В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Славянская мифология и русский корнеслов

Автор 10:58. Рубрика Исследования по русскому языку

Яйцо в русском корнеслове. Рассмотрим слова ЯЙЦО. Запишем его так: ЙАЙцо. Мы видим, что кроме корня ЙАЙ существует еще суффикс ЦО с уменьшительным значением; ЯЙЦО – это маленький ЙАЙ. Что же такое большой ЙАЙ? – Произведем небольшую замену. Подобно тому, как имеется чередование И-Х в словах ИДТИ-ХОДИТЬ, предположим, что в близком родстве со словом ЙАЙ находится слово ХАЙ. Тогда мы получим интересные слова. Американцы при встрече говорят друг другу ХАЙ (НI!). Немцы говорят похоже, но чуть иначе: ХАЙЛЬ (НЕIL!). При этом глагол heilen означает «исцелять, врачевать», а heil - «будь здоров!». То же самое, что русская здравица ДА ЗДРАВСТВУЕТ! Интереснее всего это звучит по-украински: ХАЙ ЖИВЕ (ПУСТЬ ЖИВЕТ!). Получается, что при встрече люди желают друг другу здоровья, то есть ЯЯ. Точнее, жизни и процветания.

А у русских нет такого приветствия, чтобы явно слышался ЙАЙ или ХАЙ. Зато у русских есть оберег в виде троекратного произнесения ЯЯ, а именно АЙ-ЙАЙ-ЙАЙ! В каких случаях мы так поступаем? Обычно, когда совершим какую-то оплошность и, сокрушаясь, хотим ее исправить. Вот мы и заклинаем: ЖИВИ! ЖИВИ! ЖИВИ – А, кстати, велика ли дистанция от корня ЙАЙ до слова ЖИВИ? Мы уже приводили родственные слова типа ЙАРЬ-ЖАРЬ, где вполне возможно чередование Й-Ж. Конечный согласный Й столь же легко чередуется с В, а уж примеров с чередованием гласных в корне в русском языке достаточно. Правда, возникает вопрос: если так легко чередуется Й и В, то почему не говорить о переходе ЙАЙ в ВИВ? Действительно, такой переход возможен, но случился он не в славянских, а в романских языках, так что VIVО (по-итальянски) как раз и означает ЖИВО. А ВИВАРИЙ как раз и есть ЖИВАРИЙ (впрочем, русские его чаще называют живодерней). Так что корень ЖИВ оказывается просто фонетической трансформацией корня ЙАЙ. Но в таком случае получается, что славянская богиня ЖИВА есть то же, что и ЯЙЦО – символ вечно воскресающей жизни? Именно так! Ученые отмечают, что Жива (она же Дзиева или Дева) есть олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека, то есть весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса. Короче говоря, это именно символ возродившейся новой жизни. Правда, ЯЙЦО предполагает новую жизнь в момент ее зарождения, тогда как ЖИВА ее символизирует в первых ее ростках. Но это уже мелкие детали. ЯЙЦО есть символ жизни зооморфный (яйцо понимается как часть УТКИ), тогда как ЖИВА – образ антропоморфный. Варианты ЖИВА, ДЗИЕВА, ДЕВА – просто разные ступени фонетического развития слова ЙАЙ. Заметим, что еще в текущем тысячелетии в славянском и русском языках существовало личное местоимение ЙА с его склонением: ЙА, ЙЕЙО, ЙЕЙ, ЙЕЙУ и т.д. Если исходить из нашей этимологии, то ЙА – древнее существительное со значением ЖИВАЯ, которое использовалось в переносном смысле так часто, что стало просто личным местоимением. Особенно интересна форма дательного падежа, ЙЕЙ, отличающаяся от ЙАЙ всего одним гласным. Когда мы хотим поклясться, мы восклицаем: «да вот ЕЙ богу! ЕЙ же ЕЙ!» Это весьма интересное явление. Бог уже много тысяч лет понимается нами как мужчина, так что клясться мы должны «ЕМУ богу»! На самом деле мы, скорее всего, клянемся ЖИВОЙ, ДЗИЕВОЙ, ДЕВОЙ, ЕЮ как богами жизни, произнося все более древние названия этой богини. Так что ЕЙ БОГУ, вероятнее всего, обозначает: БОГИНЕ ЖИЗНИ.

Кстати, если допустить, что библейские названия божеств возникли не на семитской почве, а на индоевропейской, то и библейская ЕВА (в нашем написании ЙЕВА) пополняет список богинь жизни, став рядом с ДЕВОЙ, но предшествуя ей фонетически. В каком-то смысле библейская ЕВА тоже богиня жизни: от нее пошел весь род человеческий. Однако по греческой традиции боги могут создавать не только богов, но и героев; так что ЕВА уже и не богиня, но всего лишь ГЕРОИНЯ. Тем самым зооморфная линия мирового яйца развивалась по пути перехода в антропоморфное божество ДЕВУ и затем – в героиню ЙЕВУ. Однако существует еще библейский ЙОВ, что можно трактовать как бога жизни в мужском обличье, а также сочетание ЙЕВЫ и ЙОВА, ЙЕЙ-ЙОВА или ЙЕГОВА. Эта-то парочка из бога и богини жизни и является главным христианским богом, богом-отцом! Несколько иное произношение делает из имени ЙЕГОВА имя ЯХВЕ, якобы тайное имя бога-отца; но это не меняет сути. Так что христианский ЙЕЙ-ЙОВ и должен был создать своего человеческого двойника, ЙЕВУ-ЙОВА; однако по библейскому мифу вначале была создана не ЙЕВА, как должно быть из порядка перечисления имен детей в имени бога-отца, и не ЙОВ, что было бы хотя и не логично, но понятно, а АДАМ. Это последнее имя обычно толкуется из семитской этимологии, хотя оно тоже кое-что значит в русском корнеслове. Поскольку славянские корни не начинаются с гласных звуков, целесообразно подставить передний (протетический) согласный, которым обычно является Й; получается слово ЙАДАМ с корнем ЙАД. Этот последний корень широко известен: ЙАСТИ означает ЕСТЬ, КУШАТЬ, ЙАЗ – Я в смысле ЕДУН, ЕДОК (вспомним, что раньше число жителей считалось двояко, по МУЖИКАМ, и по ЕДОКАМ, и в число последних входили и младенцы, и старики, и женщины). Вероятно, АДАМ или ЙАДАМ – такой же безликий ЕДУН или ЕДОК в отличие от божественного ЙОВА. Что же касается ЙОВА, то это по христианской традиции – страдающий праведник, которого испытывает Сатана с ведома Яхве. Постепенно Сатана приводит Иова к потере ослов, овец и верблюдов вместе с погонщиками, сыновей и дочерей, заставляет болеть ужасной болезнью, короче, способствует его духовной гибели, но Иов выдерживает все испытания и возрождается к новой жизни; у него появляется и богатство, и дети (7 сыновей и 3 дочери), и он живет еще 140 лет. Иными словами, здесь мы видим тот же сюжет умирания и воскрешения, но в нравственном смысле. Теперь очевиден смысл замены: вместо богоподобных детей ЙЕВЫ и ЙОВА их отец ЙЕЙ-ЙОВА создал обычного ЕДУНА; вместе с тем, в эпоху патрилинейного родства многих индоевропейских народов (а мы придерживаемся мысли, что семиты заимствовали именно индоевропейскую мифологию, которую они позже изменили уже на своей почве) бог должен был вначале создать мужчину, а не женщину, так что ЙЕВА отодвинулась на второе место; но тем самым она уже не оказалась на первом, куда выдвинулся ЙОВ, и в замене на кого-то иного, скажем, на ЙДАМУ, не нуждалась.

С корнем ЙИВ связано название дерева ИВЫ. Вероятно, ИВА как раз и понималась как древо жизни. У ИВЫ самые гибкие ветки, и операция ПЛЕТЕНИЯ началась, видимо, с нее. Со словом ЙАЙ связано название одной славянской птицы, появившейся, вероятно, в мезолите и на сегодня выглядящей совершенно не по-славянски. Это – птица АЛКОНОСТ. Заметим, однако, что параллели северного произношения ЙАЙ и южного АЙ вполне могут быть приложимы к данному имени этой птицы, чье название мы реконструируем как ЙАЙКОНОС(Е)Ц. Иными словами, АЛКОНОСТ – это ЯЙЦЕНОС. Между прочим, до сих пор эта функция считается основной для АЛКОНОСТА. Вероятно, что замена АЛКОНОСТА на УТКУ произошла позже, а еще позже УТКА была заменена на КУРИЦУ. Но есть и еще одно название птицы того же рода – АИст, то есть ЙАЙист, ЯЙЦЕНОС.

Вообще говоря, слово УТКА, вероятно, произошло от слова ТКАТЬ, ибо в процессе ткачества между нитками основы просовывали УТОК. Он то нырял вглубь, то выныривал на поверхность. То же делает и УТКА. Однако в слове СЕЛЕЗЕНЬ сохранилась более древняя семантика, та же, что и в АЛКОНОСТЕ. В самом деле, слово СЕЛЕЗЕНЬ можно изобразить как СЬ-ЙЕЙ-ЙЕСЕНЬ, то есть С-ЯЙЦОМ-ЕСТЬНЫЙ. Это именно не СО-ЕСТЬНЫЙ, а С-ЙАЙ-ЕСТЬНЫЙ. Так что в процессе эволюции слово ЙАЙКОНОС было табуировано, а его эвфемизмом стало слово УТКА.

Интересно, что по мифологическим представлениям, ЯЙЦО находится в УТКЕ, а сама УТКА – в ЗАЙЦЕ. Но слово ЗАЯЦ можно записать как заЙАЙц, то есть ЗАЯЦ – это некто, находящийся ЗА ЯЙЦОМ или охотящийся ЗА ЯЙЦОМ. Следовательно, это антипод УТКИ: УТКА несет ЯЙЦА, ЗАЯЦ их похищает. То, что утка находится в зайце, символично: ЗАЯЦ не просто поглотил одно яйцо или группу яиц, он поглотил саму возможность нести яйца, заключив в себе утку. Ясно, что похищение яиц связано с угрозой для жизни всего живущего, и потому ЗАЯЦ обычно рассматривается как отрицательный мифологический персонаж, как слуга Кощея.

С яйцом, должно быть, связано и название мифологического камня АЛАТЫРЯ, которое также может быть реконструировано как ЙАЙАТЫРЬ. Это означает, видимо, что камень способен ЯТЬ ЖИВОЕ, то есть собирать вокруг себя все, связанное с жизнью. Так, в частности, из-под него текут реки с живой водой... Что же касается свойств камня Алатырь, то, по мифологии, это бел-горюч камень, который змеи лижут на Воздвиженье (27 сентября); насыщаясь, они излизывают его весь (так что вроде бы его на следующий раз не остается). С другой стороны, Алатырь упал с неба на остров Буян, и на нем начертаны письмена с законами бога Сварога. Так что он имеет не только метеоритное происхождение, но еще и является славянской писаницей с небесными законами. Наконец, считается, что под тем камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет, а из-под него текут источники, дающие миру пропитание и исцеление, то есть ЖИВАЯ ВОДА. Змеи же его гложут потому, что есть заклинание: «Кто сей камень изгложет, тот мой заговор превозможет». Стало быть, змеи поглощают куски этого камня для отмены предыдущих чужих заклинаний. Если он бел, то стало быть является светлым, добрым началом, а если горюч, то есть горяч, тепел, то проявляет особую мифологическую активность.

Завершая рассмотрение слов, связанных со значением мирового яйца, отметим еще слово ЯВЬ, или в нашем написании, ЙАВь. Это слово уже очень близко к слову ЙАЙ-ЖИЗНЬ, так что значение слова ЯВЬ будет тем же. Как известно, слово ЯВЬ в славянской мифологии обозначает наш, земной мир, тогда как мир небесный с его миропорядком называется ПРАВЬ, а мир подземный, мир мертвых, НАВЬ. Тем самым ЯВЬ – это мир живого. На наш взгляд, царство воды, водоплавающих птиц и яиц – это мезолит. В палеолите рождение мира, вероятно, было связано с животными. А мезолит начался с таяния европейского ледника, с образования огромных водохранилищ из стоячих вод и с заменой промысловых животных оленьего комплекса на промысловых же водоплавающих птиц. Вероятно, именно тогда вошли в мифологию предков славян различныеутки и гуси-лебеди.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.425sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.628 секунд