В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 13, 2007

Скульптурные лики основных славянских божеств из Словении

Автор 17:26. Рубрика Славянские боги

Скульптурные лики основных славянских божеств из Словении

В.А. Чудинов

К большому сожалению, мы до сих пор не знаем, как выглядели основные славянские боги, поскольку археологи не имеют их иконографии. Так что даже в тех случаях, когда изображения этих богов они держат в руках, они, как правило, дают совершенно произвольные их атрибуции. Данная статья впервые показывает их внешнее различие.

Два лика, найденных в Шкоцьяну при Турьяку
Рис. 1. Два лика, найденных в Шкоцьяну при Турьяку

Два лика из Шкоцьяну. На с. 117 книги Л. Севера (1) помещены скульптурные портреты якобы христианских «праведников», два из которых найдены в местечке Шкоцьян при Турьяку в 1907 году при раскопках церкви. Однако автор полагает, что для них характерно языческое, а не христианское положение рук на груди. Хотя с другой стороны, Л. Север отмечает молитвенное взывание к богу. При этом он не совсем понимает, какого именно бога имели в мыслях эти молящиеся. Возраст скульптур он оценивает примерно в две тысячи лет, так что с его точки зрения это могли быть не только ранние христиане, но и язычники.

Мое чтение надписей. По иконографии данные скульптуры напоминают лики славянских языческих богов. С другой стороны, данных о том, что когда-то изготавливались скульптурные портреты молящихся, у меня нет. Таким образом, предположение о том, что перед нами изображения славянских богов, становится безальтернативным. Лик слева напоминает по усам Перуна, по округлости лица и тяжелой нижней челюсти - Велеса. Лик справа по иконографии мне незнаком.

Как обычно, попробуем прочитать надписи на самих изображениях, для чего несколько увеличим их головы. На груди под шеей у левого лика можно прочитать надпись, сделанную белыми бликами: ЛИК ВОЛОСА. Поскольку буквы кириллицы едва заметны на светлом фоне, я обвел каждую из них темной рамочкой. Примечательно, что использовано более древнее имя бога, ВОЛОС, а не ВЕЛЕС. Таким образом, перед нами усатый Велес, а вовсе не молящийся христианин или язычник.

На копне волос правого персонажа мы находим лигатуру знаков руницы, которую можно прочитать как слово ЛИКЪ. Прове можно прочитать начертанную крупными буквами кириллицы надпись РОДА. Еще два варианта надписи РОДА можно найти на правой щеке и в локонах волос над правым плечом. Таким образом, Род изображен безусым, но с раздвоенной внизу небольшой бородкой.

Лики Волоса и Рода
Рис. 2. Лики Волоса и Рода

Итак, перед нами не два молящихся верующих, а два почитаемых языческих бога. Хочу отметить, что обычно на их ликах положение их рук, как и сами руки, обозначены весьма условно, тогда как на данных скульптурных изображениях они показаны предельно четко и очень выразительны. Заметим, что Велес прижимает к груди кисть правой руки, тогда как Род - кисть левой. Возможно, это имеет значение. Одно из возможных предположений - что слово ВОЛОС при его написании руницей начинается со знака ВО в виде V, и именно этот знак образует его правая рука. Слово РОД всегда изображалось РУНАМИ РОДА, то есть кириллицей, и потому вертикально опущенное правое плечо образует мачту буквы Р, а пространство между кистями обеих рук можно понять как петельку Р. Если это предположение верно, оно может стать дополнительным аргументом при атрибуции других скульптурных изображений этих же богов.

Основной женский персонаж. На с. 118 книги Л. Севера помещены две фотографии основного женского персонажа, индивидуальное фото (рис. 11) и групповое фото с видом сбоку, где этот персонаж помещен слева. Правда, лицо тут моделировано значительно хуже, чем на изображениях Волоса и Рода. Тем не менее, Облик данного персонажа по-своему тоже весьма выразителен, а обе кисти руки на некотором расстоянии друг от друга прижаты к верхней части груди. В подписи Л. Севера отмечено, что эта и последующие скульптуры были выкопаны со славянского языческого святилища. Время и земля меньше пощадили данную скульптуру по равнению с двумя предыдущими, тем не менее, видно, что перед нами - изображение женщины.

Платок, переданный на скульптуре почти черным цветом, изображен весьма контрастно по отношению к лицу и содержит надпись более светлыми буквами и знаками руницы, передающими слова МАКАЖИ ЛИКЪ. Тем самым становится понятным, что мы действительно видим перед собой самую известную некогда и самую таинственную в наши дни славянскую богиню - Макошь.

Еще раз слово МАКАЖЬ можно прочитать, обратив внимание на буквы, образующиеся в самом низу челки, сначала над правым глазом богини, затем над левым. К сожалению, две последних буквы из-за их положении на краю читаются плохо. Третье начертание МАКАЖЬ образовано пальцами левой руки на груди, где расположение каждой буквы я обвел рамочкой. Сами буквы кроме первой выглядят как белые на голубом фоне. Под руками читается слово ХРАМ. Наконец, на челке слева направо можно прочитать вырезанные либо выпуклые буквы, образующие слово КРАСА (возможно, начало слова КРАСАВИЦА, ибо продолжение слова не видно из-за положения букв на краю головы). Таким образом, первоначальная атрибуция данной фигуры как самой древней и самой почитаемой славянами богини Макоши полностью подтверждена.

.Основной женский персонаж и мое чтение надписей
Рис. 3.Основной женский персонаж и мое чтение надписей

Обращает на себя внимание весьма архаичная форма имени, МАКАЖЬ. Подобное начертание можно встретить даже в палеолите. Допускаю, что скульптура была создана не в поздней античности, а раньше. Косвенно на это указывает ее плохая сохранность: нос и губы у нее отбиты, осталась лишь складка под подбородком, которая на первый взгляд может быть принята за линию рта; в этом случае лицо выглядит несоразмерным. Если же восстановить нос и губы, лицо действительно станет вполне соразмерным и даже красивым, что и соответствует надписи. Руки тоже сильно повреждены временем. Если сопоставить фигуру Макоши с фигурами Волоса и Рода, сохранившимися значительно лучше, можно подумать, что именно скульптура Макоши являлась наиболее древней. Иными словами, община славян (предположительно венетов) долгое время почитала одну Макошь, тогда как скульптуры мужских божеств были изготовлены позже.

Отметим, что на данной скульптуре Макошь изображена блондинкой с очень светлыми волосами, образующими челку, тогда как с темени задняя часть головы у нее прикрыта темным платком. Обычай закрывать голову платком известен с глубокой древности и до сих пор востребован христианской церковью при посещении женщинами храма. Руки богини с раздвинутыми пальцами образуют знак bogi3-1.gif, из которого путем его поворота и фрагментации можно образовать слово bogi3-2.gif - МАКАЖЬ. Таким образом, наше предположение о том, что положение рук каким-то образом связано с именем бога, в данном случае снова подтвердилось.

Два черно-белых фото скульптуры Макоши
Рис. 4. Два черно-белых фото скульптуры Макоши

На двух черно-белых фотографиях Макоши, рис. 12 видно, что ноги у богини отбиты, а она сама изображена в сидячем положении. Это интересно, поскольку скульптуры мужских божеств изображены лишь по пояс. На виде сбоку хорошо видно, как платок закрывает заднюю часть головы, образуя довольно плоскую площадку таким образом, как если бы под него был одет головной убор с плоским верхом. Иными словами, верхняя часть одежды Макоши очень напоминает вид современной христианской монахини. Вид лица в профиль менее пострадал от утраты носа; именно здесь хорошо видно скорбное выражение лица, которое присуще нынешним изображениям Богородицы. А вот отдельное и очень выразительное молитвенное положение рук при данном расположении фигуры не видно; руки сливаются с телом, образуя хорошо понимаемый женский профиль.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.26MB | MySQL:11 | 0.226sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.370 секунд