатления от знакомства с иероглифами майя.

Дополнительные сведения Википедии. «Параллельно с Кнорозовым в США в 1950-е годы Генрих Берлин и Татьяна Проскурякова применили к эпиграфическим памятникам майя структурный метод и доказали наличие в текстах исторических и генеалогических сведений. В 1970-х годах метод Кнорозова восторжествовал и на Западе. Начиная с 1980-х годов, исследователи США начали чтение и реконструкцию исторических сведений, содержащихся в стелах и надписях во дворцах и храмах древних городов, к концу 1990-х годов такие исследовательские программы действовали также в Мексике, Гватемале, России. В 1999 году в Мексике был опубликован каталог иероглифов Кнорозова. В общих чертах письменность майя дешифрована и позволяет читать примерно 90 % имеющихся текстов. Вместе с тем окончательная расшифровка текстов майя далека от завершения. Хотя все современные специалисты признают письмо майя имеющим морфемно-силлабический характер, при прочтении конкретных знаков нет единодушия. Отсутствует и сводный словарь иероглифического языка, неизвестно значение примерно 25 % письменных знаков; многие исследователи имеют свой собственный взгляд на фонетическое значение того или иного знака, что приводит иногда к значительной разнице в понимании смысла надписей».

И ещё: «Точно не известно, где и когда зародилась письменность майя, на сохранившихся памятниках она предстаёт в завершённом и сформированном виде. Древнейшие эпиграфические памятники (стелы, сохранившиеся на территории Гватемалы) датированы, соответственно, 36, 126 и 292 годами н. э.», в чём я очень и очень сомневаюсь.  Но пока я окончательных выводов делать не буду, продолжу свои исследования в других статьях.

Моя следующая тема исследования - это русское чтение клинописи.

simeiz15.jpg

Рис. 15. Русские надписи поверх клинописной таблички

Русские надписи поверх клинописной таблички. С этим явлением я столкнулся в моей статье [6], где я писал: «В Фанагории на Таманском полуострове обнаружены стела V века до н. э. с надписью от имени персидского царя Дария I и остатки древнейших городских стен. По словам специалистов, это археологическая сенсация мирового значения.Находка предварительно датирована первой половиной V века до н. э. По оценкам археологов, ее обнаружение способно стать мировой научной сенсацией. Помимо этого, на акрополе обнаружены остатки древнейших городских укреплений, что также является событием для классической археологии, сообщается на сайте фонда «Вольное дело».

В ходе продолжающихся раскопок на территории Верхнего города (акрополя, или центра города) Фанагории обнаружен большой фрагмент мраморной плиты (стелы) с надписью, сделанной от имени персидского царя Дария I (550-486 годы до н. э.). Артефакт найден в ходе очередного полевого сезона Фанагорийской комплексной археологической экспедиции Института археологии (ИА) РАН.

Надпись на обнаруженном фрагменте стелы сделана на древнеперсидском языке клинописью, использовавшейся только персидским царем. По оценкам ученых, на стеле сохранилось около 10-15% сообщения. Тем не менее, расшифрованные части надписи прямо указывают на то, что она сделана от имени известного персидского царя Дария I.

Этому не противоречит и контекст находки ‒ стела обнаружена в слоях, которые можно предварительно отнести к первой половине V века до н. э. Отметим, что большинство известных на сегодня (около 200) царских клинописных документов были обнаружены в Персеполе (Персеполисе), столице древнеперсидского царства.

Одно из неизвестных ранее слов, присутствующих в тексте, можно восстановить как топоним - Милет. Это имя носил крупнейший греческий город в Ионии (современная Малая Азия). В начале V века до н. э. Милет стоял во главе так называемого Ионийского восстания эллинских полисов против Дария I. Оно было подавлено в 494 году до н. э. Ученые предполагают, что царь после своей победы над греками поставил в городе мраморную стелу с текстом (например, с сообщением о своем триумфе)».

На мой взгляд, помимо клинописи на табличке имеются и русские надписи. Так наверху, на первой строке, перед сдвоенным клином < <, имеется русская буква «Ю», а чуть ниже перед ней расположена буква R, начало слова РЮРИКА, которое и читается дальше вправо. Сразу за сдвоенным клином читается слово ХРАМ. А правее второго сдвоенного клина можно прочитать слово ВИМАН, тогда как правее третьего сдвоенного клина я читаю слово МАРЫ. Такова первая строка русских надписей.

Вторая строка начинается с двух светлых букв на тёмном фоне, поэтому их, также, как и 5-6 буквы я читаю в обращенном цвете; остальные - в прямом. Получается слово ПОКАЗ, которое мне встретилось впервые. Далее в прямом цвете читается слово ВИМАН, на нижней части строки. А на верхней я читаю число 35 и слово  АРКОНЫ в нижней части строки, а также слово ЯРА в верхней части.

На третьей строке выделяется крупная буква, которую я читаю в обращенном цвете - это буква «В». А левее я читаю число: 7, и далее - читаю слова ГОД ЯРА. В привычном для нас летоисчислении эта датировка означает дату: В 863 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. А на нижней части строки я читаю слова: В ХРАМЕ. Вторая половина третьей строки начинается с зеркального изображения числа 30. А правее я читаю слова: РИМА РЮРИКА. Иначе говоря, В ХРАМЕ 30 АРКОНЫ РИМА РЮРИКА, ЗАПАДНОГО КАИРА.

Четвертая строка содержит такую надпись: ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА КРАЯ РЮРИКА ЯРА. И далее, на пятой строке читаются слова: А У ВИМАН МАРЫ РЮРИКА РУСИ РИМА ХРАМА МАРЫ на верхней части строки, и слово ИМЕЮТ на нижней части строки. На шестой строке я читаю слова: ВОИНОВ С ЛУКАМИ на верхней части и слова МАРЫ ВОЙСКА на нижней. А еще ниже я читаю слова: 30 АРКОНЫ ЯРА.

Иначе говоря, СНАЧАЛА появилась запись о показе виман, а ПОТОМ появилась надпись о походе Дария. Но я хотел бы обратить внимание на то, что данная надпись подтверждает моё предположение о том, что воинами виман Мары (то есть, воинами ВДВ) были лучники. Так что данная новость археологии для меня показалась весьма интересной. Кроме того, не исключено, что слово ПОКАЗ явилось предшественником более позднего слова ПАРАД.

Итак, полная надпись выглядит вот каким образом: РЮРИКА ХРАМ ВИМАН МАРЫ. ПОКАЗ ВИМАН 35 АРКОНЫ ЯРА В 7 ГОД ЯРА В ХРАМЕ 30 РИМА РЮРИКА. ВОИНОВ ВИМАН ВОЙСКА КРАЯ РЮРИКА ЯРА. А У ВИМАН МАРЫ РЮРИКА РУСИ ИЗ  РИМА ХРАМА МАРЫ ИМЕЮТ ВОИНОВ С ЛУКАМИ МАРЫ ВОЙСКА 30 АРКОНЫ ЯРА.  Иначе говоря, 38 слов и 4 числа. Вполне достаточно!

Но сейчас меня интересует, каким образом эта русская надпись предшествовала клинописи, если она нанесена красками поверх клиньев? Такое может быть возможным лишь в том случае, если табличку расписали красками ещё до обжига, а затем, передумав, нанесли на ещё мягкую поверхность изображения клиньев. В данном случае я фиксирую факт непосредственной близости по времени (часы, сутки) русской буквенной и персидской клинописной надписей.

simeiz16.jpg

Рис. 16. Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

Википедия о клинописи. «Кли́нопись - наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал - глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Большая часть клинописных систем письма восходят к шумерскому (через аккадскую). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмокипро-минойское письмоперсидская клинопись).

Междуречье. Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.)». При этом имеется ссылка на отдельную статью Википедии, посвящённую этому артефакту. Вот она: «Табличка из Киша - табличка из песчаника, обнаруженная при раскопках Телль аль-Ухаймира в провинции БабильИрак, где ранее находился шумерский город Киш. Табличка датируется около 3500 г. до н. э. (средний Урукский период). В настоящее время хранится в коллекции Эшмолеанского музея в Оксфорде.

Надпись на табличке выполнена примитивными клинописными знаками; Питер Стирнс называет её древнейшим письменным документом. Состав знаков данной таблички по характеру скорее более пиктографический, отражая переходную стадию от протописьменности к частично слоговому клинописному письму. Несколько сот глиняных табличек, обнаруженных в Уруке(большая часть датируется 3200-3100 гг. до н. э.), столь же трудны для прочтения, как и табличка из Киша, но, по мнению Стирнса, представляют собой хозяйственные записи. Первые документы, написанные несомненно на шумерском языке, происходят из Джемдет-Насра (культура раннего бронзового века) и датируются 3200-3100 гг. до н. э. Практически все они, по Стирнсу, представляют собой хозяйственные записи».

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.28MB | MySQL:11 | 0.484sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.679 секунд