В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 26, 2013

О славянских деревянных скульптурах

Автор 13:08. Рубрика Славянские боги

О славянских деревянных скульптурах

В.А. Чудинов

До сих пор в курсах славянской мифологии фигурируют деревянные скульптуры (лики) русских богов, найденные более тысячи лет назад в Германии. Современный материал пока не освоен. Частично это объясняется тем, что археологи пока не умеют делать атрибуцию соответствующих ликов. А неумение атрибутировать возникает из неумения читать подписи, несмотря на то, что они регулярно ставятся на лики.

skulptura1.jpg

Рис. 1. Святовид Можайской Пятины

Святовид Можайской Пятины. Этот материал я заимствовал из Википедии, из статьи «Мифология». Подрисуночная подпись гласит:  «Идол Перуна на святилище в Можайской Пятине». Меня тут не устраивает многое. Славяне не употребляли греческий термин «идол»; для них это всегда был ЛИК. Кроме того, показано четыре тела, соединенные вместе, а это - Святовид, среди которых, разумеется, имеется и Перун (смотрящий на Запад). Ибо под Святовидом понимается четыре бога (Макошь, Велес, Род и Перун), стоящие спинами друг к другу.

Но какие подписи на самом лике не прочитали исследователи? - Для ответа на этот вопрос я усиливаю в контрасте изображение и приступаю к чтению надписей. Они тут даны двумя способами - с помощью глубоких прорезей, заполненных черной краской (явные), и с помощью более тёмное охристой краски (неявные).

skulptura2.jpg

Рис. 2. Моё чтение надписей на Святовиде

Я приступаю к чтению, читая вначале надписи на нижней части деревянных стволов. Тут написаны слова: РОД В РОДА ХРАМЕ. Они означают, что полноценный (по моей терминологии «вмещающий») деревянный лик Рода находится не в данном Святовиде (где этот лик - «замещающий»), а в храме Рода.

Далее я читаю решеточку, являющуюся явным узором. Однако в то же время этот узор есть соединение (лигатура) слоговых знаков рун Макоши, и я внизу их показываю в качестве транскрипции. Они дают чтение ПЕРУНЪ. Однако они нанесены на два лика, справа и слева от центрального. Двух Перунов в Святовиде не бывает. Так что если центральный лик принять за Рода (который смотрит на юг), то Перуном будет левый лик.

На центральном столбе мы видим ряд нарисованных или выгравированных ликов. Верхний лик, гравированный, представляет собой изображение мужского лица анфас с очень крупными, но косо посаженными глазами, очень узким носом из параллельных линий, висячими усами (линии носа и усов не гравированы, а нарисованы), и ярко прорезанной нижней губой. Надписей на этом лике на первый взгляд нет.

Второй мужской лик анфас является продолжением первого вниз, служа ему как бы бородой. Глаза не вырезаны (только горизонтальная линия), нос из параллельных линий очень толстый, линия рта гравирована, линия усов нарисована, длинная борода имеет вид меча. На линии глаз и усов, как на строках,  написано слово СВЯТОВИД. Оно относится ко всей композиции.

На его бороде нарисованы краской еще два мужских лика анфас. На верхнем лике можно прочитать слово РОД. Нижний я изобразил на сноске увеличенным вдвое. На нем читается на уровне глаз слово РОДА, на уровне носа слово ЯР, и на уровне рта слово МАРЫ. Обычно лики Рода и Яра так и изображают - выше Род, ниже Яр.

Таким образом, можно атрибутировать все четыре гравировано-нарисованных мужских лика, изображенных на центральном стволе дерева: Верхний неподписанный лик - лик всего святилища, ниже - символ Святовида в целом, еще ниже - Род, и в самом низу - Яр Мары.

Понятно, что слева находится  лик Перуна, справа - Велеса. Мы их видим сбоку, и под каждым имеется интересная подпись в виде символа. Эти подписи размещены чуть ниже спирали. У Перуна имеется симметричная надпись из двух знаков. Первый знак представляет собой букву П, положенную набок (поворот на 270 градусов), в которую вписана буква Е в обращенном цвете (то есть, в виде негативной буквы Е). Получается слог ПЕ, начальный слог имени ПЕРУН.

А справа имя бога написано полностью, ВЕЛЕС, хотя тоже в виде символа. Наконец, невидимой остался лик Макоши, который располагается за ликом Рода по центру. Так что мы смотрим на Святовида с юга.

skulptura3.jpg

Рис. 3. Вид на тот же Святовид с запада

Мне удалось найти изображение того же Святовида с запада по адресу http://s42.radikal.ru/i095/1011/86/c958f8d3a3a7.jpg. На его голове я читаю слово ПЕРУНЪ, выполненное руницей (слоговыми знаками), а также ЯРА ХРАМ (рунами Рода).

Далее я перехожу к рассмотрению правой щеки и правого глаза, повернув изображение на 90 градусов. Тут я читаю слова ЛИК ПЕРУНА. Ниже, на уровне рта я читаю в обращенном цвете слова на подбородке слово ЯРА, а справа в столбец - ХРАМ.

Слева, как я знаю, находится столб, передающий лик Макоши. Так ли тут обстоит дело в данном случае? На уровне глаз я читаю слова ЯРА МАКАЖЬ, что подтверждает моё предположение. Наконец, в самом низу написано нечто, что напоминает слово СТРОИТСЯ, хотя это слово тут не кстати. Однако точнее я прочитать его не могу.

skulptura4.jpg

Рис. 4. Вид на Святовид с запада издали

При рассмотрении Святовида  с запада издали мы видим внизу большой камень, на котором можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ вдоль левой диагонали. В центре можно прочитать слова МИМ ЯРА, а на верхней кромке - целую фразу: МАРА ЯКО ЯРА МАСКА. Это означает: МАРА КАК ИЗОБРАЖЕНИЕ. Вероятно, на камне имеется еще ряд надписей.

Более подробную информацию я прочитал на сайте «Славянский мир» от 5 скнтября 2009 года http://slavs.org.ua/forum/topic/1078/v-kieve-ustanovili-idol-peruna/. В сообщении говорится (Ариец, ветеран): «24 августа 2009 года свершилось дело, значение которого трудно преувеличить. Силами родноверов Украины-Руси в Киеве  был установлен лик бога Перуна. Место было подобрано прекрасно - рядом с Историческим музеем - там, где тысячу лет назад шумел Перунов лес».

Эту информацию дополняет некий Святослав 12 ноября 2009 года: «С принятием независимости на Украине увеличилось число людей, которые интересуются, изучают и исследуют украинскую историю, культуру, веру. Украинцы начинают пересматривать собственную историю, выявлять приписки и искажения чужаками исторических фактов, начинают возвращать себе свой язык, а суржик мало-помалу уходит из жизни. Всё больше украинцев чувствуют у себя потребность вернуться к своей стародавней духовности. Многие уже приходят к мысли о том, что наша Вера, так же как язык и история, должна быть возрождена и очищена от чужеземных искажений. Ведь она была у наших славных пращуров единой со всей культурой, неразрывно связана с ней. Наша древняя вера объединила наших предков, сделала их сильными, сблизила с природой, позволила жить с ней в гармонии.  И на день Независимости Украины, 24 августа этого года, мы все станем свидетелями возрождения справедливости - кумир Перуна будет снова восстановлен в Киеве на своём историческом месте, своим появлением символизируя утверждение исконной Правды, силы и воли нашего вечного народа. Слава ж ему, Великому и Непобедимому Богу!

Славянские общины «Родовой огонь» и «РУНВера», а также жители Киева, помнящие и почитающие своих славянских предков, на руках вынесли Перуна от Днепра, с Подола, на Киевские кручи, освятив его и восстановив почти на своём историческом месте. Как пояснила заведующая сектором Национального музея Истории Украины Наталья Стрельник, установить кумир точно там, где он стоял изначально, не представилось возможным - сейчас там стоит школа. Так же она поведала, что на месте самого Музея Истории Украины ранее находилось Славянское капище. Верховный волхв Украины-Руси Владимир Куровский выразил уверенность, что это начало духовного благодатного единения нашего народа».

Замечательные слова! И отличный почин! Только данный лик является новоделом, хотя, видимо, воссоздан по древним рисункам. - Можно понять, что на Украине относятся весьма серьёзно к древней русской мифологии.

Славянские лики. Тут я захожу на сайт «Славянский Языческий Портал» и читаю статью «Славянские Идолы (кумиры)». Получается, что современные славяне, в отличие от ведических традиций, называют лики «идолами», по-гречески. Адрес данной статьи - http://russianmyth.ru/slavyanskie-idoly-kumiry/.

«Славянские идолы - каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов, были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних дней идолов сохранилось крайне мало. Этот факт объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева - идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

Археологические данные об Идолах ограничены: во-первых, большая часть языческих святилищ была разрушена при христианизации славян, деревянные статуи погибли, во-вторых, находки Идолов, прежде всего монументальной каменной скульптуры, как правило, случайны, их датировка и принадлежность тому или иному народу спорны.

Серия изображений, сопоставляемых с богами, - трехголовые Идолы: каменная скульптура из Вакан (Хорватия, датировка неясна), сохранившая два лика (третий сколот), сходная скульптура из Глейберга (Дания, датировка не ясна), круглый деревянный стержень с тремя бородатыми ликами, увенчанный фаллической шапкой, - в Свендборге (Дания, X в., - датские находки приписываются балтийским славянам) и ряд других предметов мелкой пластики с мотивом треглавого существа (Балтийский регион, Поморье) увязываются с культом Триглава.

Находки монументальной деревянной (дуб) скульптуры на поселении XI-XII вв. Фишеринзель (оз. Толленсе, Ной-Бранденбург, Германия) отчасти могут характеризовать западнославянский (лужицкий) пантеон: двуглавое божество (высота 1,78 м) с изображением глаз (?) на груди соотносится с близнечными персонажами славянского фольклора, представлениями о сдвоенности и т.п. (ср с Близнецы, Глаза); другая скульптура (1,57 м) - женская, без характерных символических атрибутов. Антропоморфные конструкции использовались в сооружениях, так например открытого археологическими раскопками святилище в Грос Радене (IX в., Мекленбург, Германия), в частности, в качестве двух главных опор кровли. (Валерий Петрухин «Славянские идолы»)».

Получается, что славянский портал собственными исследованиями ликов наших богов не занимается, а заимствует всё из статьи Валерия Петрухина «Славянские идолы».

Но кто такой Валерий Петрухин? Википедия поясняет: «Влади́мир Я́ковлевич Петру́хин (род. 25 июля 1950) - советский и российский историк. Доктор исторических наук (1994), профессор кафедры отечественной истории древнего мира и средних веков факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (член специализированного совета), член Археологической комиссии древностей. Родился в городе Пушкино Московской области. В 1972 году окончил кафедру археологии исторического факультета МГУ, в 1975 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1975-1991 годах работал научным редактором в редакции археологии и этнографии издательства «Советская энциклопедия», сотрудничал с Институтом истории СССР и Институтом славяноведения. С 1991 г. - профессор Еврейского университета в Москве. С 1991 сотрудник Института славяноведения; в 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Проблемы этнокультурной истории славян и Руси в IX-XI вв.». В 1991-96 - сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора. Участник экспедиций по исследованию памятников еврейской истории и культуры в Подолии, Западной Белоруссии и др. Автор ряда научно-популярных книг. Член редколлегии журналов «Славяноведение» (с 1994), «Живая старина» (с 1995), «Вестник Еврейского университета» (с 1994), альманаха «Параллели» (с 2002). С 1997 - профессор Историко-архивного института РГГУ».

Понятно, что если о славянских ликах пишет профессор Еврейского университета в Москве, то лики непременно будут «идолами» и «кумирами», а самая ранняя информация о них - только из Западной Европы и никак не из России. Хотя, с другой стороны, можно надеяться на скрупулёзную подборку данных по ликам, что обычно отличает академические издания [1], [2].

Продолжу цитирование. «Далеки от ясности функции малой антропоморфной скульптуры: помимо многоглавых изображений, известны деревянные жезлы с навершиями в виде мужских голов (раскопки в Новгороде, X-XIV вв.), соотносимые иногда с домовыми (без достаточных оснований) или включаемые в более широкую категорию культовых жезлов. Но все эти находки крайне сложно идентифицировать с тем или иным культурным пластом».

Понятно и то, почему далеки от ясности: поскольку подписи, как археологи, так и славяноведы читать отказываются. То есть, наши предки позаботились о том, чтобы их современники и потомки понимали все лики, заботливо подписали их гравировкой и красками, а нынешние доктора наук считают чтение надписей ненаучным делом.

«Но можно по опознанным и описанным изваяниям, сказать точно следующее: Славяне  в идолах изображали Божества антропоморфно, и во многих идолах прослеживается триединство мира. Да и общее многообразие символов с общей смысловой загруженностью изваяний говорит нам о развёрнутом представлении наших предков о мироустройстве. Самым ярким примером является Збруческий идол. Его лучше всего описал и систематизировал ранее накопленный материал А.В. Журавлев в статье «Збручский идол - путеводитель по славянской Вселенной [3]».

Статья А.В. Журавлева вряд ли является лучшим описанием Збручского лика. Начинается она так: «В Киеве на бульваре между Софиевским и Михайловским соборами стоит каменная копия збручского Святовита. Какой-то правоверный варвар нарисовал на нем крест белой краской. И стоит древний бог, молчаливо взывая к памяти и справедливости, неподалеку от сияющей белым мрамором Равноапостольной Ольги» [3]. Судить о памятнике истории и культуры по копии, которая обычно не воспроизводит надписи - это вполне допустимо для современной академической науки, однако если бы такое проделал я, тут же явился бы некий Сер-Серж, который бы категорически заявил, что это - признак дилетантизма. Помимо ссылок на Б.А. Рыбакова (но основные результаты исследований Бориса Александровича там опущены), имеются ссылки на работы А.И. Асова и Ю.А. Шилова, авторов, которые до сих пор академической наукой признаны не были, равно как и Ю.П. Миролюбов. Возникает впечатление, что статья А.В. Журавлева просто попала в поле зрения В.Я. Петрухина, и он даже не заметил на виньетке, которой оформлена статья Журавлева, слова БОЯНОВ ГИМН, написанные асовицей. Стилизация, достойная дилетантских сочинений.

И далее в статье Славянского языческого портала идёт пересказ статьи Журавлева в сокращенном виде.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.310sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.480 секунд