В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 15, 2007

Славянские узлы на русских и шведских памятниках

Автор 16:19. Рубрика Исследования по русскому языку

Рассмотрим еще два шведских камня. На камне из Готланда, рис. 8-1 [2, с. 88, рис. 32], мы читаем: МОГИЛА СЬЛАВЯНЪ. ВИКИНЪГИ-ВОИНЫ. БЕЛОРУСЬ, РУНИКИ, рис. 8-2. На камне из Упланда, рис. 8-3 [2, с. 81, рис. 31], можно прочитать: РУНИКА ВЪ БЕЛОРУСИ. ПЕЧАТЬНА, ВЫВЕРЕНА, рис. 8-4. Это может навести на предположение, что какая-то часть Швеции в некоторый период XI в. могла принадлежать восточной Руси и потому называться Белорусью (Восточной Русью). Однако это предположение необходимо проверить. Но если оно верно, то концентрация рунических памятников с узлами и петлями в районе Упланда и Готланда становится вполне понятной: славяне предпочитали хоронить своих сородичей на временно славянской, но исконно шведской земле, имея надписи двух типов, рунами и узлами.

Подведем некоторые итоги рассмотрению надписей на шведских камнях. Несмотря на то, что камни находятся в Швеции (или в Польше), а письменные знаки на них представляют собой старшие или младшие скандинавские руны, сами петли могут быть прочитаны как славянские тексты, которые содержат информацию об этнической принадлежности погребенных. А между тем, по свидетельству С.М. Тодоровой, «современные скандинавские исследователи отрицают всякий смысл этой орнаментики, кроме орнаментального» [5, с. 7]. Тем самым, нам удалось показать наличие смысла в казалось бы произвольных петлях орнамента, а, кроме того, получить важную информацию о существовании славянских отрядов в составе дружин викингов, причем отрядов разных: киевлян (т.е. русских), чехов, склавенов (ободритов). Замок с перемычкой в самом низу орнамента может быть прочтен как надпись МОГИЛА СЛАВЯН.

Наше чтение надписи на камне из Готланда и Упланда

Рис. 8. Наше чтение надписи на камне из Готланда и Упланда

Заметим, что часть славян была крещена и имела на могильных плитах знак в виде мальтийского креста. Другая часть, видимо, языческая, имела в качестве небесных покровителей каких-то животных. Однако для более точного выяснения соответствия животных каким-то славянским этносам необходимо провести более подробное исследование. Всего же в Швеции содержится около 600 рунических камней с петлеобразным орнаментом.

Вернемся теперь к надписям Руси, особенно юга. На ритоне из самого большого кургана Чернигова, получившем название Черной Могилы и раскопанного в 1872-1873 гг. Д.Я. Самоквасовым, можно видеть изображение, которое мы разбили на две части, рис. 8-1 [6, с. 225]. Ниже помещены комментарии В.Я. Петрухина, который поместил анализу изображения целую статью [6]. Оценивая изображение в целом, он замечает, что «не может быть и речи о стремлении в духе «исторической школы» конкретизировать мотив на ритоне до такой степени, чтобы интерпретировать его как изображение победы Святослава над Хазарским каганатом в 965-966 гг. Несомненно, однако, что этот мотив неслучайно оказался актуальным для формирующегося древнерусского искусства; неслучайно ритон с этим хазарским мотивом занял центральное место в ритуале богатейшего русского кургана» [6, с. 216]. Тем самым ритон косвенно датирован серединой Х века. На наш взгляд, он содержит узелковое письмо, которое мы и попытаемся прочитать.

Мы читаем: РУСЬ ХОЗАРЕВУ ВЪЛОЖАТЬ ВЪ РУСЬ ЗЕЛО, И ХОЗАРЕ БУДУТЬ НАШИ, рис. 9-2. Последовательность чтения устанавливается буквами. На наш взгляд, в надписи как раз и отмечается промежуточный этап действий Святослава, когда Хазария еще не была полностью подчинена Руси, и потому на ритоне начертан только план действий. В таком случае композиция становится важным историческим документом.

Интересно отметить и другой момент: присутствие грифонов и узлов, что является элементами так называемого «тератологического стиля». Между тем, как отмечают исследователи, «первые древнерусские рукописные книги тератологического стиля создаются в XII в., почти одновременно с таковыми же у болгар» [7, с. 136]. Тем самым здесь мы видим основы этого стиля в изделиях прикладного назначения, содержащего узелковые тексты.

Наше чтение надписи на ритоне из Черной Могилы

Рис. 9. Наше чтение надписи на ритоне из Черной Могилы

Заключение. Итак, узелковое письмо существовало на Руси еще в Х веке, до походов Святослава и писали им на ценных изделиях типа ритона; в XI в. мы встречаем это письмо на надгробьях на территории нынешней Швеции; в XII в. оно распространяется на рукописные книги Руси. Тем самым можно констатировать, что оно существовало не менее трех веков, причем в тех разновидностях документов, которые либо не были продублированы кириллицей, либо вообще существовали до введения кириллицы. Даже те сведения, которые мы получили после прочтения нескольких узелковых надписей, достаточно важны для русской истории. Это заставляет обратить на него особое внимание.

Литература

1. Барашков А. Узелковое письмо древних славян // Наука и религия, 1992, № 4-5

2. Руны. Сост. Анна Кайа. М., 1998

3. Чудинов В.А. О названии славянских слоговых знаков // Третьи культурологические чтения. Сб. кафедры культурологии ИППК МГУ серии «Науки о культуре и человеке». М., 1998

4. Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки // Энциклопедия русской мысли. Том 1. М., 1993

5. Тодорова С.М. К вопросу о семантике орнаментики рунических камней земли Упланд (Швеция, XI в.) // Проблемы развития зарубежного и русского искусства. СПб, 1995

6. Петрухин В.Я. К начальной истории русского искусства. Ритон из Черной могилы и тюркско-иранская традиция // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1995

7. Ильина Т.В. О Псковской книжной графике XIII-XV вв. // Культура средневековой Руси. Л., 1974

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:12 | 0.409sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



21 запросов. 0.569 секунд