В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 18, 2008

Средневековый храм Яра на Мангупе

Автор 14:19. Рубрика Языческие храмы

Затем меня интересуют надписи на ограде слева; я читаю только надписи в обращенном цвете, полагая, что и в прямом цвете они примерно такие же. Здесь нет ничего примечательного, надписи звучат как МИР ЯРА и РУСЬ ЯРОВА. А на фрагменте над левым верхним окном после поворота его на 900 и обращения в цвете можно найти практически те же слова: РУСЬ ЯРОВА и РУСЬ ЯРА. Но на продолжении верхней части здания, над средним окном, можно в обращенном цвете хорошо различить надпись МИР ЯРА - МИР КРЫМСКИЙ. Эта надпись заслуживает особого обсуждения, поскольку слово МИР до сих пор встречалось в сочетании с именами богов, и, как я мог понять, означало эпоху. Однако здесь, в географическом контексте, возможно, оно уже означает некую юрисдикцию Руси над определенным регионом, в данном случае - над Крымом.

Далее я рассматриваю пространство между первым и вторым верхними окнами, и также поворачиваю данный фрагмент на 900 влево и обращаю в цвете. Здесь читаются уже знакомые слова: РУСЬ И МИР ЯРА на диагонали и МИР ЯРА строкой ниже. А в простенке между вторым и третьим окнами, с фрагментом которого я поступаю также, как и с фрагментом предыдущего, я читаю слова ЯРОВ МИР, наиболее крупные, поскольку более мелкие собрать в осмысленные словосочетания трудно.

Теперь на очереди стоит правый угол здания; блок камней оттуда я копирую и поворачиваю на этот раз уже на 900 влево, а затем обращаю в цвете. Здесь уже можно вычитать слова ХРАМ ЯРА И ЯРОВОЙ РУСИ - ЦОКОЛИ ЯРОВЫ. Отсюда следует, что в цокольной части цитадели размещался не только храм Яра, но и храм Яровой Руси. А само слово ЦОКОЛЬ, употреблённое во второй раз, наводит на мысль, что оно является своим, русским, не заимствованным. Вероятно, его можно поделить на два, ЦО и КОЛЬ, где ЦО есть указательное местоимение СЁ (ЭТО), а КОЛЬ - круглое помещение, ротонда. Иными словами, первоначально слово ЦОКОЛЬ могло означать круглое вспомогательное помещение под основным зданием. А позже - любое помещение наземного этажа.

Затем я рассматриваю полоску между первым слева и следующим окнами первого этажа, также повёрнутыми и в обращенном цвете. Тут читается некий отрывок надписи, ...ХРАМА МАРЫ ЯРА. О Маре до этого речь не шла, и я надеюсь получить разъяснение чуть позже, при чтении иных надписей. В простенке между вторым и третьим окнами первого этажа читаются слова МИР ЯРА, тогда как в простенке между третьим и четвертым окнами - слова ЯРА МИР. Чуть правее четвертого окна в прямом цвете и без поворота видна надпись МИР ЯРОВ. Так что кроме упоминания Мары между окнами никаких интересных надписей нет.

Осталось еще прочитать полоску под окнами и над цоколем. Здесь можно видеть такие словосочетания, как МИР ЯРА, ЛИК ЯРА и МИР ЯРОВ. Тоже привычные слова; однако упоминается, что где-то, вероятно в храме Яра, можно увидеть его лик.

На цоколе размещено много однотипных надписей; на левой площадке я читаю слова ЯРА МИР, тогда как на лестнице - МИР ЯРА и МИР РУСИ. Но более всего разных надписей содержится на цоколе правее лестницы; тут можно встретить и слово МАСКИ, и слово МАЯК, и еще раз упоминание ЛИК ЯРА, и в который раз выражение МИР ЯРА, повторенное тут дважды, и даже надпись МИМА ЯРА, которое, скорее всего, относится к миме Мары Яра. Разумеется, везде я читал наиболее хорошо различимые надписи, и опускал те, в чтении которых сомневался.

fedorovo8.jpg
Рис. 8. Моё чтение надписей на заборе с воротами

Надписи на заборе с воротами. Имеет смысл сначала прочитать надпись на зубчиках ворот. Тут в обращенном цвете читаются слова, которые я уже несколько раз видел на надписях в других местах: СЛАВА ЯРУ! Ниже можно прочитать иные слова, тоже довольно любопытные, У МИМЫ МАРЫ - МАСКА. Ну и, естественно, РУСЬ ЯРА, которое нам встречалось уже много раз.

Саму арку я изобразил как в прямом, так и в обращенном цвете. В качестве тени под ней можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ ЯРА, что, видимо, указывает на расположение этого храма в глубине двора за воротами. На левой вертикальной кладке в прямом цвете повторяется эта же фраза, ХРАМ МАРЫ ЯРА, что подтверждает предыдущую надпись, но еще можно прочитать слова МИМА ЯРА. То есть, мима Мары Яра.

На левом полукружии арки читается текст И ЯРОВОЙ, на горизонтальной - МАРЫ МИМЫ, на правом полукружии - МИР. Наконец, на правой вертикальной части в столбец написаны слова ЯРА РУСИ. Таким образом, все надписи свидетельствуют о том, что если в цокольной части здания находился храм Яра, то во дворе за воротами - храм Мары, в котором служила мима Мары.

fedorovo9.jpg
Рис. 9. Вид на Мангуп с моря

Вид на Мангуп с моря. Со стороны Чёрного моря Мангуп виден анфас, и на его вершине в обращенном цвете читаются слова ЯРА РУСЬ и ЯР. Слева на данной фотографии видна вершина еще одной гору, где также, но уже в прямом цвете, видна надпись ЯР. О том, что имеются надписи с именем Яровой Руси на господствующих высотах, я впервые убедился в Геленджике, где во время купаний неоднократно читал надпись, хорошо видную со стороны бухты. Очевидно, в древности это было очень удобно: любой прибывающий в этот район акватории корабль мог прочитать надпись и понять, где он находится. Каким образом исполнялись такие огромные надписи, я пока не знаю, но убежден, что смогу их обнаружить еще очень много.

Обсуждение. Данный объект я выбрал не случайно. На нём прекрасно видно, что древние надписи, относящиеся к античности или более ранним эпохам, воспроизводились и в средние века, но на другом материале и уже в человеческих постройках, а не на скалах. Поэтому можно отчётливо сопоставлять, что было повторено по традиции, а что явилось средневековым новшеством.

Так, в древности надписи были огромными и на скалах, от самых небольших на камнях средних размеров, до огромных, в несколько этажей букв, видных на горе даже из морской бухты. Они вписаны так замечательно, что в наши дни мало кто вообще их видит, хотя подписан чуть ли не каждый камень. Понятно, что Мангуп был не столько оборонным объектом, сколько святилищем Яра. И хотя в данной статье я только коснулся этой темы, совершенно не рассмотрев, где, на каком месте плато размещались те или иные храмы данного святилища, я всё-таки показал, что на этом месте осталась масса реликтов этого священного места, которые требуют исследования. Однако не они были целью изучения, а средневековая постройка.

Где-то между десятым и четырнадцатым веком, когда Мангуп снова был русским перед турецким нашествием, на вершине горы были возведены постройки. И если сейчас от них остались только руины, то в середине XIX века значительная часть здания (правда, без верхнего этажа) еще существовала, что дало возможность произвести анализ фасада здания и прилегающих к нему крепостных стен на предмет существования на них надписей.

Выяснилось, что то, что принималось только за «дворец», на самом деле было комплексной постройкой, в нижней, цокольной части которой находился храм Яра, а во дворе - храм Мары. Наличие храма в нижней части здания более чем оправдано: цокольная часть может выстоять при любых атаках неприятеля, и, следовательно, бог будет помогать своим защитникам до последнего. Кроме того, любые действия дипломатического характера оказывались освященными самим присутствием храма внизу как духовной основы человеческого поведения. Что же касается того, что верхние этажи замка были жилыми и служили укрепленной резиденцией правителям Мангупа и его гарнизона; нижний полуподвал использовался как арсенал, а также как тюрьма (после 1475 года), то такое использование помещений для священнослужителей и, главное, полуподвальной территории самого храма характеризовало именно захватчиков, турок.

Но этот пример раскрывает и многие аналогичные загадки истории, когда в Средние века в Европе тюрьмами становились именно полуподвальные этажи круглых башен, то есть, ротонды или цоколи. Очевидно прежде, когда здесь располагалась Ярова Русь, то в цоколях размещались святилища Яра, содержащие храмы Яра, Мары, возможно также храмы Рода и Макоши, а также, как в данном случае, и храм Руси Яра. Но после прихода завоевателей, колонизаторов святилища превратились в тюрьмы. На Мангупе мы также видим, что сам городок на горе после прихода завоевателей превратился в цитадель.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.497sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.712 секунд