В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Славянская мифология и русский корнеслов

Автор 10:58. Рубрика Исследования по русскому языку

Уже на этих двух группах примеров можно видеть различие в понимании предметов и различие в степени их овладения: в палеолите это ОГОНЬ, средство для отпугивания животных; в неолите это ПОЛЫМЯ, средство для сжигания топлива, выжигания полостей, уничтожения части леса для получения свободного пространства. Еще более поздним представляется слово ЖАР, где видно родство глагола ЖАРИТЬ со словами ВАРИТЬ и ЯРИТЬ (СЕРДИТЬ). Тем самым ЖАР – это уже разновидность ОГНЯ или ПЛАМЕНИ, вполне приспособленная для обработки пищи. Тем самым для нашего предка ОГОНЬ, ПЫЛ и ЖАР – вообще говоря, разные предметы, ибо имеют различное использование; они и возникли в разные эпохи. Для нас же эти слова – синонимы, имеющие в лучшем случае различную стилистическую окраску. Конечно, знание происхождения названий весьма полезно для понимания различных мифологических и сказочных сюжетов. Скажем, ОГНЕННЫЙ КОНЬ. Для нас обычно это конь, изрыгающий из ноздрей пламя. Однако проведенные реконструкции показывают, что это не так: ОГНЕННЫЙ КОНЬ – это конь ОТГОНЯЮЩИЙ всех хищников и вообще всю нечисть. Если же он может обжечь своим дыханием, тогда он ЖАРКИЙ. А вот если он своим дыханием уничтожает, словно огнемет, тогда он ПЫЛКИЙ или ПЛАМЕННЫЙ. Ведь и страсть мы называем ПЫЛКОЙ или ПЛАМЕННОЙ, когда она ведет человека к гибели; в противном случае она ЖАРКАЯ, способная только опалить. А вот об ОГНЕННОЙ страсти обычно не говорят – такая способна скорее отогнать. Так что переносный смысл выражений тесно связан с прямым.

На основе этих примеров можно видеть метод, которым мы воспользовались: берется слово современного русского языка с изолированным значением, явно не соответствующим словам с близкой структурой; затем «проясняется» его смысл, то есть слово понимается по аналогии со словами близкой формы; затем этот смысл истолковывается на основе древней практики человечества и приблизительно определяется время этой практики; далее переосмысливаются близкородственные слова как названия продуктов той же древней практики; наконец, истолковывается переносный смысл современных слов как производный от древнего прямого смысла. Конечно, каждый этап связан с определенными сложностями; мы их проиллюстрируем только примером трудностей первого этапа. Так, слово КЛЮЧ вполне понятно: это прибор для открывания (или в переносном смысле решения) чего либо: КЛЮЧ ОТ ЗАМКА, КЛЮЧ К ЗАГАДКЕ, КЛЮЧ ГАЕЧНЫЙ («открывает», то есть отвинчивает гайку), КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ (позволяет решить, где размещается нота СОЛЬ первой октавы). Но вот встречается слово КЛЮЧ как водный источник, и этот смысл совершенно не подходит к названным. Означает ли это, что мы столкнулись с особым смыслом? Не совсем. Дело в том, что все предыдущие КЛЮЧИ построены одним способом: КЪЛ корень, ЮЧ суффикс (возникший из уменьшительного ИК, УК). Иными словами, КЪЛюч – это КЛЮКА (такой формой и обладали первые ключи). А водный источник – это кЛЮЧ, то есть ко-ЛУЧ, совокупность ИЗЛУЧИН, от глагола ЛУЧИТЬ, то есть ЛИТЬ. Два слова, КЪЛюч и кЛЮЧ – это омофоны, слова с одинаковым звучанием, но разной семантикой. Так что вычленение подлежащего анализу слова связано с проверкой, не являются ли его родственники омофонами.

Мировое яйцо. Существует идея о возникновении мира из мирового яйца, и она известна в славянской мифологии. Правда, первоначальные стадии мира, связанные с яйцом, из мифологии неясны; да и само яйцо больше связано со сказками и с языческими обрядами в христианстве. По сказкам в мировом яйце находится смерь Кощея Бессмертного; точнее, она находится на море на окияне, на острове на Буяне (мифологический центр мира), где растет зеленый дуб (мифологическое мировое древо); на ветвях висит (вариант: под корнями зарыт) сундук (явно позднейшее наслоение: у древних не было обычая хранить вещи в сундуках из-за отсутствия самих сундуков; вообще говоря, разного рода шкатулки и сундуки – хранители чего-то неприятного, можно вспомнить ящик Пандоры); в том сундуке заяц, а в зайце – утка (мифологические слуги Кощея; впрочем, утка изображалась на голове у западнославянского бога Радегаста, который, однако, поначалу считался Ризводицем, богом ссор и разводов). Вот в этой утке и находится смерть Кощея (кстати, по другим мифологиям, например, по финской, утка как раз и откладывает мировое яйцо; по египетской мифологии его откладывает «великий гоготун»; в ряде русских сказок известен мотив яйца, уроненного уткой в воду). Стоит только добыть яйцо и сжать его в руке, как Кощей чувствует страшную боль; если же только раздавить яйцо, как Кощей тут же умирает. Кощей вместе с Марой считался существом подземного мира, боровшимся со светлыми богами; он способен чуять «русский дух», то есть запах живого человека; однако его смерть есть смерть вселенной, ибо мировое яйцо раздавлено, так что Кощей должен быть воскрешен для продолжения существования вселенной, а также для равновесия сил света и тьмы. Потому он и бессмертен. Следовательно, мировое яйцо, даже будучи раздавленным, обязано возникнуть вновь; но это будет уже другой, обновленный мир.

Мотив преодоления жизни смертью, а смерти – жизнью высвечивается через загадку «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое», где разгадка – курица и яйцо. Здесь курица есть ЖИВОЕ, а яйцо – МЕРТВОЕ; но затем, однако, яйцо дает начало новой ЖИЗНИ. Так и Кощей: его смерть – в мертвом же яйце, но затем яйцо заменяется или воссоздается, и для равновесия вселенной возникает новый Кощей. Интересно отметить, что загадка имеет разгадку КУРИЦА и яйцо, а не УТКА и яйцо. Утиная охота расцвела в период мезолита, когда традиционные охотничьи промыслы исчезли в связи с заболачиванием местности, зато уток развелось множество; однако загадка фиксирует уже обновленную реальность, когда среди одомашненных птиц появились и куры. Ученые отмечают также, что символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая яйцу, определила его использование в погребально-поминальных обрядах. Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе. Такова же и семантика пасхальных яиц. Окрашенные и освященные в церкви яйца служат главной ритуальной пищей; следовательно, великий пост есть как бы «смерть», тогда как пасха есть «новая жизнь», символом чего и является яйцо. В.Н. Топоров даже считает, что в пасхальной обрядности восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

Другие исследователи отмечают, что в мифопоэтической традиции славян яйцо осмысливалось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогонических верованиях южных славян яйцо выступало прообразом космоса и отдельных его частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре СОЛНЦЕ называется БОЖЬИМ ЯЙЦОМ, звездное небо – решетом, полным яиц. По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа – это небо, пленка – облака, белок – вода, желток – земля. На наш взгляд, тут прослеживается интересная логика: яйцо выступает не как вся вселенная, а как звезда или планета. При этом наружная часть, скорлупа, ассоциируется с небом, а внутренняя, желток – с землей. Это вносит коррективы и в понимание мотива разбивания яйца: уходит в небытие не мир вообще, а конкретно Земля. Раздавливание же скорлупы можно сопоставить с гибелью неба, когда не хватает воздуха тому же Кощею.

Другой космогонический мотив яйца связан со временем. Русская загадка о годе гласит: лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят. Яйцо тут обозначает неделю, что связано с лунным календарем; сам же лунный календарь существовал во времена палеолита и мезолита. Кроме того, исследователи отмечают существование яйца в качестве оберега, защитника от всякого рода напастей: их клали в семенное зерно, в первую борозду, подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю, при выгоне скота катали яйца по хребту коров и быков; обносили яйца вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее. Добавляет ли что-нибудь в эту картину обращение к корням русского языка? Как говаривали древние римляне, начнем АВ ОVО, то есть С ЯЙЦА.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:12 | 0.437sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



21 запросов. 0.600 секунд