В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 5, 2007

Священный камень из Тверского музея

Автор 15:23. Рубрика Священные камни

Священный камень из Тверского музея

В.А. Чудинов1

Священные камни находятся не только на местности, где когда-то проходили культы в честь языческих богов. Некоторые камни находятся в музеях. Одним из них является так называемый Степан из Тверского музея, описанный еще в XIX веке. Я его подробно исследовал в своей книге о священных камнях.

Общий вид камня
Рис. 1. Общий вид камня

Итак, после того, как выяснено, что Тверской Степан2 — это валун Макоши, вплетенный в христианство, имеет смысл рассмотреть его попристальнее, чтобы понять, что же, все-таки, писали наши предки на таких камнях. Это интересно и само по себе, но это даст нам и большой материал для дальнейшего анализа. Тем более, что мы имеем почти уникальную возможность сделать это, опираясь на великолепную, со всеми подробностями прорись художника Эвальда Киова (в правом нижнем углу рисунка едва заметно начертано “Рисов. Эв. Кiовъ”), на которую были способны лишь мастера XIX века. То, что я прочитал пока что, далеко не исчерпывает хотя бы наиболее крупных надписей на камне.

Рассмотрим вершину камня как в прямом (врезка вверху), так и в отраженном (врезка внизу) цвете. Самые крупные буквы, которые можно прочитать на вершине камня в обращенном цвете, образуют слово МАСТЕР. В моей предыдущей книге я прочитал несколько десятков ремесленных надписей, где употреблялась формула МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА ТАКОГО-ТО. В данном случае мы имеем, видимо, фрагмент такой надписи. Чуть правее букве Р слова МАСТЕР в обращенном цвете визна буква Х, а в прямом правее находится две буква РА, а ниже — МА; это образует слово ХРАМА. Таким образом, перед нами надпись не владельца собственной мастерской, а мастера из какого-то храма; впрочем, нетрудно догадаться, какого именно. Левее в обращенном цвете вино слово МАКАЖИ (вверху бледно слоговой знак МА, справа к нему примыкает две буквы КА, и совсем внизу расположен слогоой знак ЖЬ/ЖИ). Так что данную надпись высекали не в полевых условиях, а в храме Макоши. Тем самым, мы получаем подтверждение существования храма этой славянской богини, и наличие гранильной мастерской при нем.

Мое чтение надписей на вершине камня
Рис. 2. Мое чтение надписей на вершине камня

В прямом цвете правее только что рассмотренного знака ЖИ располагается вязь из знаков СЬ и КЪ, а много правее — знаки ЛА, ВА и НЪ, что образует слово СЬКЪЛАВАНЪ, то есть СКЛАВЯН. Левее и ниже знака ЖИ находится вязь нескольких буквы, которую я разделяю на отдельные буквы и читаю МАКСИМ. Так что полная формула будет МАСТЕР ХРАМА МАКОШИ СКЛАВЯН МАКСИМ, и она соответствует надписи ремесленников-мирян МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА ТАКОГО-ТО. Имя Максим на первый взглядвыглядит странным и совершенно неуместным для язычника. Но это так оттого, что мы считаем его итальянским или даже латинским по происхождению, от слова MAXIMUS, то есть ВЕЛИКИЙ. Но вполне возможно дать и чисто славянское объяснение. В самом деле: мы видели чередование гласных в имени Макоши, МОКАШЬ-МАКОШЬ. А камни в Литве назывались МОКАСЫ. Почему бы не предположить, что исхожным для имени Максим было имя Макос, одно из имен Макоши? Тогда имя МАКСИМ оказыается притяжательным прилагательным от МАКОС — МАКОСИН или МАКОСИМ, МАКСИМ. В таком случае имя мастера Маскима как нельзы лучше соответствует храму Макоши.

Справа от знака МА слова МАСТЕР находится в обращенном цвете слоговой знак ТЕ, а в прямом — РУНА АНДРЕЯ. Чуть ниже в прямом цвете читается слово РЯЗАНСКОГО. Так что еще одно предложение гласит: ТЕ НАДПИСИ — АНДРЕЯ РЯЗАНСКОГО. Из этого следует, что в языческом храме существовало разделение труда: жрец АНДРЕЙ РЯЗАНСКИЙ составил текст, а МАСТЕР ХРАМА МАКСИМ высек надписи на камне. При этом удивляет близость титулов язычников и христиан. Ранее я ничего не читал о титуловании языческих жрецов; теперь выясняется, что мог быть АНДРЕЙ РЯЗАНСКИЙ, подобно тому, как нынешние епископы и более высокие иерархи Русской Православной Церкви тоже называются только по имени и по городу своей кафедры. Так что, как я понимаю, Андрей Рязанский не имел никакого отношения к Тверской Карелии; он лишь подготовил список надписей, которые следовало наносить на камни Макоши (на камни других богов — другие надписи, автором которых мог выступать другой жрец). Таким образом, текст был определенным образом канонизирован, так сказать, прошел через “отдел языческой катехизации”. Ниже крупным шрифтом в обращенном цвете следуют дублирующие надписи МАКСИМ ХРАМА МАКЪЖИ. Таким образом, уже верхняя часть камня дала нам немалую информацию.

Мое чтение надписей на камне из Твери между верхом и надписью СТЕ
Рис. 3. Мое чтение надписей на камне из Твери между верхом и надписью СТЕ

Теперь есть смысл опуститься чуть пониже и почитать надписи там. Сначала я рассматриваю левую сторону верхней части камня. Здесь в большом квадрате имеется целая строка надписей, которая при ближайшем рассмотрении оказывается словом МАСТЕРСКАЯ. Чуть левее и выше расположен знак МА, а затем, при обращении в цвете, можно прочитать и оставшиеся буквы С, Т, Е, Р и А, что дает слово МАСТЕРА. Под ним скорее можно догадаться, чем прочитать слово МАКСИМА. Таким образом, Максим все-таки был владельцем собственной мастерской, хотя она и располагалась в храме Макоши. Чуть правее и выше рамочки можно прочитать слово МАКОЖЬ и лигатуру, которая разлагается на буквы двух слов, СВЯТЕ ПАНИ, что и подтверждает мою гипотезу. Получается, что язычники называли Макошь именно так. СВЯТЕ ПАНИ. В прямоугольной рамочке содержится слово МАКАЖЬ. Хотя никаких новых сведений в рассмотренной части нет, но подтверждение гипотезы дорогого стоит.

Далее я рассматриваю в обращенном цвете участок камня по центру прямо над буквами ТЕ надписи СТЕПАНА. Здесь расположено слово, начертанное очень жирными знаками (я подозреваю, что это — очередная надпись МАКЪЖЬ), строкой ниже расположены буквы уже не столь жирные, они образуют слово ЖЕРТЬВЕННИК, под которым можно прочитать слова НАША ЖЕРТВА. Замечу, что камни не только изготавливались в храмовой мастерской, но имели узкое назначение; мы уже столкнулись по крайней мере с двумя разными видами камней, изготовленных древними мастерами. Один тип камня — это ЛИКЪ, то есть идол; он выглядит, как каменная плита и предназначался для вкапывания в землю в вертикальном положении. С другим типом мы столкнулись сейчас, это камень-жертвенник полукруглой формы со специально сколотой плоской поверхностью, на которой выбивались надписи и которая служила подставкой для жертвоприношений. Даже если бы существовало только эти два типа каменных изделий при храмах, существование гранильной храмовой мастерской было бы оправданным.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.449sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.609 секунд