В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 8, 2009

Исследование камней-следовиков

Автор 11:47. Рубрика Священные камни

Analysis of the trace-stones.

Исследование камней-следовиков

В.А. Чудинов

Во время моих экспедиций мне многократно попадались камни-следовики. Однако я познакомился с ними гораздо раньше и заочно. Под следоваками краеведы обычно понимали камни с отпечатками копыт или лап животных, а также ступней или кистей рук человека. Археологи, обычно проявляющие очень незначительный интерес к культовым камням, чаще всего считают подобные следы природными образованиями, тем самым сразу исключая их из своего рассмотрения. Но даже и признание следовиков артефактами не позволяет археологам добавить ничего больше к самой констатации факта.

Поскольку в дальнейшем я хотел бы рассматривать камни-следовики более детально и по результатам уже собственных экспедиций, я приведу раздел моей книги о священных камнях (СВЯ, с. 80-95) с сохранением нумерации рисунков.

Камень у деревни Поздышево. Там, у деревни Поздышево на Каргополье находится «небольшой гранитный камень с выемкой, напоминающий отпечаток босой стопы с одним пальцем. След приписывается Александру Ошевенскому и поныне почитается. Дождевую воду из углубления собирали и использовали для лечения различных болезней. Рядом с камнем, у озера Александровского, расположен источник, близ которого святой будто бы заночевал. Здесь установлен деревянный крест, к которому приносят "по завету" одежду, полотенца, деньги. Родниковая вода считается "святой"»50.Этот камень, как и предыдущий, исследователь связывает с культом бога Велеса/Волоса. Проверим, так ли это.

sledoviki1.gif

Рис. 31. Мое чтение надписей на камне у деревни Поздышево

Как видим из фотографии, камень очень небольшой. На врезке вверху я показал практически всю поверхность камня в обычном цвете, а на врезке внизу - ее же, но в обращенном цвете. Надписи я читаю сначала в обращенном цвете. В левой рамочке нижней врезки начертано РУСЬ, МАКЪЖЬ, тогда как в овальном углублении камня - МАКОШЬ (вероятно, это наиболее поздняя надпись). В вертикальной рамочке справа нижней врезки видны знаки слов РУНЕ МАКЪШИ, то есть НАДПИСИ МАКОШИ. В крупной рамочке верхней врезки можно прочитать слова МАКЪЖЬ, РУСЬ. Наконец, в центральной рамочке нижней врезки читается имя ПЕРУНЪ. Возможно, что это - недочитанное слово ПЕРУНОВА РУСЬ, то есть камень мог быть тоже привезен из Тверской Карелии. Обычно на камне Макоши 1-2 раза можно прочитать и имя Перуна.

Вообще говоря, на небольшом камне и надписей мало. Репертуар надписей таков: РУСЬ, МАКОЖЬ. МАКОШЬ. РУНЕ МАКОШИ. ПЕРУН. Всего - 6 слов. Этот камень производит впечатление переносного, и в этом смысле напоминает камень «Степан». Однако вряд ли он был огранен для нахождения в храме (слишком мало надписей). Это - очень типичный камень-следовик; но впервые мы сталкиваемся с тем, что надпись нанесена прямо внутрь следа.

Таким образом, В.В. Шевелев неправ: в последних двух случаях под камнями Велеса он понимал камни Макоши. Название местности могло характеризовать некое святилище Велеса (хотя пока мне такое неизвестно), вокруг которого могли находиться камни, посвященные иным божествам. В этом смысле ситуация весьма аналогична христианской: ведь в храме, посвященном одному святому, можно найти изображения практически всех других святых, не говоря уже об иконе Спасителя.

sledoviki2.gif

Рис. 32. Камень-следовик из Демянского района Новгородской области и мое чтение надписей

Камень Демянского района. Этот камень, найденный И.Д. Маланиным в Новгородской области близ деревни Новосел, назван "следовиком" и его описанию предшествуют общие рассуждения. «Изучая легендарные, в том числе и культовые камни, исследователи уже обращали внимание на возможность соотнесения сказочного и мифологического материала с археологическими реалиями, на то, что упоминание в источниках фольклорного названия Алатырь может быть связано с известным у восточных славян почитанием культовых камней, с существованием святилищ, основанных вокруг таких камней»52. Упомянув о ряде камней и приведя их фотографии, этот исследователь заканчивает свое рассмотрение словами: «мифологическому Алатырю соответствуют на земле реальные культовые камни, почитание которых известно с очень давних времен»30. Меня заинтересовала фотография камня на с. 155, однако позже я нашел более крупную и более четкую фотографию в другой работе того же автора53. Рамочками я обвел два наиболее ярких места с надписями. В верхней рамочке читается МАГУЖЬ (кириллицей, что встречается очень редко) ПЕРУНА, в нижней - МАКОШЬ.  На самом деле надписей МАКОШЬ на данной фотографии очень много. Так что перед нами опять камень Макоши, что и неудивительно, учитывая малые размеры камня.

На фотографии обведен мелом и похож на подкову "след", то есть показанной форме углубление. Если его повернуть на 1800, мы получаем лигатуру с чтением БОГЪ. В вытянутой рамочке правее "подковы" читается МАКЪЖЬ, где последние две буквы переданы кириллицей, а левее этой рамочки, но правее тени на камне можно прочитать ...АШЕВ ДАР, то есть МАКАШЕВ ДАР. Эта же надпись дублируется и правее, но уже выписаны все знаки и буквы; тут читается МАКОШЕВ ДАР, что подтверждает предыдущее чтение. В чем заключается этот дар, можно понять, обратив цвета в прямоугольной рамочке выше только что рассмотренной, где начертано РЕКЪЛА ЛЮБОВЬ, то есть ПРЕДРЕКЛА ЛЮБОВЬ. Как известно, Макошь была не только богиней любви, но и богиней пророчеств и прорицаний. Возможно, что в древности к этому камню приходили девушки, желавшие, чтобы камень им предсказал любовь как дар Макоши. Во всяком случае данная надпись нам встретилась впервые, а имя Магужь - во второй раз. Синтезировав надпись, получим текст: МАГУЖЬ ПЕРУНА, МАКОШЬ, БОГ-МАКАЖЬ. МАКОШЕВ ДАР: РЕКЛА ЛЮБОВЬ! Итого - 9 слов. Хотя тут много известного, но последние два слова могут быть поняты как новые функции камня Макоши, связанные с любовной магией.

Иными словами, мы имеем на этом камне точно такую же надпись, как и на предыдущем, только знаки тут изображены, во-первых, очень точно, и, во вторых, они не образуют лигатуры. Да и размер камня много больше метра. И.Д. Маланин отмечает, что подобные археолиты, излечивающие от всех недугов, известны в Каргополье, в Псковской области, в Москве и Московской области. Правда, на фотографиях аналогичных камней из Бологовского района Тверской области и Боровичского района Новгородской области никаких читаемых знаков руницы, по его мнению, нет. Мы же эти надписи обнаружили.

Камень с "божьим следом". К сожалению, кроме его нахождения в Бологовском районе Тверской области поместивший его фотографию Игорь Маланин не приводит никаких данных, хотя и сообщает, что по преданию, вода из этого следа излечивает зубные болезни54. По дополнительным сведениям, камень довольно крупный, и находится в деревне Медведево (сельсовет Кемцы) на Домашней горе. Название деревни связано с "медведем", то есть, видимо, с бывшим названием камня, так что косвенно можно понять, что перед нами - камень Медведь. А на фотографии наиболее яркий первый знак надписи загорожен мерным шестом. По своим особенностям данный камень весьма похож на предыдкщие, так что нетрудно догадаться, что перед нами опять камень Макоши.

sledoviki3.gif

Рис. 33. Камень с "божьим следом" Бологовского района Тверской области

Как обычно, с помощью рамочек я отмечаю порядок чтения; поскольку поверхность камня светлая, я чаще всего обращаю цвета. Так, в рамочке "а" можно прочитать слова МАКЪЖЬ, МАКЪЖЬ, ПЕРУНЪ, в рамочке "б" МАКЪЖЬ, в рамочках "в" и "г" слова ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ (эту надпись мы встречаем уже в третий раз, причем в рамочке "г" она выбита темным по светлому); в рамочке "д" мы читаем один раз слово МАКЪЖЬ в прямом цвете и дважды - в обращенном; в рамочках "е" и "ж" - слово МАКЪЖЬ начертано в прямом цвете, а в рамочке "ж" - еще дважды и в обращенном. Таким образом, слово МАКЪЖЬ на исследованных участках встречается 10 раз, слово ПЕРУНЪ - один раз и слова ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ - дважды. А репертуар состоит из четырех слов: МАКОШЬ, ПЕРУН, ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ.

Козий камень. Этот камень с удлиненным следом находится в Боровичском районе Новгородской области, село Перелучи. Местные жители именуют его "Козий камень". И.Д. Маланин более не сообщает о нем никаких сведений, однако приводит фотографию, которую я и подвергаю анализу. Я копирую фотографию, отмечая, что в таком ракурсе валун отдаленно напоминает женское лицо, повернутое к зрителю, где удлиненный след напоминает левый глаз, а надписи формируют нос и губы. Вероятно, камень посвящен какой-то славянской богине, и я могу догадаться, какой.

sledoviki41.gif
Рис. 34. Козий камень с удлиненным следом

На данном камне я показываю чтение 15 надписей МАКЪЖЬ,  выполненных чисто слоговым способом, 2 надписи МАКЪЖЬ, содержащих после буквы М гласную букву А,  еще не менее 5 аналогичных надписей, начертанных плотнее и потому мною не выделенных рамочкой и 3 надписи ПЕРУНЪ. Таким образом, имя МАКОШИ повторяется тут не менее 22 раз, тогда как репертуар состоит всего из двух слов, МАКОШЬ, ПЕРУН.

Камень деревни Молодильно. Далее, можно дать нашу интерпретацию надписи на камне, найденном тем же И. Д. Маланиным в 1979 году у дер. Молодильно Хвойнинского района Новгородской области. Камень находился на деревенском кладбище, а оно само «оказалось разрушенным жальником, то есть местом захоронения с применением камней-валунов для обкладки могил... На одном из камней, надземная часть которого имела размеры 36 х 30 х 27 см, я обнаружил странное изображение. Покрытая площадь составляла 10 х 15 см, глубина гравировки - до 0,5 см. Нет никаких сомнений в том, что знак выполнен рукой человека, а не является игрой природы. Но что он означает и когда был вычерчен?

Существует предположение, что слово "жальник" происходит от слов "жалеть", "жалие", "жаль", связанных с плачем по мертвым... Не исключено, что обнаруженный знак на камне был неким магическим изображением, связанным с культом предков. Известный краевед С.Н. Ильин считал возможным отнести это изображение к разряду тотемных знаков и видел в нем часть изображения черепа козла»55.

sledoviki51.gif
Рис. 35. Надпись на камне у деревни Молодильно и мое их чтение

Вначале, когда я следовал за прорисями И.Д. Маланина не как за розыгрышами, и пока я еще не видел фотографии камня, а довольствовался очень компактной прорисью этого исследователя, предположил, что эта небольшая надпись является лигатурой, и читается коротким, но емким словом БОЖЕ! При этом основной слоговой знак БО опрокинут вверх ногами, как это принято для оберегов. Также, не вдаваясь в обстоятельства размещения камня, я предположил, что, вероятно, перед нами небольшой скромный алтарь, перед которым молились (а иногда на нем, возможно, и приносили жертвы) различным богам. Но вряд ли алтарь располагался на кладбище и тем более сомнительно, чтобы на нем находилась формула оберега. Столь же сомнительно и предположение краеведа С.Н. Ильина о тотемном происхождении знака - вроде бы славяне даже в очень далекие эпохи не имели к тотемизму никакого отношения. Тем более славяне не вычерчивали изображений козла.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.235sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.391 секунд