В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Славянская мифология и русский корнеслов

Автор 10:58. Рубрика Исследования по русскому языку

Представляет интерес и замечание, что лунный месяц составлял 28 дней. Это же число мы имеем и из других вычислений: месяц состоит из 4 недель по 7 дней. Очевидно, что в древности месяц был КОРОЧЕ современного, так как современный насчитывает 29,5 дней. Если же мы обращаемся к уже цитированной выше загадке о 4 яйцах по 7 цыплят в каждом, мы приходим к той же цифре 28. Но есть представления и о «тридевятом» царстве, то есть о числе 3´9=27, что, возможно, передает наиболее архаические представления о продолжительности месяца. В связи с этим возникает представление о том, что, возможно, в древности, Луна все-таки двигалась быстрее, то есть располагалась чуть ближе к Земле, и потому ее видимый диск был все-таки чуть крупнее солнечного.

Но если Луна является прародительницей, всеобщей матерью, то кто же является конкретным отцом, а кто конкретной матерью? В работе [1] мы показали, что отцом является НЕБО; это мы определили по морфологии слова, где корнем является ЙЕБ, а приставкой или, точнее, протетическим элементом, Н (как в чередовании ЙЕЙ-НЕЙ). А понесшей от него является ЗЕМЛЯ; это слово ныне мы знаем в озвонченном виде, но когда-то оно, видимо, произносилось как СЕМЛЯ, то есть съЕМЬля, СО-ИМЕЮЩАЯ, ПОИМЕВШАЯ, беременная. Отсюда проясняется и слово СЕМЯ с тем же смыслом СО-ИМЕНИЯ. В таком случае, СЕМЛЯ имеет и несколько другой смысл, ОСЕМЕНЕННАЯ. Мотив о браке НЕБА и ЗЕМЛИ известен по многим мифологиям; да и в славянской мифологии Земля понимается как МАТУШКА, а небо как БАТЮШКА. К тому же само славянское слово БАТЯ имеет тот же корень ЙЕБ, от которого остался только финальный звук Б; морфема АТ в данном случае означает, видимо, деятеля. Возможно, что прежде финальная часть этого слова от полного корня ЙЕБ выглядела не АТЯ, а АТЕЛЬ. Однако с тем же корнем существует слово и женского рода; правда, сам корень выглядит как ЛЕБ, а суффикс АТ как АДЬ; это слово ЛЕБЯДЬ. Его смысл должен быть сообразен полу; ЛЕБЯДЬ можно понимать как другую участницу соития, как понесшую. Иными словами, ЛЕБЯДЬ оказывается в той же роли, в какой и ЗЕМЛЯ, и тем самым выступает смысловым аналогом, но в зооморфном виде. Но если существует не только основное ЛОНО, но и СО-ЛОНО, то интересно будет проследить, существует ли СО-МАТЬ и СО-БАТЯ? С одной стороны, существует слово СОМА как божественный напиток, напиток богов, перебродившая медовуха; однако это слово не славянское, а индийское. У славян же есть слово САМА, применяемое к говорящему лицу для усиления личного местоимения Я; женщина о себе говорит: Я САМА. С точки зрения звукового родства САМА как СО-МА есть ЛЮБАЯ ЖЕНЩИНА как СО-МАТЬ. Что же касается СО-ОТЦА или СО-БАТИ, то таких слов мы не знаем. Это, вероятно, свидетельствует о довольно позднем происхождении таких терминов родства как ОТЕЦ и МАТЬ. Зато можно говорить о существах, прошедших СО-ИТИЕ: они СО-ЯТЫ. Это слово нам известно чуть в другом виде: СВЯТЫ. Иными словами, это СО-БОГИ, второй эшелон высших существ, состоящий, однако, из людей. Но это же и места поклонения богам, СВЯТИЛИЩА. В древности слово СВЯТ произносилось как СВЕНТ; мы знаем также французское слово с тем же смыслом, СЕНТ. Похоже, что слово ЯСЕНЬ имеет второй корень СЕН/СЕНЬ, тогда как первый можно представить как ЙАЙ. Если эта догадка верна, то ЙАЙ-СЕНЬ – это ЖИВАЯ СВЯТЫНЯ.

Термины с корнем ЛАК и СЫР. Особую группу существительных составляют сложные мифологические слова со вторым корнем ЛАК: ВОЛКОДЛАК, ВРЫКОЛАК и ВУРДАЛАК. ВОЛКОДЛАК – это человек-оборотень, превращающийся в волка; во время подобного превращения возможно лунное затмение. ВРЫКОЛАК известен в Болгарии как невидимый зловредный дух с одним глазом во лбу, живущий на водяных мельницах и превращающийся ночью в животных, которые пьют человеческую кровь. ВУРДАЛАК – это покойник, встающий от лунного света из гроба и бродящий по ночным домам, чтобы пить кровь младенцев. Всех этих мифологических персонажей объединяет то, что они пьют человеческую кровь и что они связаны с водой или Луной, и что они являются не реальным лицом, а его двойником – либо волком, либо животным, либо покойником. С точки зрения морфологии слова все перечисленные названия содержат корень ЛАК, который мы видим в глаголе ЛАКАТЬ, что означает ПИТЬ применительно к животным. Следовательно, все это животные, которые что-то пьют. Из семантики образов нетрудно догадаться, что именно они пьют – человеческую кровь. Поэтому все перечисленные персонажи – КРОВОПИЙЦЫ. Интересно отметить, что и слово ВОЛК можно представить как воЛЪК, то есть как ВО-ПИЙЦА, тот, кто ВПИВАЕТСЯ в добычу. Вторую часть слова ВОЛКОДЛАК, а именно ДЛАК можно понять как ОТ-ЛАК, то есть ОТПИВАЮЩИЙ КРОВЬ. Тем самым ВОЛКОДЛАК становится ВПИВАЮЩИМСЯ КРОВОПИЙЦЕЙ. Что касается слов ВРЫКОЛАК и ВУРДАЛАК, то в них осталось определить значение первой части. В слове ВРЫКОЛАК мы имеем корень РЫК и приставку В; это можно понять как ВО-РЫЧАЩИЙ или ВОРЧАЩИЙ КРОВОПИЙЦА. В слове ВУРДАЛАК первая часть, видимо, ВУР, что можно принять за несколько искаженное слово ВОР в значении НЕГОДЯЙ, БЕЗОБРАЗНИК; тогда как вторая часть ДАЛАК есть опять озвончение слова ОТЛАК, то есть ОТПИВАЮЩИЙ. Следовательно, ВУРДАЛАК есть ВОРУЮЩИЙ или БЕЗОБРАЗНИЧАЮЩИЙ КРОВОПИЙЦА. Это согласуется со вторым его именем, УПЫРЬ, что означает ТОТ, КТО УПИРАЕТ, то есть похищает, ворует. Т. о. ВОЛК, ВОЛКОДЛАК, ВРЫКОЛАК и ВУРДАЛАК – это славянские имена вампиров разного рода, кровопийц, убивающих людей путем высасывания их крови.

Другой корень, обозначающий влагу, это СЫР в словах СЫРОЙ, СЫРОСТЬ. Возможно, что более древний корень имел вид СИР. От этого корня происходит название греческих СИРЕН и славянской птицы СИРИН. Мифологический словарь поясняет: «СИРЕНЫ – в греческой мифологии демонические существа, рожденные рекой АХЕЛОЕМ и одной из муз: МЕЛЬПОМЕНОЙ, ТЕРПСИХОРОЙ или дочерью СТЕРОПА. СИРЕНЫ миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери музы – божественный голос. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв» [3, с. 438]. Тем самым мы тут видим связь и с водной стихией, и с поеданием людей. Что же касается птицы СИРИН, то исследователи установили связь этого названия с названием греческих сирен. Подобно СИРЕНЕ птица СИРИН убивает своим пением так, что существо, увлекшееся этим пением, умирает в блаженстве. Это сближает СИРИН с ЛАКАМИ, например, ВРЫКОЛАКОМ, КРОВОПИЙЦЕЙ-ВОРЧУНОМ. По всей видимости, этот вид мифологических существ-миксантропов появляется в мезолите.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.146sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.307 секунд