В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Славянская мифология и русский корнеслов

Автор 10:58. Рубрика Исследования по русскому языку

Слова с корнем, начинающемся на МА. В определении мифологических прародителей было бы интересно установить смысл многих слов, начинающихся с МА, таких как МАТЬ, МАГ, МАМОНТ, МАРАЛ. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Однако, начнем с глагола МАЗАТЬ, означающего НАНОСИТЬ на какую-то поверхность ЖИДКОЕ или ПАСТООБРАЗНОЕ вещество. Отсюда мы имеем производные слова типа МАЗЬ или ПОМАДА – само наносимое вещество, МАСКА (то же самое), МАССА или МАСЛО (вещество перед нанесением) и т.д. Есть слова ЗАМЫЗГАННЫЙ или ЗАМУСОЛЕННЫЙ со смыслом ИЗМАЗАННЫЙ, отсюда и слово МОЗГ в смысле МАЗЬ, МАЗИЛКА, и слово МЫСЛЬ как разновидность МАСЛА. Но близким к значению ПОМАДА и МАЗЬ должно быть и слово МАГЬ, означающее такую же мазилку. Отсюда можно предположить наличие слова МАГИТЬ в смысле МАЗАТЬ, и слова МАГ в смысле МАЗАТЕЛЬ. Правда, эти слова не из славянского лексикона. У славян были слова близкого смысла, но чуть иной формы: тот, кто МАЗАЛ, то есть наносил МАСЛО или делал МАСКУ ( яркую раскраску лица и тела), назывался МАСТЕР или, позже, с переходом согласных СТ в ТТ или Т, МАТЕР. В русском языке такое слово до сих пор существует в качестве основы косвенных падежей при склонении слова МАТЬ: МАТЕРИ, МАТЕРЬЮ и т.д. Еще позже слово МАТЕРЬ сократилось до МАТЬ. Таким образом, мы имеем два слова со смыслом МАЗАТЕЛЬНИЦА: МАГ и МАТЕРЬ. В одной из надписей нам удалось прочитать древнее название богини Макошь как МАГУЖЬ, что как раз и означает МАГИНЯ. Тем самым внесено уточнение: два слова имеют форму МАТЕРЬ и МАГУЖЬ.

Спрашивается: зачем нужна функция МАЗАТЕЛЯ? На наш взгляд, это важнейшая функция жрицы во время инициации. Факт принятия в общину удостоверяется обрядом ПОМАЗАНИЯ. Пережиток этого обряда сохранился в христианстве; о весьма уважаемых лицах говорят, что они являются ПОМАЗАННИКАМИ БОЖЬИМИ. Тем самым любой ПОМАЗАННИК есть лицо официально признанное данной общиной. А сам МАЗАТЕЛЬ – это, разумеется, верховный жрец. Тем самым МАГУЖЬ (Макошь) и МАТЕРЬ – это имена великих жриц во время инициации. Слово МАТЕРЬ, как мы видели, вполне могло сокращаться до слова МАТЬ, что в детском произношении дает слово МАМА. Вполне понятным с этой точки зрения может быть и слово МАМОНА – БОЛЬШАЯ МАМА, поскольку суффикс ОН придает смысл увеличения, укрупнения. Отсюда уже один шаг до понимания притяжательного прилагательного МАМОНТ – нечто, принадлежащее БОЛЬШОЙ МАМЕ. Тем самым МАМОНТЫ в древности, видимо, понимались как ЖИВОТНЫЕ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ, то есть ЖИВОТНЫЕ ВЕЛИКОЙ ЖРИЦЫ ПОСВЯЩЕНИЯ.

Весьма близкий смысл к глаголу МАЗАТЬ имеет глагол МАРАТЬ со значением ГРЯЗНИТЬ, ПАЧКАТЬ, МАЗАТЬ чем-то грязным. С этой точки зрения МАРАЛ – ИЗМАЗАННЫЙ или ПОМАЗАННЫЙ, МАРА – ИЗМАЗАННАЯ. Вполне можно предположить, что МАРАЛ – это как раз и есть ПРОШЕДШИЙ ИНИЦИАЦИЮ. Однако, как нам кажется, эти животные стали считаться священными в эпоху, следующую за почитанием мамонта. С другой стороны, слово МАРА можно понимать как ЗАМАРАННАЯ, ИСПАЧКАННАЯ. С последним корнем, МАР/МОР связано представление о нечистом и о СМЕРТИ. С одной стороны, это богиня МАРА, МАРЕНА, МОРА, МОРЕВНА; с другой стороны – МОРОЗ как бог смерти от замерзания.

Со словом МОРОЗ тоже связаны слова негативного смысла ЗАМЕРЗАТЬ, МЕРЗКИЙ, МРАЗЬ. Здесь интересно рассмотреть и греческое слово МЕДУЗА (ГОРГОНА), имя которой В.Н. Демин ассоциирует с русскими корнями МЕД и УЗ [4, с. 109]. Однако, если исходить из способности Медузы превращать своим взглядом предметы в камень, то скорее всего она по этой функции близка к МОРОЗУ, т.е. к существу, превращающему предметы в лед. Тогда ее имя должно быть не МЕДУЗА, а скорее МЕРУЗА, что является просто другим вариантом МОРОЗА. Кроме того, на Руси Медузу называли «рыбой Мелузиной»; здесь мы видим довольно распространенное чередование Р и Л, что подтверждает реконструированную форму МЕРУЗА. А это, в свою очередь, создает женско-мужскую пару МЕРУЗА-МОРОЗ. Можно рассмотреть и вторую половину имени, ГОРГОНА, которые, по Демину, образованы из русских корней ГОР и ГОН, т.е. ГОРЕТЬ и ГНАТЬ. С нашей точки зрения, однако, семантика корней ГОР-КОР-ХОР одинакова и означает не просто КРУГ, но солнечную КОРону, так что МЕРУЗА ГОНит солнечную КОРону, солнечный свет. Иными словами, мороз побеждает Солнце. Именно поэтому, на наш взгляд, рисунок головы Медузы-Горгоны представляет собой солнечную корону (где протуберанцы превратились в змей – настолько неприязненно греки относились к этой богине Гипербореи), поверх которой имеется голова МЕРУЗЫ, что символизирует победу МОРОЗА над КОРОНОЙ.

Близкий к исходному смысл передает и корень МРАК, означающий загрязнение, тьму, и глагол МОРГАТЬ, передающий смысл снятия загрязнения с глаз. Возможно, по аналогии подергивания огня можно понять как МОРГАНИЯ или МЕРЦАНИЯ, временные затмения, когда свет МЕРКНЕТ. Этот меркнущий свет можно понимать как бога МОРГАЛО, а его спутника, бога второго эшелона, как СО-МОРГАЛО или СЕМАРГЛА. В славянской мифологии бог МОРГАЛО, которого можно было бы ассоциировать с земным огнем, неизвестен, зато известен бог СЕМАРГЛ как бог огня в переносном смысле, бог душевного пламени. С другой стороны, можно понять название МОН как обозначение помазанного члена общины. Тогда МОН (или в более продвинутой форме МАН) есть ВЕЛИКИЙ ПОМАЗАННЫЙ, а слово МОНЖЬ (перешедшее затем в слово МУЖЬ, МУЖЧИНА) есть производное со значением ЛЮБОЙ ЧЛЕН ОБЩИНЫ ВООБЩЕ (подобно тому как из слова ЖЕНА образуется слово ЖЕНЖЬ, а затем ЖЕНЩИНА как ЖЕНА ВООБЩЕ). Наконец, наиболее поздним смыслом помазания обладает слово МАСЛЕНА (т.е. ПОМАЗАНА), так что МАСЛЯНИЦА – это ПОМАЗАННИЦА. Иными словами, это исторически не сама МАРА, а ее жрица.

Проблема МОРЕ-ОКИЯНА. Слово МОРЕ имеет корень МОР, который ассоциируется у славян с МОРОМ, то есть массовой гибелью людей и животных. Возможно, что в отличие от ВОДЫ и ОЗЕРА, являвших собой обычный путь древних людей, МОРЕ всегда мыслилось МОРОМ, массовой гибелью моряков. Иными словами, дальше побережья древние люди в открытое море не выходили, и ничего кроме каботажного плавания не предпринимали.

Что же касается слова ОКИЯН, то его можно представить себе как оКИЙан, то есть состоящим из корня КИЙ, приставки О и суффикса АН. Иными словами, надо сначала понять корень КИЙ, тот самый что образует корень столицы Руси Киева. На первый взгляд, есть еще лишь одно существительное с этим корнем, это слово КИЙ, палка, употребляемая при игре на биллиарде, однако смыслы этих слов как-то ускользают. На наш взгляд, есть глагол с соответствующим значением, однако для того, чтобы понять, что это тот самый, нужный нам глагол, его необходимо написать определенным образом. Мы имеем в виду глагол КИНУТЬ в написании КИЙНУТЬ. Если наш выбор верен, тогда биллиардный КИЙ – это просто КИДАЛКА; столярный инструмент КИЯНКА (КИЙАНКА) – нечто, постоянно КИДАЕМОЕ, КИЕВ – это КИДАЛОВ, а ОКИЯН (ОКИЙАН) – то, что ОКИНУТО (РАСКИНУТО) во все стороны, то есть ПРОСТОР. В этом смысле понятно, почему Землю представляли себе островком суше посреди ОКЕАНА – имелась в виде Земля в необъятном ПРОСТОРЕ. Но тогда понятным оказывается и слово СКИТАТЬСЯ – перемещаться по огромному ПРОСТОРУ, и слово КИТ, которое можно записать как КИЙТ – принадлежащее КИЮ, ПРОСТОРУ, животное бескрайних пространств. Ясно, что в ОКИЯНЕ существуют КИТЫ. И если мы хотим передать идею о том, что Земля находится В НЕОБЪЯТНОМ ПРОСТОРЕ, мы должны сказать, что она покоится В ОКЕАНЕ, и держится на животных этих бескрайних просторах, то есть на КИТАХ. А почему кита три? – Видимо, по числу миров: один КИТ плавает в океане неба, другой – в наземном океане, третий – в подземном. Тогда становится понятной семантика и слов с корнем КАЙ: КАЯТЬСЯ – СКИТАТЬСЯ; ПРИКАЯТЬСЯ – ОСТАНОВИТЬСЯ в своих СКИТАНИЯХ, ПРИБИТЬСЯ к чему-то постоянному; НЕПРИКАЯННЫЙ – не остановившийся в СКИТАНИЯХ; ОКАЯННЫЙ – осужденный на СКИТАНИЯ.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.370sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.550 секунд