В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 11, 2007

Славянская мифология и очень древние надписи

Автор 14:44. Рубрика Чтения новых текстов

Своеобразен и сосуд из Варваровки, имеющий оригинальный узор, который вполне возможно прочитать [18, с. 31, рис. 34-2]:

Сосуд с надписью из Варваровки

Рис. 22. Сосуд с надписью из Варваровки

Текст читается однозначно: ВОЛОСЕВЪ, что означает сосуд для осуществления каких-то ритуалов, связанных с Волосом. Возможно, что картинка в центре изображения и представляющая собой два круглых предмета, соединенных тройной связью, символизирует связь Велеса с тремя мирами, небесным, земным и подземным. Фигурка лошади наверху здесь, видимо, тоже не имеет отношения к тексту или, скорее, означает любой скот.

Подводя итоги рассмотрению надписей трипольской культуры, следует заметить, что теперь, в условиях земледелия и скотоводства, функции многих прежних богов и богинь изменились. Так, Велес уже связывается с колосом и с домашними животными, Лада тоже ассоциируется не с оленями. Вместе с тем, усиливается значение ряда богов, например, Живы. В то же время нам не встретилось ни одной надписи, посвященной Роду. Богиня Леля теперь выступает как центральное божество, связанное с любовью, ей посвящаются отдельные изображения, как это прежде в культуре Винча связывалось с Живой. Теперь Жива оказывается лишь спутницей Лели; другой спутницей становится богиня плодородия Кобела, имя которой трансформируется до Кубелы. Формируется представление о троице женских существ на основе культа Лели, причем появляется символика в виде женской фигурки, стилизованной под крест и предназначенной для ношения на теле. Иными словами, наблюдается существенная трансформация пантеона и культа даже по сравнению с культурой Винча.

Энеолит и бронза. Эти эпохи интересно рассмотреть по надписям на курильницах из Предкавказья, относящихся к катакомбной культуре эпохи средней бронзы. Сначала посмотрим, что написано на курильнице из неопубликованной пока работы Л.А. Новиковой [19, ил. 4]. Надпись гласит: БОГЪ, НЕБО ЗОВОТЬ ВЪ ГОРУ. МОЛИ! ВЪ ЧАРУ ВЪЛЕЙ И НОВА ДИВА ЧАЙ! ИДИ КО ЛИКУ ГОСЬПОДИ, ЛИКУ ЖИВОЙ КУБЕЛЫ! Таким образом, перед нами культовый предмет, предназначенный для воскурения жидких благовоний (которые рекомендуется влить в чашу в ожидании нового чуда); это благовоние должно лететь вверх («в гору») и достичь лика богини плодовитости Кубелы. Очевидно, курильницами пользовались женщины, желающие зачать ребенка.

Надпись на курильнице из Веселой Рощи II

Рис. 23. Надпись на курильнице из Веселой Рощи II

Некоторые курильницы, видимо, посвящались Лели. Сексуальная первооснова, которая подчеркивалась еще в трипольской культуре [17, с. 83, рис. 23-2], здесь становится основой орнамента [19, ил. 12]:

Курильница из Веселой Рощи III

Рис. 24. Курильница из Веселой Рощи III

На другой чаше из того же региона [20, с. 39, рис. 4] можно прочитать:

Надпись на курильнице из Предкавказья

Рис. 25. Надпись на курильнице из Предкавказья

БОГИ! Это означает, что в ней воскуривались благовония не персонально какому-то богу, а поочередно различным богам.

Подводя итог надписям катакомбной культуры можно отметить, что пока эта культура представлена немногочисленными экземплярами памятников, и преимущественно курильницами, так что делать выводы о культе и религии весьма сложно. Тем не менее, боги почитались, им воскуривались благовония, а Кубела все еще имела широкий круг почитательниц. Интересно, что в данном случае мы имеем регион более южный, чем обычно отводится праславянам, а именно Предкавказье, где бытовал культ Кубелы.

Что же касается территории Украины и России, то у нас археологические данные по этим регионам, к сожалению, отсутствуют.

Античность. Поздняя античность на славянской территории представлена черняховской культурой. Здесь из немногочисленных надписей нам удалось найти только одну, связанную с культом [21, с. 138, рис. 1]:

Надпись на сосуде из села Рыжовка

Рис. 26. Надпись на сосуде из села Рыжовка

Надпись из штрихов и точек означает: КИБЕЛА, БОГИНЯ! (точнее, видимо, будет передать не именительный, а звательный падеж КИБЕЛЕ, БОГИНЕ!). Как видим, культ поклонения богине плодовитости сохранился, но теперь эта богиня именуется уже совсем по-фригийски КИБЕЛА.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.22MB | MySQL:11 | 0.312sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.483 секунд