В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 26, 2013

О славянских деревянных скульптурах

Автор 13:08. Рубрика Славянские боги

Пересказ статьи Журавлева. «В Киеве на бульваре между Софиевским и Михайловским соборами стоит каменная копия збручского Святовита. Так называемый Збручский идол Святовита - наиболее насыщенный по композиции, и потому является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира.

Прежде всего, бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. Это уже упомянутые нами Явь, Правь, Навь. Невозможно согласиться с тем, что на идоле изображено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того, имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком.

Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание.

На грани идола, соответствующей Коляде, бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах.

« ...Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», - это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.»

На основании изучения Збручского идола, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица - четыре времени года - четыре возраста человека - четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога».

Поскольку Збручскому идолу я посвятил много страниц в моей монографии [4:510-522], где показал неверность трактовки Б.А. Рыбакова, сейчас на этом я не хотел бы останавливаться.

skulptura5.jpg

Рис. 5. Лик из Дриссы в воде

Лик из Дриссы. Статья под названием «Деревянные идолы» была помещена 20 сентября 2011 г по адресу http://rina-abrakadabra.blogspot.ru/2011/09/blog-post_20.html с таким текстом: «В Беларуси на дне реки дайверами обнаружен редчайший древний деревянный идол. В ближайшее время будет осуществлен подъем артефакта силами подводного клуба "Капитан Морган" и археологов Полоцкого университета. Ну ЧТО ЖЕ, БУДЕМ ЖДАТЬ ДАЛЬНЕЙШИХ СОБЫТИЙ».

К сожалению, изображение сквозь толщу воды теряет в своей разрешающей способности, так что прочитать надписи не удаётся. Но видно, что лика тут, по крайней мере, два, один анфас, а другой - в левый профиль. Кроме того, на лбу справа виден более светлый лик анфас, на глазу и около носа которого можно прочитать слова ЯРА МАРА. Под правым глазом можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ. А на подбородке еще раз читается слово МАРА. Таким образом, перед нами - лик богини болезней и смерти Мары.

Молодцы белорусы! Они не просто собирают культовые камни, но даже достают деревянные лица из-под воды.

skulptura6.jpg

Рис. 6. Тот же лик на суше

На этом я думал и закончить, но позже нашел статью с описанием находки. Она называется «Уникальная находка для Славянского мира: со дна реки подняли древнего идола», 15 августа 2011 года, http://via-midgard.info/news/13455-unikalnaya-naxodka-dlya-slavyanskogo-mira-so-dna.html. При этом сообщается следующее: «Со дна реки Дрисса (Россонский район, Витебская область) минские дайверы совместно с полоцкими археологами подняли древнего идола , который предварительно датируется VI-XII вв. По словам специалистов, находка уникальна в мировом масштабе. Около тысячи лет деревянное изваяние, аналогов которому нет в славянском мире, пролежало на участке, который сейчас находится под водой на глубине 3-4 метров. Артефакт привезли в Минск для подробной экспертизы. Удивительной кажется и история его обнаружения.

Подводный охотник схватился за идола 20 лет назад. В 1991 году два полоцких подводных охотника-любителя погружались в реке Дрисса, когда один из них схватился за деревянную опору, чтобы противостоять течению. Взглянув, за что он взялся, охотник под впечатлением запомнил то место, однако большого значения увиденной фигуре с человеческим лицом не придал... Спустя 20 лет в беседе со знакомым археологом он вспомнил про деревянную статую на дне реки. Специалисты совершили погружение в указанном месте, и, к своему удивлению, обнаружили находку именно там, где 20 лет назад ее увидел охотник.   

- Об идоле узнали, только когда среди знакомых этих подводных охотников появился человек, который увлекается археологией, Анатолий Бельчиков. Он знаком со мной, и, как только услышал про изваяние, расспросив у охотников подробности, сообщил об этом мне, - рассказывает заведующий кафедрой истории Полоцкого государственного университета Денис Дук. - Мы выехали на место находки, поныряли и поняли, что это стоящая вещь, гораздо лучше того, что мы предполагали увидеть...

Идол весит под 150 кг (!) Было принято решение поднять изваяние из воды. За помощью полоцкие археологи обратились к минскому дайвинг-клубу "Капитан Морган".
- Поднимали мы его около часа, - вспоминает руководитель дайвинг-клуба "Капитан Морган" Вячеслав Романович. - Идол очень тяжелый, килограммов под 150! Сделан он из большого сука дуба, его основание было все засыпано песком, поэтому сначала мы размыли его с помощью грунтососа, затем с помощью специального, грубо говоря, воздушного шара подняли над дном, сплавили вниз по течению до отмели, откуда и достали на поверхность...

Когда было принято решение о поднятии артефакта, археологи стали искать учреждение, готовое организовать дальнейшую консервацию и реставрацию находки - ведь дерево, извлеченное из воды, где оно находилось около тысячи лет, может серьезно повредиться. Институт истории Академии наук Беларуси согласился провести необходимые процедуры с последующим экспонированием идола в музее.   

- После проведения экспертизы можно будет точно сказать его возраст, определив год срубки дерева, - говорит Денис Дук. - Приблизительно это времена христианизации полоцкой земли, XI-XIIв. Но вполне может оказаться, что идол мог попасть в воду и гораздо раньше вследствие какого-то катаклизма. Как отмечает специалист, ствол дуба, из которого сделан идол, выпилен, после чего он был сильно обтесан топором, а потом с помощью долота было сделано изображение.  Есть следы того, что дерево пилили, а пилы у нас начали употреблять только с VI-VII в, - обращает внимание Денис Дук. По словам Вячеслава Романовича, идол обнаружен в месте реки, окруженной лесом.

- Судя по всему, когда-то там был достаточно населенный район, - предполагает он. - В округе много курганов, самые старые из которых датируются VI в. Возможно, там было капище, а потом река изменила свое течение.

Велес или Перун? Анализируя изображение лица и шеи идола, эксперты предполагают, что найдено божество высшего пантеона языческих богов: Велес или, возможно, Перун».

Неверная атрибуция лика понятна - читать надписи «эксперты» не умеют, иконографии славянских божеств у них также нет.

А теперь я приступаю к повторному чтению надписей на рис. 6, которые на этот раз имеют значительно более высокое разрешение. К большому сожалению, основной лик оказался в тени, так что читать надписи на нём трудно. Однако позже я нашел и освещенный основной лик анфас, который я поместил справа. На лбу я читаю надпись ЯРА ХРАМ, которую заметил еще на подводном снимке, на дополнительном лике на макушке. На щеках, как я и предполагал, написано по диагонали (но в разные стороны оба слова) МАРЫ ХРАМ. А на кончике носа имеется дополнение, слово ЯРА. Так что полная надпись будет: МАРЫ ЯРА ХРАМ.

На уровне шеи имеется дополнительный лик - женское лицо в левый профиль, левая рука прикасается к подбородку. На причёске с трудом можно прочитать слова МИМА ЯРА. А внизу, на освещенной части, можно обнаружить еще два лика. Правый представляет собой кошачью голову анфас, зооморфный лик, на котором написано МИМА ЯРА. Но эту зооморфную ипостась имеет также и Мара. А поскольку весь скульптурный лик принадлежит храму Яра Мары, то и жрица (мима) является мимой не столько Яра, сколько Мары. Левее находится четвертый лик - лик козла в левый профиль. Это - вообще любимая зооморфная ипостась Мары с древнейших времен, хотя в данном случае мы читаем на подбородке животного и ниже слова МИМ ЯРА.

Наконец, на левом фланце можно почитать крупные слова РОД ЯРА. - Резюмируя, можно отметить, что перед нами находится не Велес и не Перун. По всем признакам белорусы подняли со дна реки скульптурный дубовый лик Мары. А ее второй зооморфный лик слева от антропоморфного теперь можно разглядеть лучше - это скульптурное изображение морды собаки, также одна из зооморфных ипостасей Мары.

А на сайте http://euroradio.fm/ru/report/v-1220-v-gostyakh-evroradio-arkheolog-denis-duk-46843 имеется продолжение под названием «Археолог Денис Дук: На землях славян таких идолов не находили». Любопытна и его мотивировка атрибуции лика как Перуна: «Денис Дук: "На сегодняшний день мы убеждены, что это идол, олицетворяющий Перуна. Об этом свидетельствует материал  - это дерево. Во-вторых, сам факт его находки - он совершенно целый, что значит: его сбросили в речку. А это было нехарактерно для идолов, которых уничтожали христиане. Единичные случаи фиксируются в летописях и других источниках, что только с идолом Перуна обходились довольно почетно. Это объясняется тем, что христианство, особенно раннее, включало многие пережитки языческие в свои культы. Все остальные идолы были просто физически уничтожены. И на сегодняшний день это и есть единственная находка".Еврорадио: Где будет проходить экспертиза и когда можно ожидать предварительных результатов?

Денис Дук: "Сейчас эта находка в Институте истории Академии наук. Там есть возможность провести дендроанализ, позволяющий с точностью до года определить время, когда было срублено дерево, или точно сказать, когда его спилили. Соответственно, от даты спила можно примерно предположить, сколько продолжалось время его использования в качестве ритуальной вещи".

Еврорадио: В какой музей попадет этот идол?

Денис Дук: "Думаю, что он будет находиться в Институте истории, там есть замечательный музей истории и археологии. Очень современный музей, очень качественно оборудован. Думаю, он там займет свое место. Тем более, если не создать надежных условий для его консервации, то он будет разрушаться.

Единственное учреждение, которое сразу отозвалось и сказало, что найдет все возможности для этого, - это оказалась Академия наук. Консервация - довольно длительный процесс. А он имеет такой большой объем: в высоту - 1 метр 20 сантиметров, ширина основы более метра, вес на момент, когда его достали, был более 150 кг. Такую большую вещь законсервировать будет очень трудно. Это займет очень длительное время, и дальше, думаю, будет экспонироваться в музее Института истории"».

один комментарий к “О славянских деревянных скульптурах”

  1. Alexey написал:

    Все так, да не совсем... Идол, Идоще - не могло быть раньше Крещения. Да только и Перун - именно на западе - тоже знак Времени! Если вдуматься, с чего бы Богу Грозы к стороне света привязываться? Ан нет, привязан, и во множестве... И не только здесь видим. Но он ведь еще и Бог Воинов. А значит... Именно с запада ждали напасти, туда и Перунов лик направляли. Но и это - вопрос времени. Не всегда так было. Такая вот мысль...

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.184sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.333 секунд