В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 22, 2007

Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации

Автор 18:28. Рубрика Отзывы на дипломы, диссертации и рефераты

Отзыв

на диссертацию Ларисы Яковлевны Лавриненко

«Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и современность)»,

представленную на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 24.00.02 - историческая культурология

 

Актуальность темы сомнений не вызывает; большой интерес вызывает конкретный материал по развитию благотворительности в Европе и России в последние два века. В целом диссертация во многом готова к защите.

Что вызывает сомнение? Прежде всего, источники.

1. Я бы это назвал аберрацией писанной истории. Всё начинается с древней Греции и только с того, что зафиксировано письменно. - На мой взгляд, совершенно не учитывается в диссертации, по меньшей мере, три типа благотворительности, которые я назвал бы семейной, бытовой и крестьянской. Семейная относится к поощрению детей и стариков, которые кроме прожиточного минимума получают от родителей или взрослых детей подарки, поздравления, благословления, напутствия, ссуды и прочие формы "блага", совершенно ничего не требуя взамен. Бытовая сводится к различным формам взаимопомощи типа закупки продуктов для соседей, приводом чужого ребенка в детский сад или школу и обратно вместе со своим, передаче важной для знакомого информации, разными формами угощения знакомых (конфетами, жвачкой, сигаретами) и кончая беспроцентной дачей денег взаймы до получки. Особенно широка была благотворительность в крестьянской среде, где "всем миром" помогали сиротам, вдовам, инвалидам - вплоть до строительства дома за счет общины и с помощью ее рабочей силой. Путнику, даже совершенно незнакомому, предоставлялся ночлег и питание, заболевшему - посильное лечение и т.д. Причем чем дальше вглубь веков, тем больше была эта взаимопомощь. Да иначе и быть не могло, люди просто не смогли бы выжить.

2. Поражает обилие дореволюционных источников, которые, совершенно естественно, трактуют благотворительность в христианском ключе. Диссертант много раз проводит мысль о том, что только с христианства начинается подлинная благотворительность. Я с этим в корне не согласен. Христианство привносит свою форму благотворительности, но никоим образом не саму идею творить благо. Да и цитированное изречение из Евангелия "продайте имения ваши и дадите нищим" отдает популизмом, ибо после продажи недвижимости и орудий труда и раздачи денег нищим бывший состоятельный член общества сам становится нищим и оказывается уже не в состоянии заниматься благотворительностью. Ну а если бы все члены общества последовали этому "мудрому" совету, то покупателей вообще бы не нашлось, пришлось бы бросить все занятия и всему населению перейти в нищие. Только подавать милостыню было бы уже некому. Поэтому данный призыв, понятый всерьез, означал бы полное разрушение общества. Здравая идея освобождения от пут собственности доведена в этой формуле до гротеска, который почему-то не замечается диссертантом. Утверждения о том, что первые христиане действительно продавали свое имущество и раздавали средства нуждающимся, дано со ссылкой на ... "Деяния апостолов". То есть "Новый завет" подтверждает сам себя. Никогда не думал, что он представляет собой исторический источник, на который можно ссылаться как на сочинения Геродота или Фукидида. Кстати, церковь объединения Муна как раз настаивает на передаче всего имущества входящих в него самой церкви Муна. Это в наши дни вызвало негативное отношение общественности.

 Другим источником является книга Суворова 1889 года издания под названием "Христианская благотворительность в языческой Римской империи" - интенция его автора так и выпирает из заглавия. Полагаю, что если бы такого рода исследование писал неоязычник, он бы назвал его "Языческая благотворительность в христианской Римской империи". Да и на Руси щедрости во имя Христа предшествовала щедрость ради Золотой Бабы.

3. Трудно согласиться с утверждением о наивысшем расцвете благотворительности в христианстве еще и потому, что внутри самого христианства каждое из его направлений имеет разную мотивацию для благотворительности. Пожалуй, наиболее щедрым является православие, где, как правильно подмечает диссертант, существовал даже институт юродивых. Более сдержан католицизм, где пошел учет благотворительности и разгон нищих. Что же касается протестантизма, то одной из главных целей жизни является ограниченность в тратах и накопление к концу жизни богатства. Тут мотивация для благотворительности наименьшая.

4. Была ли благотворительность в советское время?  В диссертации этот вопрос имеет негативное решение, а в начальных разделах вскользь говорится о том, что благотворительность носила государственный характер. Отчасти да. Но существовал большой простор и для частной благотворительности. Однако, в связи с духом времени, его направленность была не на нищих, которых тогда официально не было, не на беспризорных, которые были помещены в детские дома, не на больных и увечных, которым оказывалась государственная поддержка, а на основные цели государства, на поддержку великих строек. Я имею в виду добровольную покупку государственных облигаций рядовыми тружениками (хотя какая-то часть населения покупала их вынужденно) - не с целью обогащения, а именно для скорейшего развития страны. А во время войны на добровольные пожертвования строились танки и самолеты. Заметим, что христианская мораль в эти годы господства атеизма была не в почете.  Я бы причислил сюда и различного рода бесплатную работу на фабриках и заводах, то есть перечисление заводом заработанных денег на содержание детских домов; сюда же относились и коммунистические субботники и воскресники. Была также практика отчисления части государственных и международных премий на какие-то конкретные и важные цели, чаще всего в помощь государству или конкретной организации. Так что христианство в коммунистической стране непричем.

Кроме того, кажется дискуссионным положение диссертации о том, что "в советских условиях упразднения частной собственности при плановом ведении хозяйства частная благотворительность и меценатство в России самоликвидировались" (с.197). Возможно, они уменьшились в масштабах и изменились по форме, но не исчезли.

5. С теоретических позиций обходится очень важный вопрос о связи благотворительности с альтруизмом. Последняя категория шире, чем общечеловеческая: альтруизм присущ многим животным и рассматривается этологами как форма адаптивного поведения, направленного на выживание популяции, даже вопреки удобству или выгоде самого альтруиста. Тем самым истоки альтруизма выносятся не только за рамки античного общества в предысторию человечества, но и за рамки человечества вообще.

Что же касается соотношения благотворительности и филантропии (гуманизма), то эти понятия принципиально различны. Филантропия или гуманизм возвышают человека, как самого филантропа, так и того, на кого она направлена. В случае благотворительности мы видим обратное: моральный статус благодетеля выше, чем обычного человека; тогда как статус получателя благодеяний ниже. И чем больше размер благодеяния, тем сильнее дистанция. Получатель блага имеет возможность лишь смиренно благодарить благодетеля, тогда как благодетель, как правило, долго и пространно поучает, зная заранее, что никто из облагодетельствованных не посмеет ни перечить, ни даже задавать вопросы.

6. В связи со сказанным хотелось бы увеличить первые, теоретические разделы проблемы и несколько сократить иллюстративный материал о конкретных формах благотворительности, поскольку не всегда ясна их мотивация. Так, я бы не отнес к благотворительности раздачу римлянами хлеба и зрелищ толпе праздношатающихся, поскольку так покупались голоса избирателей. В наши дни такого рода деяния называются "грязными предвыборными технологиями", где толпе могут раздавать пиво футболки с эмблемой партии, финансирующей это мероприятие, и желающим за ее же счет дается концерт лучших музыкантов и театральных коллективов. В других случаях благотворительность может носить явный характер рекламы спонсора; международная благотворительность может носить цели разведки научного и военного потенциала спонсируемой страны, ее конкурентоспособности и т.д.

Надеюсь, что предлагаемые исправления не потребуют большого времени. Но они придадут диссертации более строгую философскую направленность и помогут избежать упреков в излишней конкретике, превращающих ее в работу чисто исторического характера.

 

 

Доктор философских наук,

профессор, академик РАЕН                                                              

 

 В.А. Чудинов

 

03.10. 2001

 

 

 


Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.98MB | MySQL:11 | 0.484sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.650 секунд