В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Славянская мифология и русский корнеслов

Автор 10:58. Рубрика Исследования по русскому языку

Что же означает слово СОКОЛ с позиций русского корнеслова? Корень КОЛ означает КРУГ; мы говорим КРУГЛЫЙ ГОД, понимая год завершенный, завершивший очередной круг. Богом года, времени у славян является КОЛЯДА, в названии которого проглядывает тот же корень КОЛ. Смысл КРУГА виден и в других словах с корнем КОЛ: КОЛЕСО, КОЛБА (КРУГЛАЯ), КОЛБАСА, КОЛ (КРУГЛАЯ палка). Но вот интересное латинское слово того же корня СОЕLО (где О перешло в ОЕ) – НЕБО. Очень может быть, что у индоевропейцев корень КОЛ понимался и в смысле неба. Но тогда СО-КОЛ – это СО-НЕБЕСНЫЙ, это символ НЕБА. Да ведь и сокол понимается как птица, поднимающаяся высоко в небо и не летящая, а падающая сверху на добычу со сложенными крыльями. Поэтому СОКОЛ вполне может быть выражением бога НЕБА, некой параллелью к греческому УРАНУ. Но отсюда становится понятным, что небо может породить ЛУНУ и СОЛНЦЕ, как это мы видим в различных неславянских мифологиях. Кроме того, следует учесть, что НЕБО должно быть связано со стихией ВОЗДУХА, а не ВОДЫ или ОГНЯ. Тем самым, СОКОЛ олицетворяет НЕБО, это зооморфная ипостась КОЛЯДЫ. Богу КОЛЯДЕ соответствует и мифологический прародитель КОЛАКСАЙ, или, как мы решили, исходя из предположений о несовершенстве греческой записи, КОЛЬСКАЙ/КОЛЬСКИЙ. Вероятно, КОЛЯДА как верховный бог существовал небольшой срок между РОДОМ и ЯРОМ; позже его культ сохранился, и даже с пережиточным почтением, но уступил место вначале ЯРУ, потом СВАРОГУ и, наконец, ДАЖЬБОГУ.

Вариантом корня КОР является корень КУР. Мы знаем слово КУРИТЬ в значении ДЫМИТЬ и слово КУРИТЬСЯ в значении ДЫМИТЬСЯ (например, “вулкан курится”). С этой точки зрения КУРНАЯ изба — это изба прокопченая, задымленная. Но эти смыслы не объясняют происхождение названия мифологической птицы — курицы. Однако есть слово КОРИТЬ в смысле КОЛОТЬ, так что УКОР означает некоторый моральный УКОЛ. В таком случае корень КУР очень близок к корню КУЛ в слове КУЛЬ. В таком случае КУРА или КУРИЦА — что-то вроде КУЛЯ и КУЛИЦЫ, нечто ОКРУГЛОЕ. С этой точки зрения такое ОКРУГЛОЕ лучше подходило на роль ЯЙЦЕНОСА, чем УТКА, в названии которой на первое место ставилось НЫРЯНИЕ подобно УТКУ при ткачестве.

Проблема ДАЖЬБОГА. Попробуем теперь понять смысл названия ДАЖЬБОГ. Второй корень, БОГ, понятен – это бог. Само по себе слово БОГ с нашей точки зрения не заимствовано из иранских языков, а является существительным от глагола БЕГАТЬ; иными словами, БОГ – это УБЕЖИЩЕ от любых бурь. Но первый корень ДАЖЬ ясен не совсем. Многие исследователи его понимают как повелительную форму глагола ДАТЬ, как ДАЙ! На первый взгляд это очевидно, но после некоторого размышления начинает смущать форма, ибо ни одно название богов не содержит глагола в повелительном наклонении, а является отглагольным существительным. Есть, правда, близкое существительное ДОЖДЬ, однако ДАЖЬБОГ не является богом урожая или полива растений. Если поискать подальше, можно столкнуться с прилагательным ДЮЖИЙ и с глаголом ДЮЖИТЬ, ВЫДЮЖИТЬ, то есть со смыслом СИЛЬНЫЙ, ОСИЛИТЬ. Есть в украинском языке и наречие ДЮЖЕ, то есть СИЛЬНО, ОЧЕНЬ; в русском есть существительное ДЮЖИНА, что означает ДВЕНАДЦАТЬ, а дословно может быть понято как СИЛА. В таком случае ДАЖЬБОГ – это СИЛЬНОБОГ. Бог по имени СИЛЬНОБОГ славянам известен, его принадлежностью является копье [5, с. 383-384]. Что же касается Даждьбога, то он считается богом сезонных изменений, богом свадеб. По «Слову о полку Игореве» русские являются внуками ДАЖЬБОГА. Однако он постоянно борется с Марой, иногда ее побеждает; словом, ведет себя именно как СИЛЬНОБОГ, как ДЮЖИЙ БОГ. На первый взгляд, это роднит его не столько с именами богов, сколько с обозначением их функций; такими теонимами выступают слова БЕЛБОГ, ЧЕРНОБОГ, ЧИСЛОБОГ, СИЛЬНОБОГ и т.д. Однако нас не устраивает наличие двух сильнобогов: СИЛЬНОГО и ДЮЖЕГО. Поэтому мы ищем другой ответ: у южных славян, например, сербов, звук А заменяет наш звук Е; например, русское слово ДЕНЬ по-сербски звучит как ДАН. С другой стороны, ЖЬ могло произойти из Й, так что ДАЖЬ можно понять как ДЕЙ. Тем самым на месте ДАЖЬБОГА мы имеем форму ДЕЙБОГ или ДЕВБОГ, что роднит его с индийскими или персидскими дэвами. Да и у славян есть такая ипостась Сварога как Дый или Див [6, с. 101]. Так что Дажьбог – родственник дэвов.

Проблема богов воздуха. Одним из них является ПЕРУН. Слово ПЕРУН имеет корень ПЕР и суффикс УН, напоминая слова ПЕРНАТЫЙ, ПЕРО. Близкие корни ПАР, ПАРИТЬ, ПАРЕНИЕ. Возможно, ПЕРУН стал заменой бога-отца СОКОЛА, его человеческим воплощением. Перун почитался производителем всех воздушных явлений, включая гром и молнию. Возможно, что в его честь названы его святилища, болгарский город-крепость ПЕРНИК, а также русское святилище ПЕРЫНЬ. Вероятно, ПЕРУН был богом прежде всего спокойного воздуха (хотя и грозы тоже). Движущийся воздух воспринимался как то, что производит выветривание, стирание. Само явление в русском языке обозначается как ВЕ-ТЕР, то есть то, что ВЫТИРАЕТ (например, влагу с рук и лица после умывания). Близко по значению и название бога, который СТИРАЕТ – СТРИБОГ, то есть СОТРИ-БОГ. Вероятно, и ПЕРУН, и СТРИБОГ появляются в пантеоне тогда, когда господствует стихия ВОЗДУХА. Возможна, однако, и другая этимология: ПЕРУН как ПЕРВУН, как ПЕРВЫЙ из всех богов.

Боги земного огня. Мы уже перечисляли богов Солнца – ЯРА (родственного египетскому РА), СВАРОГА и ХОРСА (первоначально бога солнечной короны, родственного египетскому ГОРУ). Говорили и о боге внутреннего огня СЕМАРГЛЕ. Однако собственно ОГОНЬ имеет корень ГОН, который может сократиться до ГЪН, а затем озвончиться до ЗН, что дает слово ЗНОЙ. Этим словом обозначается дневной ЖАР летом, противоположный МОРОЗУ зимой. Можно предположить, что земным богом огня когда-то был ЗНОЙ. Однако в славянской мифологии известен бог с другим именем, ЗНИЧ, что по аналогии с парой СВАРОГ-СВАРОЖИЧ можно понять как СЫН ЗНОЯ. ЗНИЧ понимался славянами как вечный источник жизни, податель тепла и света, словом, ОГОНЬ в его переносном смысле негасимой жизни в противоположность МАРЕ как вечной смерти. Именно в храмах ЗНИЧА появляется неугасимый ОГОНЬ в честь павших воинов.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.426sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.608 секунд