В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 18, 2012

Существовало ли русское язычество в общепринятом смысле слова?

Автор 04:20. Рубрика Славянские боги

Существовало ли русское язычество в общепринятом смысле слова?

В.А. Чудинов, профессор ГУУ, Москва

Работая над монографией «Тайны ведических храмов древних славян», я еще раз вернулся к проблеме русской религии до Кирилла. Общепринятая точка зрения о том, что до христианства на Руси существовало язычество - меня не устраивала, поскольку по традиции русского ведизма христианству на Руси предшествовал ведизм. И в книге [1] я понял, что основными богами были Макошь, Мара, Род и Яр. В храме Макоши так располагались камни: Макоши - на севере, Рода на юге, Мары - под поверхностью земли, Еще были два камня: Перуна на западе и Велеса - на востоке. Таков был ведизм.

Мои задачи в данной монографии - выяснения особенностей славянского ведизма, в том числе, и после реформы Владимира, поэтому мне хотелось бы посмотреть, что именно было изменено Владимиром. Иными словами, сравнить то, что было до него, с тем, что стало в результате его деятельности. Для этого, как всегда, следует привлечь археологический материал. Его можно получить, рассмотрев вначале схему расположения ритуальных сооружений в древнейшей части Киеве, рис.1  [2:413, рис. 71], что было обнаружено в результате раскопок 1975 года.

sush1.jpg

Рис. 1.Схема расположения ритуальных сооружений в древнейшей части Киева

Как видим, вначале на Подоле существовало святилище VI-IX веков, затем во Владимировом городе напротив Теремного двора на Владимирской улице возникло святилище 980 года. Возникло ли оно именно в 980 году, или чуть раньше, археологи точно сказать не могут. А далее я приведу выдержки из работы Б.А. Рыбакова в отношении раскопок: «В 1975 году Я.Е. Боровский, П.П. Толочко и В.А. Харламов раскопали в Киеве под домом № 3 по Владимирской улице фундамент небольшого и весьма своеобразного сооружения, вытянутого параллельно княжескому кирпичному дворцу середины Х века на расстоянии 25-27 м к востоку от восточной дворцовой стены. Глубина сохранившейся части рвов фундамента от 50 до 90 см. Рвы заполнены щебнем, кусками штукатурки с фресковой росписью, битой плинфой, осколками шифера и голосников. Среди щебня есть целые строительные блоки [ссылка на рис. 73 монографии Б.А. Рыбакова, которому соответствует рис. 1 у меня - В.Ч.]. Архитектурные фрагменты, которыми заполнены рвы, Я.Е. Боровский справедливо интерпретирует как остатки более раннего христианского храма, построенного, вероятно, при Ольге и разрушенного по приказу Святослава в 971 году. Очень важно отметить, что кирпичи разрушенного храма были не просто свалены во рвы, а частично уложены "кладкой на глине", то есть образовывали собой каменный фундамент сооружения с широкой датой 971-988 годы, а наиболее вероятной, как и писали авторы раскопок, с узкой датой - 980 год. Само сооружение представляло собой в плане очень своеобразную фигуру, основа которой составляет узкий прямоугольник (175х540 см), вытянутый с севера на юг, параллельно стене княжеского дворца и, очевидно, сознательно соотнесенный с планировкой теремного двора» [2:428-429]. Легко видеть, что если постамент для ликов вытянут в направлении с севера на юг, то он соответствует канонам ведистов, тогда как Владимир предпочел бы расположить его с запада на восток, поставив Перуна первым с запада. Кроме того, для Владимира не было различия, из какого материала строить такой пьедестал, тогда как для Святослава плинфа храма христиан представляла собой определенную часть тела поверженного врага, и для укрепления ведизма было бы важным сделать основу для богов именно из такого материала. Поэтому я полагаю, что если христианский храм был разрушен в 971 году, то на разбор завалов вручную, сортировку материала и сооружение нового постамента ушло, видимо, года два, так что данный пьедестал под языческие божества, вероятно, был готов не ранее 973 года. Правда, он должен был иметь не 6 мест, а 8 + место столпа. Иными словами, он должен был быть каноническим, а не "реформенным", не в духе Владимира, и на нем должны были стоять обычные лики канонических славянских богов.

Послушаем Рыбакова далее: «У северо-восточного угла, как и у юго-восточного, фундамент образовывал большие закругления, названные исследователями "лепестками" (хотя общая фигура капища никак не напоминает цветок). Диаметр угловых кругов около 200 см [на этом месте должны были бы располагаться камни Масок и Живы. Вероятно, Святослав приказал сделать их такими большими для демонстрации особого почитания жрецов этих храмов, что совершенно противоречило, как мы видели, намерениям Владимира. Вместе с тем, это уже отход от канона - В.Ч.]. На северо-западном и юго- западном углу к основному прямоугольнику примыкают круги-постаменты, но меньших размеров - 100 см [то есть жрецов храмов Макоши и Рода Святослав тоже почитал, но меньше - В.Ч.]. Западный край сооружения почти прямой, без выступов, а в середине восточного края от основного прямоугольника отходит нечто вроде небольшой апсиды, которая на изданных чертежах 1979 года (Толочко и Боровский), 1982 года (Килиевич) показана с закругляющимися углами, а на чертеже 1983 года (Толочко)  почему-то изображена в виде двух самостоятельных отростков. Будем придерживаться основной публикации 1979 года, так как видоизменение в издании 1983 года ничем не мотивировано и едва ли не навеяно мыслью о шести богах в летописном тексте - тогда каждому божеству досталось бы по "лепестку". Около северо-западного угла обнаружена обособленная округлая яма, почти примыкающая к основному фундаменту и тоже заполненная щебнем и плинфой; диаметр ее около 80 см. Аналогичная яма есть  и на юго-запад от фундамента, но она отстоит от фундамента  дальше, примерно на 2 м, и по краям ее прослежены следы 12 тонких жердей. У юго-восточного "лепестка" найдена огромная чашеобразная яма в 3 м диаметром, заполненная  слоями прокаленной глины и золы с углями. Здесь же, как и в аналогичных жертвенниках Рода, найдено много костей домашних животных [Полагаю, однако, что это - жертвенник не Рода, а Перуна - В.Ч.]. Датирующей вещью является топор Х века. Вокруг капищного комплекса в разное время было обнаружены многочисленные кострища [то есть храм Рода - В.Ч.]. Соотнесение всего сооружения с летописным упоминанием русского языческого пантеона, сделанное исследователями, мне представляется бесспорным, но превращение апсидообразного выступа в два лепестка вызывает сомнения. Летописный текст о пантеоне 980 года очень четко говорит о первенствующем значении Перуна, а при шести равноправных "лепестках" фундамента у сооружения исчезает центральный постамент; главный бог лишается своего срединного положения» [2:429-430]. Так что далее Б.А. Рыбаков полагает, что Перун занимал серединное апсидообразное отверстие на востоке, на севере находились Семаргл, Макошь и Стрибог (но в этом исследователь не очень уверен), а на юге - Хорс, Дажьбог и 12 месяцев (и в этом он тоже не очень уверен).

На мой взгляд, Перун никак не мог находиться на востоке, и тем самым не мог занимать апсидообразное отверстие. Так что, как мне кажется, Б.А. Рыбаков в данном случае неправ. Как и всегда, возможна проверка, то есть пристальное рассмотрение фотографии пьедестала, то есть рисунка 73 Рыбакова, который я отобразил в виде рис. 2 [2:430, рис. 73-1].

sush2.jpg

Рис. 2. Фундамент святилища около "теремного двора" в Киеве

На рисунке ямы показаны с севера, а на самом конце фотографии, у лестницы, находятся южные ямы. Видны на переднем плане три ямы, за которыми, однако, находится возвышение, а на нем - еще два пьедестала. Получается пять постаментов в северной части и столько же в южной, то есть заготовка на 10 божеств - но такого их числа не было ни по канону, ни у Владимира. Следовательно, одно из отверстий переднего плана - лишнее. Легко видеть, какое - это самое глубокое отверстие справа, края и камни которого не содержат письменных знаков. Остальные же отверстия и возвышения их содержат. Я перенумеровал возможные фрагменты надписей, и на первом, ближайшем к зрителю отверстии, а именно по периферии ямы, а также по внутренним секторам, читаю: 1 -  МАКОЖИ ХРАМ; 2 -  МАКОЖИ ХРАМ и МАКАЖИ ХРАМ; 3 - МАКОЖИ ХРАМ. Сомнений не остается: здесь стояло нечто, что олицетворяло ХРАМ МАКОШИ. Но так и должно быть, если считать данное отверстие северо-западным. Следовательно, слева от него (то есть на севере) должен был помещаться лик Макоши. Здесь я нахожу надпись 4, которую читаю МАКОЖЬ. Надпись 5 должна быть на западе; и действительно, здесь можно прочитать слово ПЕРУНЪ. Надпись 6 гласит МАСКА, в полном соответствии с ожиданием. Большое отверстие в центре, как я полагаю, предназначалось для Столпа; но далее на двух возвышениях еще можно прочитать слова 7 - ХРАМ РОДА и 8 - ВОЛОСА. К большому сожалению, две последних ямы не видны, но и так ясно, что в правой я бы прочитал слово РОД, а в левой - слово ЖИВА. Таким образом, чтение надписей показывает, что постамент предназначен для канонического распределения славянских божеств, а вовсе не для пантеона Владимира. Иными словами, жрецы храма Рода (которые были ответственны за сакральные постройки, в том числе и алтарей) построили по заказу Святослава в 973 году из материала христианского храма Ольги самый обычный алтарь, но для ликов Макоши на севере и Живы на юге они предназначили несколько большие "лепестки", чем для ликов остальных божеств. Такова была, видимо, просьба князя Святослава, что означает укрепление жречества Макоши и Живы. Таким образом, некоторые, очень небольшие отступления от канона начались уже при Святославе. Однако канон в целом был выдержан, и мы имеем возможность еще раз проверить нашу исходную гипотезу, составленную на основе рассмотрения святилища в Боршеве и подтвержденную при анализе святилища Ольгины бани (правда, тут мы имеем дело только с 6 позициями из 8) .

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.340sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.497 секунд