В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 6, 2007

Слоговая “Азбука Плиски” и ранняя глаголица

Автор 18:05. Рубрика Cлавянская и неславянская письменность

Как видим, за счет изображения ряда букв в привычном виде стилизация под коло здесь уже не так бросается в глаза. Однако, как признается исследовательница, пятилинейная модель применима лучше к надписи из Крка, тогда как на Бошканской надписи буквы, занимавшие в надписи из Крка 4 и менее линий, а тут они даны крупнее и не занимают верхнюю или нижнюю половину строки, и размещены по линии центра. Так что вся ее догадка покоится на малом числе примеров. По счастью, эпиграфистка приводит и фотографию самой надписи на камне, рис. 8. Внимательно вглядевшись, можно видеть, что “округло” тут изображены всего 2-3 буквы, тогда как все петельки даны скорее квадратно, чем округло (я насчитал таких 17; возможно, что где-то на пару и ошибся — но все равно, квадратных элементов несопоставимо больше). Поэтому, на мой взгляд, развитие тут происходит скорее в сторону хорватской, чем болгарской глаголицы. Вместе с тем, похоже, что модель 5-линейного стана данный пример подтверждает. Поэтому опять-таки, приветствуя 5-линейную модель стилизации Чунчич как определенный шаг в методологии глаголицы и считая, что буквы ранней глаголицы действительно могли быть расположены в пределах 2-5 линий, я не могу согласиться с тем, что данный пример подтверждает наличие особой округлости.

Надпись на плите из Крка

Рис. 8. Надпись на плите из Крка

Как это часто бывает, для надписи использовали плиту бывшего языческого храма, и кое-где на ней я читаю обычную в таких случаях надпись РОД — ибо внешняя часть языческого храма была посвящена славянскому богу Роду, и там часто находились подобные плиты. Однако практика использования бывших языческих реликвий для христианства была широко распространена во всяких славянских странах. Следует отдать должное исследовательнице: она заметила, что какие-то буквы пишутся выше средней линии строки, а какие-то ниже. Разумеется, для этого не надо было изобретать именно пятилинейный стан, но на стане с любым числом линий разное расположение букв гораздо заметнее. Стан играет роль мерила, помогая оценить высоту и положение буквы. Но, заметив это, Марика Чунчич на этом и остановилась, не задав следующего вопроса: а для чего нужна подобная графическая организация? Не все ли равно, как писать букву Д — выше средней линии, ниже нее, или прямо на ней? Полагаю, что ответ не будет оригинальным, ибо он уже дан Василом Йончевым — для того, чтобы Рим разрешил запись Священного писания глаголицей. Но для сакральных книг нужно сакральное письмо, и, следовательно, глаголица должна была удовлетворить условиям сакрализации. А поскольку допуск к священным таинствам возможен только для особо посвященных (как я могу предположить, на уровне не ниже епископа, а возможно и выше), прочитать об этих условиях в открытой духовной литературе не представляется возможным. Следовательно, эти условия приходится обнаруживать в устройстве того шрифта, на котором стали писать славянские книги — в устройстве глаголицы.

Разная высота помещения букв в тексте нужна была не для красоты текста, текст отражал, видимо, некий канон расположения букв. Для выяснения канона заметим, что ряд глаголических букв симметричен. Так, О с прямой спинкой справа от верхнего и нижнего кружочка (или более сложных замкнутых линий) при повороте на 900 влево становится буквой Т. Это — поворотная симметрия со сдвигом на 900. Эти буквы хорошо вписываются в круг. Другой случай — зеркальной симметрии относительно горизонтальной линии у В и Д. Они же симметричны и относительно вертикальной оси. А пересечение вертикальной и горизонтальной линий дает равноконечный крест — один из вариантов глаголическлй буквы А. Эти три буквы тоже хорошо смотрятся внутри круга. На надписи из города Крка буква П положена горизонтально, и не захватывает полукружья; ей почти зеркально симметрична (относительно вертикальной оси) буква Ь. Совершенно зеркально симметричны С и И относительно горизонтальной оси; эти два случая тоже хорошо вписываются в круг. Расположив приведенные примеры и подписав под ними их буквенные значения, мы удивлены — складывается некоторая осмысленная фраза ТО ДВА ПЬ...СИ. Нетрудно догадаться, что последнее слово есть ПЬРСЬТА, то есть ПЕРСТА, но вместо СЬ написано СИ, что очень близко. Так что для составления канона осталось вписать в кружок еще две пары симметричных глаголических букв: Р — симметрично глаголической букве Ь размещается кириллическая буква Р с тем же звучанием; а наложение буквы А с концевыми штрихами (другой вариант глаголической буквы А) на букву Т приводит к значительному их слиянию. Таким образом, у нас получилось 6 кружков с симметричными глаголическими буквами, которые образуют фразу ТО — ДВА ПЬРСИТА, то есть ЭТО — ДВА ПАЛЬЦА. Как известно, католики до сих пор крестятся двумя перстами, и так же крестились православные до реформы Никона. Иными словами, в каноническом графическом расположении глаголических букв внутри кругов, рис. 9, кроется один из символов христианской веры.

Симметрия глаголических букв (оригинальный рисунок автора)

Рис. 9. Симметрия глаголических букв (оригинальный рисунок автора)

Конечно, принципы тут выдержаны в значительной степени, но все же не полностью. В геометрическом смысле случаи 2-5 на рис. 9 дают зеркальную симметрию (случай 3 — неполную), случай 1 — поворотную, случай 6 — наложение (неполное). В фонетическом смысле начертано СИ вместь СЬ, что не совсем верно, и заимствована буква Р из кириллицы, так что и этот принцип не вполне выдержан. Вероятно, последнее объясняется тем, что в кириллице эта буква без пояснение означает РЪ, тогда как в слоговом письме знак Ь означал как раз РЬ, и в обеих славянских азбуках мягкий знак называется ЕРЬ. Следовательно, привлечение сразу двух букв указывает на колебание в написании ПЬРЪСЬТ/ПЬРЬСЬТ, что означает тоже неполностью выдержанный фонетический смысл. Наконец, с мировоззренческой точки зрения случай 4 не имеет общепризнанного смыслового значения, случай 5 дает символику коло, но для этого получившийся знак надо повернуть на 900 в любую сторону, а все остальные случаи с прямым крестом внутри окружности дают символику Кельтского креста. Тем самым преобладает христианское содержание, крест в окружности, что можно понимать как еще один символ христианской веры.

Итак, не коло как языческий, а крест в круге как христианский символ мог стать тайным значением смещения глаголических букв из среднего положения вверх, вниз, на 900. Но коло очень близко к кресту в круге (отличаясь от него вписанностью еще и косого креста), так что гипотеза Йончева была очень близка к истине, а смещение букв в тексте действительно имеется в глаголице Х века, и этому наблюдению мы обязаны Марике Чунчич, хотя она и не пошла дальше него и не попыталась установить его причину. Таким образом, и графически (крест в круге), и текстовым способом (девизТО ДВА ПЬРСЬТА) тайно подтверждена приверженность глаголице христианству. А явная приверженность заключена в первой букве, АЗ, которая имеет вид христианского (католического) креста. Позже, когда глаголица вошла в церковный обиход славян, доказывать ее христианство уже не было необходимости, и каноническое размещение некоторых букв утратилось.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.195sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.352 секунд