В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 11, 2007

Славянская мифология и очень древние надписи

Автор 14:44. Рубрика Чтения новых текстов

Таким образом, культура Винча показывает нам, что хотя, возможно, Лада, Леля и Велес еще и были почитаемы (из приведенных надписей нам это не видно), но на первый план выходят Род и Жива/Дева. Заметим, однако, что Род и Жива появились не в бронзовом веке, как предполагал Б.А. Рыбаков, а гораздо раньше. Им приносятся жертвы из животных, птиц и растений, а кровь жертв собирается в специальный сосуд. Но уже имеется тенденция к исключению из жертвоприношений птиц, а затем и животных, и замене их только жертвой растениями. Таким образом, можно говорить о весьма сильной трансформации пантеона богов и их культа со времен палеолита.

Что же касается Макоши, то ее культ здесь не прослеживается, хотя Жива, безусловно, является богиней плодородия животных и растений в той мере, в какой плодородие является частью жизни.

Расцвет неолита. Следующая культура, приходящаяся на расцвет неолита и на энеолит – это трипольская культура. Она открыта в начале ХХ века и названа по имени села Триполье под Киевом. Ранний этап затрагивает период с 4000 по 3600 год до н.э., средний – 3600-3150 гг.; поздний – 3150-2350 гг. до н.э. Хотя некоторые исследователи допускают, что часть народов трипольской культуры могла быть предками славян, все же основное большинство исследователей полагают, что прямой связи между трипольским этносом и праславянами нет. Мы придерживаемся первой точки зрения.

В отличие от немногочисленных надписей культуры Винча трипольских надписей очень много. И нет ничего удивительного в том, что они могут быть прочитаны. Вот одна из них, относящаяся к раннему Триполью [12, с. 108, рис. 29]. Как видим, текст состоит всего из трех слов: МОЛЕМЪ ЖИВУ, ЛЕЛЮ! Здесь Леля объединилась с Живой в новый комплекс, отойдя от Лады.

Надпись на черепке сосуда из Новые Русешты-1

Рис. 15. Надпись на черепке сосуда из Новые Русешты-1

Впрочем, на одной из ваз можно видеть почитание и одной богини Живы [13, с. 16, рис. 5]:

Надпись на трипольском сосуде из Тимково

Рис. 16. Надпись на трипольском сосуде из Тимково

Тут мы видим иной текст: ВЕРУЮ ВЪ ЖИВУ-БОГИНЮ СЬ НЕБА! Тем самым, помимо момента просьбы к богу и молитвы богу, появляется мотив веры в бога, а также в существование помимо нашей земли еще и двух других миров, небесного и подземного.

На вазе из поселения Саботиновка-2 середины IV тысячелетия до н.э. [14, с. 14, рис. 1] можно прочитать такую надпись:

Надпись на трипольской вазе из Сабатиновки

Рис.17. Надпись на трипольской вазе из Сабатиновки

Текст очень небольшой: ИДИ, КОБЕЛЕ! Призывается, очевидно, богиня плодородия Кобела, родственная фригийской богине Кибеле. Более подробную информацию об этой богине можно почерпнуть из надписи на фигурке с поселения Александровка Одесской области [15, с. 163, рис. 1-1]:

Надпись на глиняной фигурке из Александровки

Рис. 18. Надпись на глиняной фигурке из Александровки

Текст здесь гласит: БОГИНЯ КОБЕЛЕ, УБЕДИ! При этом надпись БОГИНЯ нанесена на грудь, а КОБЕЛЕ, УБЕДИ! На спину фигурки. Вероятно, это скульптурное изображение использовалось для молитв о даровании новых детей семье. Тем самым, существование богини КОБЕЛЫ подтверждается существованием двух независимых надписей.

Наконец, к раннему периоду относится одна интересная надпись на вазе, найденной вблизи Каменной Могилы [16, с. 713, рис. 37]:

Надпись на сосуде, найденном близ Вознесенки у Каменной Могилы

Рис. 19. Надпись на сосуде, найденном близ Вознесенки у Каменной Могилы

На этой надписи можно прочитать: ВЪЛЕСЪ, ВЪЛОШЕВЪ, ВЪ КЪЛОСЪ, ВЪ ВОЛЕ СЪЖИВЕМЪСЯ. Вероятно, ее надо понимать так: она посвящена Велесу, который одновременно является и волшебником («волосатый», «волошев»), и покровителем питания животных в качестве «скотьего» бога («в колос» – это можно сопоставить с обрядом славян оставлять последний сноп «Велесу на бородку»), и покровителем всякой «воли», всякого веселья. Иными словами, хотя Велес и почитаем, его роль уже иная.

Очень интересным памятником трипольской культуры оказалась женская глиняная фигурка в виде креста, найденная в слоях раннего Триполья в Щербановке [17, с. 62, рис. 13-13]. Надписи в виде узоров помещены на ее груди и спине:

Надписи на фигурке из Щербановки

Рис. 20. Надписи на фигурке из Щербановки

Надпись на груди фигурки читается ЛЕЛЯ – ЛЮБОВЬ. Действительно, Леля является богиней любви, а надпись на обнаженной груди это подчеркивает. На спине помещены названия трех богинь: ЖИВА, ЛЕЛЯ, КУБЕЛА (теперь, в периоде Б, ее имя пишется не КОБЕЛА, а КУБЕЛА). Тем самым перед нами крест с дырочками для его ношения на груди (за 2 тысячи лет до христианства!), а три имени богинь образуют своеобразную трипольскую ТРОИЦУ, состоящую из богини жизни (Живы), богини любви (Лели) и богини женского плодородия (Кубелы). Вероятно, данная фигурка предназначалась для ношения и являла собой мощный талисман, даровавший женщине здоровье (Жива), любовь (Леля) и плодовитость (Кубела).. Как видим, о том, что Леля когда-то была богиней-рожаницей в форме оленя, теперь никто не помнит. Боги в данный период объединяются в иные группы, но в раннем Триполье преобладают женские ипостаси богов.

Надпись на сосуде из Северной Молдавии

Рис. 21. Надпись на сосуде из Северной Молдавии

На более поздних сосудах из Триполья надписи читаются хуже, поскольку они гораздо сильнее имитируют узоры. Вот как, например, выглядит сосуд из Северной Молдавии, на котором помимо изображения животных нанесены и явные надписи [18, с. 17, рис. 7-4]. На наш взгляд, тут написано ДИДЬ и ЛАДО, имена двух славянских божеств. Правда, сверху на вазе изображены хвостатые животные, явно не напоминающие оленей (более похожие на собаку или лошадь). Не исключено, что они добавлены просто как некоторое украшение, не имеющее отношения к тексту надписи, либо изображая домашних животных. В таком случае это означало бы, что функции защиты диких животных, присущие Ладе и Лели, теперь перенесены на домашних. Возможно также, что узор на шейке сосуда, напоминающий знаки БО есть начало слова БОГИ.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.23MB | MySQL:11 | 0.477sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.636 секунд