В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 18, 2012

Существовало ли русское язычество в общепринятом смысле слова?

Автор 04:20. Рубрика Славянские боги

Что же касается второй части, то тут объяснение тоже необычайно просто: звук "г" является озвончением звука "к", так что на самом деле бог Ръгл раньше назывался "Ръкл" , где корень РЪК, то есть РЫК. Иными словами - это РЫКУН, РЫЧУН, короче говоря, одно из имени медведя. Слово РЪКАСЬ на "чуринге" с изображением медведя из Каменной Могилы мне встретилось при чтении надписей [6:87, рис. 3], так что вполне можно организовать цепочку: РЪК(РЫК)-РЪКАС(МЕДВЕДЬ)-РЪКАЛ-РЪГАЛ-СЕЙ РЪГАЛ, которая содержит 5 звеньев, и последнее звено которой обозначает ЭТОТ МЕДВЕДЬ. Медведь, как известно из биологии, входит в семейство собачьих, так что данная трактовка не противоречит изображению Сего Ръгла в виде пса. Кроме того, Медведицей прежде почиталась Макошь, но в Медведя еще недавно рядились крестьяне, изображая Велеса. Но, поскольку имя гласит Сей Ръгл, а не Сия Ръгала (и, соответственно, не Переплута и не Переплутица), следовательно, речь идет не о спутнике Макоши, а об эвфемизмах имени Велеса. Этому тоже есть подтверждение: Б.А. Рыбаков отмечает, что в "Слове об идолах" в одном месте говорится: Перун, Хорс, Макошь, Переплут - но тут нет имени Велеса; в слове Иоанна Златоуста - Перен, Хурс, Макошь и в ином месте  - Стрибог, Дажьбог, Переплут. И опять тут нет имени Велеса. Что же касается "Слова некоего Христолюбца", то в нем речь, как мы видели, шла о Перуне, Хорсе, Макоши и Симе с Ръглом. В одном месте этого произведения речь идет о "Волосе, скотьем Боге" (список Золотой Цепи), но в этом предложении не встречается ни Семаргл, ни Преплут. Получается, что имя Сего Ръгла (или Переплута, то есть Плута Велеса) просто замещают имя Волоса/Велеса, будучи его эвфемизмами.

Такая замена вполне коррелирует с заменой Рода на Хорса; о Роде вспоминают только в связи с рожаницами, которых в данном контексте можно понять как жриц храма Рода (подобно тому, как Марии, Маркуши - это жрицы храма Мары, составной части храма Макоши). В таком случае изображение Сего Ръгла (или Переплута)  должно стоять на месте Велеса, а не Масок. Но в таком случае по прямому кресту мы наблюдаем не замену пантеона, а замену некоторых имен: бог солнца Род сохраняется, но в ипостаси бога солнца Хорса; бог Волос-Велес продолжает цепь трансформаций своего имени и становится Сим Ръглом-Переплутом. Это нельзя считать изменением пантеона; это - всего лишь небольшая "дань моде" на названия и переход от антропоморфной ипостаси к зооморфной.

Что же касается изменений имен по косому кресту, то оно более значительно, но относится не к богам, а к жрецам. Два имени просто опущены (видимо, Храма Макоши и Храма Рода), два оставшихся (Маски и Живы) замещены именами Стрибога и Дажьбога. Что касается последнего имени, то, как я писал в 2001 году в одной из брошюр, «на месте ДАЖЬБОГА мы имеем форму ДЕЙБОГ или ДЕВБОГ, что роднит его с индийскими или персидскими дэвами. Да и у славян есть такая ипостась Сварога как Дый или Див. Так что Дажьбог - родственник дэвов» [7:30]. Тем самым, ДАЖЬБОГ - просто мужская ипостась ДЕВЫ. Тут нет эвфемизма, тут имеется переход от женской к мужской ипостаси. При этом получается, что на место Масок поставлен изменчивый как ветер Стрибог. Следовательно, наибольшие разногласия у Владимира появились со жрецами храма Рода, то есть со строителями культовых сооружений, которые, возможно, отказались принимать участие в проектировании и строительстве княжеского терема (дворца); их он заменил жрецами бога света Хорса. Со жрецами храма Макоши тоже вышла размолвка, они тоже были упразднены, возможно, по причине отказа от участия в отделке покоев князя; однако богиню № 1 славянского пантеона упразднить было невозможно - поэтому Владимир ее ущемил, отдав ей последнее место. Место жрецов Девы-Живы заняли жрецы храма мужской ипостаси той же богини - Дев-Бога, то есть Дажьбога. Жрецов мистерий (Маски) Владимир унизил, заменив их жрецами бога ветра Стрибога. Тем самым реформа Владимира имела не столько религиозный, сколько социально-политический характер, где опора была перенесена на жрецов карательного бога Перуна, а жрецы наиболее сильных храмов Макоши, Рода, Девы и жрецы, играющие во время мистерий роли богов, были либо упразднены, либо заменены жрецами сходных, но второстепенных богов.

Замечу, однако, что преобразования начались вовсе не с Владимира, а, возможно, со Святослава. Не было никакой необходимости разрушать христианскую церковь Ольги, ибо язычники весьма терпимо относились к вере в Деву Марию из храма Макоши и к вере в ее сына Иисуса Христа. Другое дело, что у Святослава не сложились отношения с киевлянами, и он мог просто пожелать сделать им гадость. В 973 году, соорудив новый пантеон, он сделал дальнейший шаг к озлоблению киевлян: канонический круг или вытянутый алтарь он расположил чуть иначе. Обычно, как мы видели в болгарских храмах, расположение на вытянутых прямоугольных алтарях было 3-3-3 (в самой середине стоял столп); Святослав же дал схему расположения 2-2-1-2-2 (столп там, где 1), дав подход к пантеону не с севера, как обычно, а с запада.  При таком расположении вдоль западной кромки расположились: храм Макоши, Перун, столп, храм Рода и Род. Таким образом, из богов с этой стороны оказались только Перун и Род, тогда как Макошь и Велес оказались задвинутыми в задний ряд. Иными словами, Перун уже до некоторой степени стал опережать Макошь, а Род - Велеса. Так что некоторый шаг к отходу от канонической схемы Святославом уже был сделан. Иными словами, князья взяли на себя функции жрецов-реформаторов. Вместе с тем, становится ясным, что реформированный ведизм - это все же особый случай славянского язычества, весьма быстро приведший его к краху.

Но если продолжать расследование и далее, то окажется, что начало "пантеона Владимира" следует отодвинуть на более ранний период. Так, Святослав, заключивший в 971 году в Болгарии договор с Византией, клялся: "Кляхся азъ к царям Грецьскымъ, и со мною бояре и Русь вся, да хранимъ права я свещания; аще ли от техъ самыхъ и преждереченныхъ не хранимъ, азъ же и со мною, и подо мною, да имеемъ клятву от Бога, в неже веруемъ, в Перуна, и въ Волоса, бога скотья; да будем золоте, яко же золото се и своимъ оружиемъ да иссечени будемъ" [4:310]. Иными словами, вместо Макоши и Рода (по вертикали прямого креста) мы здесь имеем Перуна и Велеса (по горизонтали), причем имя последнего бога дано в более ранней форме (Волос) и с пояснением ("скотий бог"), как если бы народ уже забыл это имя, и требовалось пояснение. А до того, в договоре 945 года Игоря с византийцами речь идет о том, что при неисполнении договора Игорь "да буде клят от Бога и от Перуна" [4:310]. Наконец, еще ранее, в 907 году при составлении договора с Олегом, звучали слова: "по русскому закону, кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ богом своимъ, и Волосом, скотьимъ богомъ, и оутвердиша миръ" [4:309]. Из этого следует, что Макошь и Род были отодвинуты, а Перун и Волос выдвинуты на первое место уже при Олеге; и можно даже подозревать, что это случилось еще ранее - при Рюрике. Иными словами, до Владимира существовала, по меньшей мере, вековая традиция, идущая от князей, клясться не первой парой богов, то есть не Макошью-Родом, а второй, Перуном-Волосом; при этом второе имя плохо понималось скорее князьями, чем народом, и оно то пояснялось ("скотий бог"), то замещалось (Сей Ръгл, Переплут). Но, разумеется, делалось это без особой огласки, тогда как Владимир решил, что пора уже заявить об этом во всеуслышание.

Таким образом, "пантеон Владимира", который на протяжении последних двух веков казался исследователям исходным понятием, начальной точкой отсчета славянских богов, на поверку оказался и не начальным, и не Владимировым.

Возникает вопрос: не связан ли отход от ведизма к славянскому язычеству именно с Рюриком? Мне представляется, что ответ на этот вопрос должен быть положительным, ибо в Яровой Руси, откуда он прибыл, под Богом понималась, разумеется, не Макошь, а Яр. Если только допустить это предположение, то многое становится понятным. Русь Славян, как тогда называлась наша земля, не желала ставить Яра на главное место, но и не хотела почитать Макошь и Рода. Именно поэтому в ход пошли не северно-южные боги, а западно-восточные. На наш взгляд, именно в этом заключался отход от русского ведизма в сторону славянского язычества (выше мы наблюдали подобный процесс в истории Болгарии), возможно, в противовес культу Яра в Яровой Руси. Понятно, что изменение оси храма с севера-юга на запад-восток означало создание почвы для принятия христианства. Напомню, что позже Ватикан обыграл такое понимание оси храма на географических картах: если раньше понятие рая связывалось с севером, а ада с югом, то теперь рай сместился на запад (точнее, совпал с Ватиканом), а ад - на восток (где Азия стала именоваться «Тартарией», то есть, «Тартаром», Преисподней). И этот разрыв Киевской Руси Славян с традицией Арконы привёл, возможно, и к завоеванию ее Рюриком, и к постепенному разрыву князей с верой их предков - к первой реформе веры.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.429sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.594 секунд