В эпоху железа в связи с еще большим похолоданием боги земного огня начинают преобладать, и на первое место в пантеоне богов выходит сын СВАРОГА, СВАРОЖИЧ ДАЖЬБОГ, ДЕЙ БОГ (он же ХОР, ГОР), связанный лишь со внешним ободком солнца, солнечной КОРОНОЙ. Теперь ГОР понимается уже не как СВАРОГ, а как его сын, но отождествляется с ДАЖЬБОГОМ. Местом почитания становится ГОРА (ПРИГОРОК), в частности, КРАСНАЯ (КРАСИВАЯ) ГОРА, позже – возведенные на ГОРЕ ХОРОМЫ, ХРАМ. Почитателями ХОРА становятся ХОРОВЫ, ХОРВАТЫ. При боге ГОРе живет и сказочный царь ГОРох. В связи с тем, что это эпоха РЫБ, частично восстанавливается обряд посвящения водой. Место бога ЗНОЯ занимает его сын ЗНИЧ.
В эпоху Киевской Руси главой пантеона становится ПЕРУН, бывший бог воздуха, человеческая ипостась СОКОЛА. Он является богом воинов и князей. Бог ГОР/ХОР окончательно отделяется от ДАЖЬБОГА и становится богом света ХОРСОМ. Остальные боги и богини отодвигаются на разные расстояния вплоть до полного их забвения русичами.
Заключение. Как видим, русский язык помог упорядочить названия богов славянского пантеона по их значению, а учет климатических и хозяйственных условий, а также двух тенденций – замене зооморфных богов на антропоморфных и женских на мужских – упорядочить эти названия по времени. Полученная схема верховных и некоторых второстепенных богов каждого периода является некоторым каркасом для дальнейших реконструкций и дает возможность создать со временем полноценную картину возникновения и существования славянской мифологии как духовных верований некоторой совокупности племен, предшествующих индоевропейским (арийским) и называвших себя соколами. Разумеется, как и во всякой реконструкции, в данной работе неизбежны издержки и неверные решения, которые, однако, могут быть скорректированы за счет сопоставления данной картины с другими, полученными иными методами.
По данной проблеме мы высказывались несколько раз. Так, оберег из Сунгаря, возможно, содержит слово БОГ, что может датировать не только данное слово, но и оберег-надпись верхним палеолитом, но до максимального Вюрмского оледенения [8]. Существуют и надписи более позднего, мадленского, времени, которые тоже подтверждают наличие в это время слоговой письменности [13]. Имеются надписи, относящиеся к изображениям палеолитических животных, сделанные, возможно, в средние века и прочитанные нами [9]. Существуют и другие надписи неолита, бронзы, железа, античности и средневековья, подтверждающие наличие многих славянских теонимов в глубокой древности [7]. Впрочем, нами были прочитаны и некоторые мифологические названия на средневековых изделиях [12]. Часть приведенных здесь примеров нами была предложена в работах [10] и [11], причем мы опирались на некоторые подмеченные нами лингвистические закономерности [14]. Ну, а в данной работе нам впервые удалось подметить некоторые закономерности в изменении пантеона богов, символики и мест отправления сакральных ритуалов от эпохи к эпохе. Это создает основу для наших дальнейших исследований.
Литература
1. Чудинов В.А. Некоторые астрономические термины русского корнеслова как выражение древнейшего взгляда на мир // Археоастрономия: проблемы становления. Тезисы докладов международной конференции (15-18 октября 1996 года)
2. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. Пер. с англ. М., 1981
3. Лосев А.Ф. Сирены // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Т.2. Изд. 2. М., 1997
4. Демин В.Н. Тайны русского народа. М., 1997
5. Чудинов В.А. Мировоззренческая основа названий славянских племен // Мир человека и человек в мире. Сб. ГАСБУ, М., 1997, с. 306-329
6. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996
7. Чудинов В.А. Мифология и очень древние надписи. М., 1998
8. Чудинов В.А. Палеолитический оберег из Сунгаря // Четвертые культурологические чтения. Культура и образование. Сб. Ин-та молодежи и ИППК МГУ. М., Социум, 1999, с.30-31
9. Чудинов В.А. Вилорог и ръкас из Каменной Могилы // Экономика. Политика. Культура. Сб. научных работ, вып. 3. М., 1998, с.85-94
10. Чудинов В.А. Фиксация в языке древнейшей культуры // Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности. Сб. научных трудов по материалам международной конференции ГАУ. М., 1997
11. Чудинов В.А. Глубинные слои русского языка как хранители древнейшей культуры // Вторые культурологические чтения.. Сб. ИППК МГУ. М., Диалог, 1997, с.31-37
12. Чудинов В.А. Надпись на ледницкой фигурке // Экономика. Политика. Культура. Сб.научных работ, вып. 2. М., 1998, с. 274-276
13. Чудинов В.А. Мадленские знаки из пещеры Марсуласа // Экономика. Политика. Культура. Сб. научных работ, вып. 2. М., 1998, с. 276-278
14. Чудинов В.А. Некоторые лингвистические закономерности // Четвертые культурологические чтения. Культура и образование. Сб. Ин-та молодежи и ИППК МГУ. М., Социум, 1999, с.34-35
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
21 запросов. 0.334 секунд